Правовой статус ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля 1995 г.
В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 45.00 Кб (Скачать)

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением  маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка. Таким образом, маржа представляет собой дифференциал процентных ставок Центрального и коммерческих банков.

В настоящее время ставка рефинансирования установлена на уровне 80% годовых, что призвано ограничить темпы роста инфляции путем "сжатия" денежной массы, находящейся в обращении. Введение такой ставки  - временная мера, характеризующая денежное обращение при переходе к рыночной экономике. В западных странах ставки рефинансирования коммерческих банков составляют 6—8% годовых. Подобная "дешевизна" кредитов центральных банков стимулирует активное использование заемных капиталов для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Функция организации безналичных  расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции "банк банков" устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Все предприятия, организации  и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ и услуг. Одновременно по этим счетам производятся платежи за отгруженные товарно-материальные ценности и выполненные работы. Это значит, что с помощью расчетных счетов происходит организация платежного оборота предприятия по различным обязательствам коммерческой деятельности.

В настоящее время применяют  расчеты платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками и аккредитивами. Платежные требования отменены с июля 1992 г. В основном предприятия используют предварительную оплату товарно-материальных ценностей с помощью платежных поручений.

Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.

Большинство кредитных учреждений оснащено компьютерами и терминалами ЭВМ, которые используются для учета и перевода денежных средств предприятий и организаций. Крупные коммерческие банки входят в систему международных платежей с  использованием  спутниковых средств  связи.  Это  позволяет

значительно ускорить совершение платежей и сократить размеры  оборотных капиталов, находящихся  в расчетах.

Функция организации банковских операции, бухгалтерского учета и  статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Важнейшие из них  - правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. По установившейся практике процесс кредитования начинается с представления пакета документов для открытия банковской ссуды. В состав этих документов входят заявление, срочное обязательство, бухгалтерский баланс, технико-экономическое обоснование ссуды, гарантия третьей стороны на погашение кредита и ряд других.

Предоставление кредита  или зачисление валюты ссуды на расчетный  счет заемщика начинается после подписания кредитного договора. Кредит используется для совершения платежей по обязательствам коммерческой деятельности за счет денежных средств банка.

Главное условие использования  кредита  - вложение полученных средств в эффективное коммерческое мероприятие, обеспечивающее получение денежной выручки и прибыли для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Возвратность кредита  состоит в зачислении на ссудные  счета денежной выручки от реализации продукции и товаров банковских клиентов. Правила Центрального Банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств.

Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках, расчеты лимитов оборотных касс и условия инкассации сверхлимитной денежной наличности. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.

Правила бухгалтерского учета  отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Банковские счета ведутся на основе типового плана счетов Центрального Банка, утверждаемого для банковской системы. Правилами предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений. Соблюдение этих правил необходимо для сохранения денежных средств, находящихся в распоряжении банков.

Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности. Ежемесячная, квартальная и годовая отчетность составляется по кредитным вложениям, безналичным расчетам, кассовым оборотам, составу и структуре денежной массы, финансированию капитальных вложений и другим участкам. Отчет о годовой деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.

Функция государственной  регистрации кредитных учреждений.

Во исполнение этой функции  Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковские операции, и поэтому лицензии на банковскую деятельность им не предоставляются. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качестве таковых проводят расчетно-денежные операции в соответствии с правилами Центрального Банка.

Пакет документов для регистрации  нового кредитного учреждения включает:

·        протокольное решение учредителей об открытии нового банка или товарищества;

·        список учредителей с отражением суммы денежных взносов, степени оплаты уставного капитала и остатков денежных средств на счетах в банках для внесения установленного пая;

·        устав банка с характеристикой основных направлений его деятельности по мобилизации денежных средств, организации счетоводства и совершению кредитных и кассовых операций;

·        вступительный баланс на день открытия банка с данными оплаченной части уставного фонда, имущества банка и кассовой наличности в отечественной и иностранной валюте;  

 

·        финансовый план банка с программой денежных ресурсов, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, дебиторской задолженности и кредиторских процентов и расчетной прибыли банка;

·        заключительный баланс на конец отчетного года с предполагаемыми операциями за период с начала деятельности;

·        справка о трудовой деятельности Председателя, его заместителя и главного бухгалтера банка;

·        образцы подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться имуществом банка и его денежными средствами.

Уставный капитал регистрируемого  банка должен составлять не менее 6 млрд. руб., а доля одного учредителя  - не более 35% уставного капитала. Подобное правило защищает банковскую систему от монополизации и позволяет принимать коллегиальные решения по основным вопросам работы банков.

Рассмотрев пакет документов, Центральный Банк принимает решение  об открытии нового кредитного учреждения. Операции последнего начинаются после  передачи лицензии ответственному должностному лицу банка. Отзыв лицензий производится при нарушении уставных требований банков и федерального законодательства в области банковской деятельности.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков.

Расчетно-кассовые центры организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства и Центрального Банка. В результате этого сохраняются единство денежного обращения и возможность регулирования работы коммерческих

банков.

Главные цели государственного контроля за работой коммерческих банков состоят в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении возможных банкротств.

Контроль осуществляется путем ежегодного установления расчетных  нормативов работы коммерческих банков, включая соотношение:

·        собственного капитала банка и средств вкладчиков;

·        задолженности по кредитам и средств предприятий и населения;

·        наиболее ликвидных активов и суммы вкладов до востребования и ряд других. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банков на депозитном рынке, "перегрев" кредитных вложений в хозяйство и позволяет сохранить денежные средства предприятий и населения.

Развитие банковского  дела в различных странах мира свидетельствует, что наиболее надежным показателем банковской ликвидности и сохранности средств вкладчиков служит соотношение активов с наибольшей скоростью оборачиваемости и долгосрочных депозитов, помещаемых на срок свыше одного года. При одном обороте вкладов банковские кредиты совершают несколько десятков оборотов в год, принося банкам большие дебиторские проценты и прибыль. Эффективность использования средств возрастает при создании страховых фондов учредителей, Центрального Банка и Правительства, обеспечивающих платежеспособность банков при массовом изъятии денежных средств. РКЦ ежемесячно проверяют соблюдение коммерческими банками установленных нормативов по данным бухгалтерских балансов и принимают необходимые меры к улучшению их работы.

Функция реализации облигаций  государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк  - уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком.

Продажа облигаций производится на трех уровнях рынка. Первый  - предприятия, организации, учреждения и население. Они свободно покупают и продают долговые обязательства государства за счет временно свободных денежных средств. Основная часть облигаций подлежит продаже на данном рынке. Второй  - коммерческие банки, которые размещают свои активы в операциях с ценными бумагами государства. Такие операции отличаются меньшей степенью риска по сравнению с бизнес-

кредитами функционирующим  предпринимателям. Третий - собственно Центральный Банк, покупающий остаточную (невыкупленную) часть выпущенных облигаций. В большинстве стран мира законодательство о центральных банках запрещает последним открытую покупку облигаций государственных займов. Для этого банк должен быть наделен особыми полномочиями, предоставляемыми органами законодательной и исполнительной власти.

Помимо распространения  облигаций государственных займов, Центральный Банк России производит прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. В 1992—1994 гг. основная часть этого фонда использовалась для покрытия текущих расходов государства в размере 75% бюджетного дефицита. Погашение задолженности производилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При отсутствии доходов предоставленные кредиты списывались на убытки Центрального Банка с последующей компенсацией за счет различных источников денежных средств Министерства финансов. С 1 января 1995 г. прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Цен&sh ;тральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Продажа и покупка золота происходят по цене за одну тройскую унцию (31,1 грамма). В 1991  - 1995 гг. эта цена составляла 350—375 долл. за указанную единицу.

В целях регулирования  курса рубля к иностранным  валютам Совет Министров и  ЦБ РФ в 1995 г. установили валютный коридор в размере 4550—5150 руб. за один доллар США. Введение коридора соответствовало международной практике регулирования валютных курсов и поддержания стабильной покупательной способности американского доллара как мировой валюты, предназначенной для расчетов по экспортно-импортным операциям. Коридор был призван упорядочить валютные операции и расчеты по внешней торговле без нанесения ущерба отечественным экспортерам и импортерам.

В настоящее время официальный  курс рубля по отношению к доллару  США и другим иностранным валютам  устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по результатам торгов на меж-

Информация о работе Правовой статус ЦБ РФ