Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:19, курсовая работа
Цели курсовой работы:
Условия возникновения рынка совершенной конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть Эффективность совершенной конкуренции.
Введение...........................................................................................................................2
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка……….....4
1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты ........................................................4
1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....................7
1.3.Условия возникновения совершенной конкуренции……………………......….11
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции………………...…....15
2.1. Спрос на продукт фирмы……………………………………………..……..…..15
2.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде………..……..…16
2.3. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…...………….19
2.4. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………..20
2.5. Эффективность совершенной конкуренции……………………………..……..24
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список литературы........................................................................................................
Таблица 1.
Типология рыночных структур
Тип продукта | Количество продавцов | ||
Один | Несколько | Много | |
Однородные продукты | Чистая монополия | Гомогенная олигополия | Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты | Чистая многопродуктовая монополия | Олигополия с дифференциацией продукции | Монополистическая конкуренция |
Согласно
другим авторам, в основу типологизации
положено различие в количестве субъектов
рыночных отношений (табл. 2.).
Таблица 2.
Типы и виды рынков
|
Однородность продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.
Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.
Согласно
парадигме «структура-
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.
Таким
образом, в зависимости от характеристик,
выделяют несколько типов рыночных
структур - рынки совершенной и
монополистической конкуренции, монополии,
олигополии. Тип организации рынка,
как было отмечено выше, в свою очередь
влияет на характер поведения фирмы, тем
самым делая анализ рыночной структуры
отрасли, к которой принадлежит фирма,
необходимым условиям для ее успешного
функционирования и развития.
1.3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Каковы условия возникновения совершенной конкуренции и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? – это, наверное, самый важный вопрос в изучении института совершенной конкуренции.
Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:
1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко.
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
5. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.
6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
8. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
9.
Уместность. Чистая конкуренция на практике
встречается довольно редко. Это не означает,
однако, что анализ конкурентного рынка
– неуместное логическое упражнение.
2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.3).
Совершенно
конкурентная фирма принимает цену
на свою продукцию как данную, не
зависящую от продаваемого ею объема
продукции. Допустим, в отрасли действуют
10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из
которых выпускает по 100 единиц продукта.
Совокупное предложение, таким образом,
составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим,
что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает
свое производство до 50 единиц. Скажется
ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение
выпуска одной фирмой оказывает почти
незаметное воздействие на совокупное
предложение – точнее, общая величина
предложения уменьшается с 1 млн. до 999
950 единиц. Это очевидно недостаточное
изменение совокупного предложения, для
того чтобы заметно повлиять на цену продукции.
Но при любой цене, превышающей p0
даже на небольшую величину, объем спроса
равен 0. Фирма потеряет своих клиентов,
если попытается поднять цену выше p0.
Если же конкурентная фирма устанавливает
цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели
будут приобретать товар только у данной
фирмы, и величина спроса на продукцию
фирмы будет равна величине рыночного
спроса по установленной цене. Но такая
цена никогда не будет установлена конкурентной
фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности.
Таким образом, конкурентная фирма всегда
устанавливает цену на свой продукт, равную
сложившейся рыночной цене.
Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции