Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы:

Условия возникновения рынка совершенной конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть Эффективность совершенной конкуренции.

Содержание

Введение...........................................................................................................................2

1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка……….....4

1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты ........................................................4

1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…....................7

1.3.Условия возникновения совершенной конкуренции……………………......….11

2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции………………...…....15

2.1. Спрос на продукт фирмы……………………………………………..……..…..15

2.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде………..……..…16

2.3. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…...………….19

2.4. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………..20

2.5. Эффективность совершенной конкуренции……………………………..……..24
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список литературы........................................................................................................

Работа содержит 1 файл

моя курсовая микро.doc

— 223.00 Кб (Скачать)
 

Поведение фирмы в условиях совершенной  конкуренции.

Введение...........................................................................................................................2

1. Теоретические  аспекты функционирования фирмы  в условиях рынка……….....4

1.1.     Понятие фирмы, ее отличительные  черты ........................................................4

1.2.    Поведение фирмы в условиях  различных рыночных структур…....................7

1.3.Условия  возникновения совершенной конкуренции……………………......….11

2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции………………...…....15

2.1.  Спрос на продукт фирмы……………………………………………..……..…..15

2.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде………..……..…16

2.3. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…...………….19

2.4. Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде………………..20

2.5. Эффективность совершенной конкуренции……………………………..……..24
Заключение…………………………………………………………………………….29

Список литературы........................................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Казахстан уже достаточно продолжительное время находится на пути реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является  понятие конкуренции. Существует множество ее определений и, как правило, они не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и  предложения товаров на рынке.

      Тема  данной курсовой работы «Поведение фирмы  в условиях совершенной конкуренции».

      Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед  экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и  поступательному движению цивилизации.

      Каждый  действительно грамотный экономист  знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

      В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

        Рассмотрение поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней важны и актуальны для изучения.

      Цели  курсовой работы:

    1. Условия возникновения рынка совершенной конкуренции;
    2. Проанализировать особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
    3. Рассмотреть Эффективность совершенной конкуренции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 

1.1. Понятие фирмы,  ее отличительные  черты 

     В микроэкономическом анализе главным  объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в  современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В экономической теории термины «фирма» и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

     Фирма как один из основных институтов современной  экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект  экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической  среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

     Фирма - это институциональное образование  рыночной экономики, предназначенное  для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую и иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственником. Существуют государственные и частные фирмы. Предпринимательская фирма - фирма, находящаяся в собственности предпринимателя, который покупает на рынке все необходимые факторы производства. Естественно, целью такой фирмы является максимизация прибыли собственника, - остаточного дохода после осуществления всех платежей владельцам факторов. Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике - это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и товарищество.

     Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов  состоит в том, что она:

- представляет  собой достаточно крупную и  организационно оформленную единицу;

- является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;

- выполняет  особую функцию в экономике:  покупает ресурсы с целью производства  товаров и услуг. Фирма служит  инструментом распределения ресурсов  в экономике между альтернативными  возможностями их использования;

- существование  и рост фирмы обеспечивается  за счет разницы между совокупной  выручкой и совокупными издержками - прибыли. Прибыль всегда присутствует  в деятельности фирмы - либо  как главная цель, либо как  один из значимых критериев  ее поведения.

     Таким образом, характерными чертами предприятия  являются: организационное и технико-производственное единство, экономическая обособленность и экономическая самостоятельность.

     Существуют  три основных подхода к определению  фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы.

     Так как роль фирм в экономике состоит  в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме  является одним из центральных в  теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

     Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной  фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

     Согласно  контрактной концепции, фирма представляет собой совокупность отношений между  работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами.

     Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это  транзакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Транзакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.

     Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок  может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками.

     Необходимо  отметить, что фирма не только подчиняется  экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму  как на активный субъект рынка  составляет основу стратегического  подхода к фирме.

     Цель  жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

     В настоящее время функционируют  различные виды предприятий, в зависимости  от форм собственности: частные, коллективные, государственные. По своим целям деятельности предприятия делятся на некоммерческие (бюджетные) и коммерческие. В зависимости от размеров предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. Ускоренно стали развиваться малые предприятия, индивидуальное и семейное хозяйствование, как более гибкие и восприимчивые к рынку (строительство, оказание услуг, мелкое производство). По сфере деятельности предприятия делятся на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, коммунальные, торговые и др. Появляются новые виды предприятий.

     Таким образом, предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли. Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. 

1.2. Поведение фирмы  в условиях различных  рыночных структур 

     В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.

     На  поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

     В общем виде различают рынки совершенной  и несовершенной конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

     Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции