Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении конкуренции как стихийно происходящего явления. Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Выделяют два основных типа конкуренции: совершенная и несовершенная.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И «НЕВИДИМАЯ РУКА»
РЫНКА 5
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ РЫНОЧНАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 9
Свободная, или совершенная, конкуренция.
Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
Монополистическая, несовершенная конкуренция.
Форма конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция.
Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах.
ГЛАВА 3. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Недостатки:
3(2 , стр. 112)
2.2. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции
Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:
В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определённую зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью таблицы 1., и рисунка 1.
При повышении цены спрос падает, а предложение растёт. DD - кривая спроса; SS - кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS.Цeнa в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникает дефицит в размере А1В1; при цене 700 - излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.
Спрос и предложение на кофе в банках Таблица 1.
Цена | Спрос | Предложение | Цена | Спрос | Предложение | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||||||
0 | 400 | 0 | 700 | 200 | 300 | ||||||
100 | 350 | 100 | 900 | 100 | 350 | ||||||
300 | 300 | 200 | 1000 | 50 | 450 | ||||||
500 | 250 | 250 |
На микроуровне различают общее и частное равновесие.
Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.
Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определённым группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.
Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т. д.); от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства (сырьё, материалы, оборудование) и предметы потребления.
Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства). Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия4.
4(3, стр. 64)
2.3. Монополистическая, несовершенная конкуренция
Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце 19- начале 20 в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополий влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.
Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения
различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путём организационных приёмов образует монополию. До 20 в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.
Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавцами.
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство, и сбыт основной массы продукции ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
• рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определённого товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии.
Билатеральная
монополия (двухсторонняя монополия) -
тип рыночной структуры, при которой возникает
противоборство единого поставщика и
единого (объединённого) потребителя.
Такой рынок возникает при использовании
электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении
(табл.2)
|
Таблица 2.
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственного учреждения или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.5
5(4, стр. 21)
2.4. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция
В период монополистической конкуренции основными её формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путём:
Промышленно-