Поведение фирмы в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении конкуренции как стихийно происходящего явления. Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики. Выделяют два основных типа конкуренции: совершенная и несовершенная.

Содержание

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И «НЕВИДИМАЯ РУКА»
РЫНКА 5
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ РЫНОЧНАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА 9
Свободная, или совершенная, конкуренция.
Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.
Монополистическая, несовершенная конкуренция.
Форма конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция.
Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах.
ГЛАВА 3. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

    Недостатки:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  • не создаёт условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  • не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;
  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.3

     3(2 , стр. 112)

     2.2. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции

     Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

     Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

  • законом спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше - при повышении;
  • законом предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создаёт и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.

     В качестве примера выразим спрос через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, тогда получим кривую спроса, которая отражает строго определённую зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене. Это можно проиллюстрировать с помощью таблицы 1., и рисунка 1.

     При повышении цены спрос падает, а предложение растёт. DD - кривая спроса; SS - кривая предложения. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и SS.Цeнa в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие. При цене 250 возникает дефицит в размере А1В1; при цене 700 - излишек АВ. Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебаний цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением, рынок становится равновесным.

    Спрос и предложение на кофе в банках Таблица 1.

Цена Спрос Предложение Цена Спрос Предложение
1 2 3 1 2 3
0 400 0 700 200 300
100 350 100 900 100 350
300 300 200 1000 50 450
500 250 250      

 
 

    На микроуровне различают общее и частное равновесие.

      Общее равновесие на рынке достигается тогда, когда наступает соответствие между совокупным общественным производством (совокупное предложение товаров и услуг) и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т. е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг.

      Частное равновесие. Совокупное общественное производство складывается из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и реализуемых определённым группам населения. В этом случае при совокупном соответствии по отдельным группам товаров возможны отклонения, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Но увеличение продажи одной группы товаров означает в рамках совокупного соответствия уменьшение продаж другой группы товаров. Например, уменьшение продажи мясных продуктов компенсируется увеличением продажи хлебных изделий.

     Общий товарный спрос делится на части в зависимости от структуры общества (рабочие и ИТР, соотношение занятых мужчин, женщин, соотношение взрослых и детей, работающих и пенсионеров и т. д.); от общественного производства (выпуск различных групп товаров); от вкусов различных групп населения; от уровня развития техники и возможностей производства тех или иных товаров; от уровня спроса на средства производства (сырьё, материалы, оборудование) и предметы потребления.

     Формирование спроса на предметы потребления зависит также от общественного устройства общества (структура потребления рабочих семей, семей интеллигенции, предпринимателей, семей работников сельского хозяйства). Обеспечение равновесия по отдельным группам товаров выступает в качестве частного равновесия4.

                         4(3, стр. 64)  

                            2.3. Монополистическая, несовершенная конкуренция

     Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце 19- начале 20 в. в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополий влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.

     Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения

различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками    монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путём организационных приёмов образует монополию. До 20 в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.

     Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

     Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

     Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавцами.

     Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство, и сбыт основной массы продукции ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

     • рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

  • рыночная структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
  • рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

     Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определённого товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии.

     Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении (табл.2) 

Покупатели  
    Продавцы
 
 
 
 
 
 
    Много
Несколько
    Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
  (полная (неск. (один продавец,
  конкуренция) продавцов, много
    много покупателей)
    покупателей)  
Несколько   Билатеральная Билатеральная
  Олигопсония олигополия монопсония
  (олигопсония (неск. продавцов (один продавец и
  спроса) и покупателей) один покупат.)
Один Монопсония Ограниченная Билатеральная
  (монопсония монопсония монопсония
  спроса) (неск. (один продавец и
    продавцов, один один
    покупатель) покупатель)

Таблица 2.

     В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственного учреждения или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.5

     5(4, стр. 21)

    2.4. Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция

     В период монополистической конкуренции основными её формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

     Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путём:

  • разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов;
  • накопления и использования научно- технической информации; приобретения и использования патентов. При научно-техническом соперничестве обычно используются две модели:
  1. Конкурентная модель - основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют любую техническую новинку прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.
  1. Монополистическая модель - основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счёт нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счёт морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.

     Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счёт того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях монополии фирма может уменьшить объём выпуска продукции, назначит более высокие цены, снизить за счёт этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счёт издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

Информация о работе Поведение фирмы в условиях конкуренции