Потребительский выбор во времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и виды потребностей человека 6
2. Рациональность потребителя и свобода выбора 9
2.1. Потребительское предпочтение 10
2.2. Потребительский выбор во времени 13
2.3. Ирвинг Фишер межвременной выбор 14
2.4. Межвременное бюджетное ограничение 15
2.5. Франко Модильяни и теория жизненного цикла 17
2.6. Милтон Фридман и теория постоянного выбора 20
2.7. Рациональные ожидания и потребление 23
3. Проблемы потребительского выбора 25
3.1.Бюджетная линия 25
3.2.Кривые безразличия 27
3.3.Проблемы потребительского выбора в России 30
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

КР Потребительский выбор во времени.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Кафедра экономики

  
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Потребительский выбор во времени» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Работу выполнил:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 год

 

      Содержание 

Введение 3
1. Сущность  и виды потребностей человека 6
2. Рациональность  потребителя и свобода выбора 9
2.1. Потребительское  предпочтение 10
2.2. Потребительский  выбор во времени 13
2.3. Ирвинг  Фишер межвременной выбор 14
2.4. Межвременное  бюджетное ограничение 15
2.5. Франко  Модильяни и теория жизненного  цикла 17
2.6. Милтон  Фридман и теория постоянного выбора 20
2.7. Рациональные  ожидания и потребление 23
3. Проблемы потребительского выбора 25
3.1.Бюджетная линия 25
3.2.Кривые  безразличия 27
3.3.Проблемы  потребительского выбора в России 30
Заключение 31
Список  использованной литературы 33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера реализации и товарно-денежных отношений,  а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

      Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

      Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

      Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

      Товары, спрос на которые изменяется в  зависимости от изменения цен  на другие товары, называются “взаимосвязанными товарами”. Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены) являются “взаимозаменяемыми” (субститутами). Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара (увеличение цены одного из них влечет за собой снижение объема спроса на другой при каждом значении цены), являются “взаимодополняемыми” (комплементарными). Примеры взаимозаменяемых товаров: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки железнодорожным транспортом; рост цен на мясо может увеличить спрос на рыбу и т.п. Примеры взаимодополняемых товаров: снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты; повышение цен на бензин приводит к уменьшению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов; повышение цены кофе снижает спрос на кофеварки и т.п.

      Предложение - это обобщенная характеристика готовности производителей продавать товар за определенный период по каждой из всех возможных цен. Объем предложения (количество товара, которое производители готовы и в состоянии продать по некоторой цене в течение определенного периода времени) зависит от цены данного товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Закон предложения - это принцип, согласно которому на рынке между ценой товара и объемом этого товара, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость.

      Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

      Бюджетная линия показывает все возможные  комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

      Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

      Точка пересечения линии ограничения  по бюджету и кривой безразличия  называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

      Потребности – это совокупность нужд, запросов, желаний людей для обеспечения  их жизни и деятельности, развития личности каждого человека, развития семьи, предприятий и организаций, общества в целом.

      Круг  потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только многообразными, но и более совершенными. Потребности каждого человека практически безграничны. Однако, степень удовлетворения потребностей зависит от размера того дохода, который он получает, а это означает, что люди постоянно сталкиваются  с практической проблемой на что истратить полученные деньги. С подобной проблемой сталкиваются и руководители различных предприятий и правительство любой страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность и виды потребностей человека

      Потребности (needs) определяются как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

      Основными потребностями человека являются биологические потребности.

      Эти потребности являются основой  формирования конкретных  потребностей людей (необходимость  утолить голод  рождает потребность  в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было удовлетворение этих нужд.

      К числу  основных потребностей человека относятся:

  • в пище
  • в одежде
  • в жилье
  • в безопасности
  • в лечении при заболеваниях.

      Эти  потребности  необходимы  для  простого  выживания людей, но и  они являются очень  сложной задачей. До  сих пор  люди не могут полностью решить эти проблемы ; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживания.

      Кроме того, потребности человека намного  больше, чем просто набор условий  для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

      Кроме того можно выделить и экономические  потребности человека. Экономические  потребности можно определить с  одной стороны как недостаток чего-либо необходимого для поддержания  жизнедеятельности и развития личности, формы общества в целом. С другой стороны они определяются как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

      Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие  жизненно важные потребности человека (биологические: пища, одежда и другие), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и другие). Первичные потребности

незаменимы  одна другой, а вот в случае с  вторичными  возможно замещение. Деление  экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно. Соотношение между ними с развитием общества изменяется.

      С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается  доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного  пользования.

      Таким образом, потребности – это совокупность нужд, запросов, желаний людей для обеспечения их жизни и деятельности, развития личности каждого человека, развития семьи, предприятий и организаций, общества в целом.

      Круг  потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только многообразными, но и более совершенными. Потребности каждого человека практически безграничны. Однако, степень удовлетворения потребностей зависит от размера того дохода, который он получает, а это означает, что люди постоянно сталкиваются  с практической проблемой на что истратить полученные деньги. С подобной проблемой сталкиваются и руководители различных предприятий и правительство любой страны.

      Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

      Все экономические блага можно разделить  на долговременные, предполагающие  многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и тому подобное), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и так далее). Среди благ выделяют взаимодополняемые (комплементарные) и взаимозаменяемые (субституты).

      Согласно  теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно  необходимого труда, то есть труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней  интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономические благо может быть использовано для удовлетворения нескольких различных потребностей. Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы.

      Полезность  блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в девятнадцатом веке была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке). Можно отметить, что  хотя общая полезность (total utility – TU) с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility – MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.  
 
 
 

Информация о работе Потребительский выбор во времени