Понятие виды и сущность конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути
реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм. Который состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур. Взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение3
Понятие и виды конкуренции5
Сущность конкуренции5
Виды конкуренции7
Функции конкуренции18
Методы ведения конкурентной борьбы21
Защита конкурентной среды24
Заключение26
Список используемой литературы28

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭТ.docx

— 72.54 Кб (Скачать)

    Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

    1. качество конкуренции;
    2. само существование конкуренции;
    3. цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
    4. предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
    5. защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
    6. ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  ведения конкурентной борьбы.

    Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

    Добросовестная  конкуренция. Основными методами являются:

    1. повышение качества продукции
    2. снижение цен ("война цен")
    3. реклама
    4. развитие дои после продажного обслуживания
    5. создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

    Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными  распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита  и др. В основном ценовая конкуренция  используется для выталкивания с  рынка более слабых соперников или  проникновения на уже освоенный  рынок.

      Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за  качество предлагаемого на рынок  товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества  или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со  стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный  цикл, начинающийся с накопления  экономической и научно-технической  информации. В качестве примера  можно привести тот факт, что  известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку телевизоров  одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

    В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам. Т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

    Большую роль играет до, и после продажное  обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих  деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных  центров по обслуживанию купленной  продукции, включая обеспечение  запасными частями, ремонт и т.п. 

      В связи с большим влиянием  на общественность средств массовой  информации, прессы реклама является  важнейшим методом ведения конкурентной  борьбы. Т.к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том  или ином товаре, причем как  в лучшую, так и в худшую  стороны. 

    Но  наряду с методами  добросовестной конкуренцией существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

    Недобросовестная  конкуренция. Основными методами являются:

    экономический (промышленный шпионаж)

    1. подделка продукции конкурентов
    2. подкуп и шантаж
    3. обман потребителей
    4. махинации с деловой отчетностью
    5. валютные махинации
    6. сокрытие дефектов и т.д.

      К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она  находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве  в виде конкретных товаров  или новых технологий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Защита  конкурентной среды.

    Защитой конкурентной среды в РФ занимается Федеральная антимонопольная служба. За основу она берет федеральный  закон «О защите конкуренции» принятый Государственной Думой 26 июля 2006 года.

    Предмет и цели настоящего Федерального закона:

    1. Настоящий Федеральный закон  определяет организационные и  правовые основы защиты конкуренции,  в том числе предупреждения  и пресечения:

    1) монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции;

    2) недопущения, ограничения, устранения  конкуренции федеральными органами  исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, иными  осуществляющими функции указанных  органов органами или организациями,  а также государственными внебюджетными  фондами, Центральным банком Российской  Федерации.

    2. Целями настоящего Федерального  закона являются обеспечение  единства экономического пространства, свободного перемещения товаров,  свободы экономической деятельности  в Российской Федерации, защита  конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования  товарных рынков.

    Сфера применения настоящего Федерального закона:

    1. Настоящий Федеральный закон  распространяется на отношения,  которые связаны с защитой  конкуренции, в том числе с  предупреждением и пресечением  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции,  и в которых участвуют российские  юридические лица и иностранные  юридические лица, федеральные органы  исполнительной власти, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции  указанных органов органы или  организации, а также государственные  внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

    2. Положения настоящего Федерального  закона применяются к достигнутым  за пределами территории Российской  Федерации соглашениям между  российскими или иностранными  лицами либо организациями, если  в отношении таких соглашений  в совокупности выполняются следующие  условия:

    1) соглашения достигнуты в отношении  находящихся на территории Российской  Федерации основных производственных  средств и (или) нематериальных  активов либо в отношении акций  (долей) российских хозяйственных  обществ, прав в отношении российских  коммерческих организаций;

    2) соглашения приводят или могут  привести к ограничению конкуренции  в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками  рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий  своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые  различные, однако существует объективная  потребность не только глубокого  познания закономерностей и условий  зарождения этого соперничества  как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек  этих форм движения хозяйственной деятельности.

    Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется  регулированию со стороны общества в лице государства.

    Конкуренция, как она себя проявляла во все  времена, представляется как "война  всех против всех". Эта война выглядит так:

    Первый  фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может  без ущерба для своего бизнеса, продать  товар дешевле.

    Второй  фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся  приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

    Третий  фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается  более сплоченным в проведении своей  политики в отношении уровня цен.

    Исходом указанной борьбы в тот или  иной период является установление общей  цены на однородные продукты. Конкуренция  в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает  общественные цели.

    Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования.

    В рыночной конкуренции проявляется  действие закона стоимости. Под его  воздействием одни производители товаров  успешно выдерживают противодействие  своих конкурентов и прогрессируют  в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

    Свободная конкуренция свойственная существованию  большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые  сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может  быть, например монополия или олигополия. 
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Экономическая теория: учебник/ С. С. Носова. – 2-ое изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  2. Микроэкономика: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
  3. Курс экономической теории: учебник/ Чепурина М. Н., Киселева Е. А. – 6-ое изд. – Киров: АСА, 2007.
  4. Экономическая теория: учебник/ Грязнова А.Г., Соколинский В.М., ред.М.: КноРус, 2008.
  5. ФЗ «О защите конкуренции»: от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ// www.consultant.ru/law/ - Глава 1 Ст. 1, Ст. 3.
  6. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Вечканов Г. С. – 2-ое изд. –    Питер, 2008.
  7. Экономическая теория: пособие для сдачи экзаменов/ Симоненко В. –Москва, 2008.
  8. Тарануха  Ю.В. Микроэкономика: Учебник. - М.: Дело и Сервис, 2006.
  9. Липсиц И.В.Экономика: учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2004.- 656 с.
  10. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А.Райсберга. - М.: Инфра-М, 2006.
  11. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник.- М.: Омега-Л, 2006.
  12. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. - М.: Инфра -М, 2004.
  13. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики / Учебное пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 2002.
  14. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

Информация о работе Понятие виды и сущность конкуренции