Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути
реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм. Который состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур. Взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Введение3
Понятие и виды конкуренции5
Сущность конкуренции5
Виды конкуренции7
Функции конкуренции18
Методы ведения конкурентной борьбы21
Защита конкурентной среды24
Заключение26
Список используемой литературы28
Рис.3.2. Линия совершенно эластичного спроса совершенно конкурентной фирмы.
Кривая спроса на продукт монополии совпадает с кривой рыночного спроса в отличие от совершенной конкуренции. Линия спроса совершенно-конкурентной фирмы не является совершенно эластичным, т.к. потребитель всегда отвечает на повышение цены уменьшением объема спроса.
Монополист может установить либо цену, либо объемом выставляемой на продажу продукции на любой данный период.
В краткосрочный период имеют место издержки – монополист обладает большим капиталом. Фирма монополист в краткосрочный период получает не только прибыль но сверх прибыль.
В
долгосрочном периоде монополия
имеет относительно большие возможности,
чем фирма в совершенной
Деятельность монополии приводит как к положительным, так и отрицательным последствиям.
Положительные:
Отрицательные:
Положительные и отрицательные последствия монополии связанны с ценовой дискриминацией под которой подразумевается монопольная практика установления единых цен на одинаковые товары.
Виды ценовой дискриминации:
Ценовая
дискриминация возможна на те товары,
которые покупатели не могут передавать.
Монополисты прибегают к
Олигополия.
Олигополия является промежуточной формой несовершенной конкуренции, которая находится между чистой монополией и совершенной конкуренции. Олигополия является наиболее распространенным типом рыночных структур. В основу квалификации олигополии положено несколько признаков:
На олигополистическом рынке большинство фирм зарабатывают, прибыль на долгосрочном этапе, поскольку ограничения доступа в отрасль делает сложным или невозможным вход в отрасль новых фирм.
При олигополии несколько фирм производят всю или почти всю продукцию, прибыль в условиях олигополии является устойчивой и как правило, преобладает на современном рынке.
Олигополия
т. о. это такая модель экономической
структуры, при которой в отрасли
присутствует мало продавцов, которые
принимают решение об объеме выпуска
и цене совместно. Реакция на изменение
цены или количество продукции со
стороны фирмы учитывает
Естественная олигополия существует тогда, когда несколько фирм могут поставлять продукцию на рынки при боле низких долгосрочных издержках, чем они были бы у множества фирм, т. о. основными чертами олигополистических фирм, являются всего несколько фирм снабжающих продукцией весь рынок, которые могут быть дифференцированы. Фирмы в отрасли взаимосвязаны.
Характерные черты олигополии приводят к тому, что на практике нет ни одной модели олигополии, и все модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции, фирмы вынуждены идти на сговор, чтобы уменьшить, ослабить конкуренцию или увеличить прибыль.
Для
олигополистического рынка
К
моделям олигополистического
В
20-е годы XX века считалось, что на олигополистических
рынках существует тенденция оставаться
твердыми, чтобы это объяснить и была разработана
модель, чтобы объяснить каким образом
предположения одной фирмы на реакцию
конкурентов на их действия могут приводить
к непредвиденным результатам. Эта модель
основывается на том, что зная реакцию
конкурента на снижения цены, другие олигополисты
не позволят себе не повысить цену.
Рис.4. D D1 DI D2—ломаная кривая спроса олигополии
Монополистическая конкуренция:
Необходимым
условие при переходе от совершенной
конкуренции к монополии
Условия монополистической конкуренции:
Хотя продукция каждой фирмы отличается, её можно определить в товарные группы похожие на отрасли, в которых продавцы представляют собой конкурирующие фирмы.
При
монополистической конкуренции
спрос является менее эластичным,
чем при совершенной
эластичность спроса, чем выше степень дифференциации продукта, тем выше степень эластичности спроса.
Рис.5. Кривая спроса монополистической конкуренции (Q мон. конк.< Q сов. конк.; P м.к.< Q с.к.)
В
краткосрочном периоде
В
долгосрочном периоде монополистически
конкурентная фирма может изменять
производственные мощности фирмы, процесс
инновации может продолжаться практически
все время по мере увеличения числа
фирм и предложение схожих товаров
становится более изобильным, цена
на единицу продукции будет
Положение фирмы в условиях монополистической конкуренции отличается от чистой монополии или совершенной конкуренции: 1) В отличии от монополии фирма не будет производить данного вида продукции и не будет находиться под действием конкурентов, других фирм производящих группу взаимозаменяемых товаров. 2) Фирма может не учитывать ответную реакцию конкурента на свою деятельность поскольку производителей данной группы взаимозаменяемых товаров много и каждый из них указывает незначительное воздействие на общие условия реализации продукции. 3) Объем сбыта, ограничен и определяется рыночной ценой, расходом, реализацией, особенностью продукции и т. п.
Издержки монополистической конкуренции: 1) не загруженность монополистических предприятий. 2) более высокие цены на продукцию для потребителей, однако эти недостатки компенсируются тем, что линия спроса: a) Дает возможность реагировать количеством на изменение цены. b) Дифференциация благоприятно сказывается на удовлетворении потребностей.
Если
фирма стремиться убедить потребителя,
что их товар лучший не прибегая
к ценовым факторам, то это неценовая
конкуренция. Основной вид неценовой
конкуренции – реклама.
Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для
того чтобы устоять в борьбе,
предприниматель должен
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует «экономическую» силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области