Понятие виды и сущность конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Россия уже достаточно продолжительное время находится на пути
реформирования своей экономики, на стадии становления и утверждения рыночных отношений. Эти отношения, как и рыночная экономика в целом, представляет собой сложнейший организм. Который состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур. Взаимодействующих на основе разветвленной системы, объединенной единым понятием «рынок». Здесь встречаются производители и потребители, продавцы и покупатели, здесь в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

Содержание

Введение3
Понятие и виды конкуренции5
Сущность конкуренции5
Виды конкуренции7
Функции конкуренции18
Методы ведения конкурентной борьбы21
Защита конкурентной среды24
Заключение26
Список используемой литературы28

Работа содержит 1 файл

Курсач по ЭТ.docx

— 72.54 Кб (Скачать)

  Рис.3.2. Линия совершенно эластичного спроса совершенно конкурентной фирмы.

    Кривая  спроса на продукт монополии совпадает  с кривой рыночного спроса в отличие от совершенной конкуренции. Линия спроса совершенно-конкурентной фирмы не является совершенно эластичным, т.к. потребитель всегда отвечает на повышение цены уменьшением объема спроса.

    Монополист  может установить либо цену, либо объемом  выставляемой на продажу продукции  на любой данный период.

    В краткосрочный период имеют место  издержки – монополист обладает большим  капиталом. Фирма монополист в краткосрочный  период получает не только прибыль  но сверх прибыль.

    В долгосрочном периоде монополия  имеет относительно большие возможности, чем фирма в совершенной конкуренции  это связанно с преимуществом  крупного производства над мелким в  частности с более широкими возможностями  использования новых технологий. Отличительной особенностью монополии в долгосрочном периоде является получение ещё большей сверхприбыли чем в краткосрочный период.

    Деятельность  монополии приводит как к положительным, так и отрицательным последствиям.

    Положительные:

    1. Все положительные результаты, которыми характеризуется деятельность крупных фирм.
    2. Более широкие возможности роста капитала
    3. Использование достижений научно технического прогресса
    4. Расширение ассортимента и повышение качества продукции.

    Отрицательные:

    1. Недопроизводство продукции, вызванное наличием неудовлетворенного спроса и стремлением сохранить более высокий уровень монополии.

    Положительные и отрицательные последствия  монополии связанны с ценовой дискриминацией под которой подразумевается монопольная практика установления единых цен на одинаковые товары.

    Виды  ценовой дискриминации:

    1. Увеличение объема выпуска одного товара обуславливается снижением цены товара на другие товары субституты, если выручка снижается, тогда снижается качество и повышается цена на товар.
    2. Если товары взаимосвязаны изменения объема выпуска на один товар увеличит спрос и на другой, то повышается цена на второй товар.
    3. При выпуске независимых товаров предварительная выручка не испытывает влияние монополии.

    Ценовая дискриминация возможна на те товары, которые покупатели не могут передавать. Монополисты прибегают к ценовой  дискриминации, как для снижению цен, так и для повышения. 

Олигополия.

    Олигополия  является промежуточной формой несовершенной  конкуренции, которая находится  между чистой монополией и совершенной  конкуренции. Олигополия является наиболее распространенным типом рыночных структур. В основу квалификации олигополии положено несколько признаков:

    1. Характеристика производимой продукции (если фирма производит однородный продукт, то это чистая олигополия; если продукция производится дифференцируемая, то такая олигополия, называется дифференцируемой.)
    2. Численность фирм олигополистов (если фирм не более 5, то это жесткая олигополия; если фирм от 5 до 10 – аморфная олигополия.)

    На  олигополистическом рынке большинство  фирм зарабатывают, прибыль на долгосрочном этапе, поскольку ограничения доступа  в отрасль делает сложным или  невозможным вход в отрасль новых  фирм.

    При олигополии несколько фирм производят всю или почти всю продукцию, прибыль в условиях олигополии является устойчивой и как правило, преобладает на современном рынке.

    Олигополия  т. о. это такая модель экономической  структуры, при которой в отрасли  присутствует мало продавцов, которые  принимают решение об объеме выпуска  и цене совместно. Реакция на изменение  цены или количество продукции со стороны фирмы учитывает поведение  других фирм конкурентов. Реакция, которую ждут покупатели, так же учитывается при учете их возможностей. Немногочисленность конкурентов заставляет их считаться с реакцией друг друга, на изменение решений их стратегия состоит в увеличении прибыли своей доли на рынке. Во многих случаях при входе в отрасль присутствуют барьеры аналогичные условиям монополии.

    Естественная  олигополия существует тогда, когда  несколько фирм могут поставлять продукцию на рынки при боле низких долгосрочных издержках, чем они были бы у множества фирм, т. о. основными чертами олигополистических фирм, являются всего несколько фирм снабжающих продукцией весь рынок, которые могут быть дифференцированы. Фирмы в отрасли  взаимосвязаны.

    Характерные черты олигополии приводят к тому, что на практике нет ни одной модели олигополии, и все модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции, фирмы вынуждены идти на сговор, чтобы уменьшить, ослабить конкуренцию или увеличить прибыль.

    Для олигополистического рынка характерными являются ценовые войны Ценовая война – цикл последовательных снижений цены конкурирующих фирм на олигополистических рынках, т. о. это одно из возможных последствий олигополии. Ценовые войны хороши для потребителя и плохи для производителя. 

    К моделям олигополистического ценообразования  относят:

    1. Твердость цен или ломаная кривая спроса.
    2. Лидерство в ценах.
    3. Теория игр.
    4. Ценообразования по принципу «издержки +».

    В 20-е годы XX века считалось, что на олигополистических рынках существует тенденция оставаться твердыми, чтобы это объяснить и была разработана модель, чтобы объяснить каким образом предположения одной фирмы на реакцию конкурентов на их действия могут приводить к непредвиденным результатам. Эта модель основывается на том, что зная реакцию конкурента на снижения цены, другие олигополисты не позволят себе не повысить цену. 

Рис.4. D D1 DI D2—ломаная кривая спроса олигополии

Монополистическая конкуренция:

    Необходимым условие при переходе от совершенной  конкуренции к монополии является дифференциация продукции. Элементом  монополии становится по мере усиления монополизма, является дифференциация продукции. В итоге создается  такая ситуация при которой каждый из производителей с одной стороны  обладает монополией на свой продукт, а с другой стороны эта фирма  подвергается конкуренции со стороны  других фирм изготавливающие взаимозаменяемые товары. Дифференциация продукта –  факт, свидетельствующий о том, что  почти каждый товар имеет заменяющий его конкурирующий товар.

    Условия монополистической конкуренции:

    1. Несовершенная заменяемость товара, т.е. товар, имеет исключительные качества или характеристики.
    2. Продавцы на рынке не считаются не с реакцией своих конкурентов, когда выбирают цену на товар или объем годовых продаж не с характеристикой товаров производимых конкурентами.
    3. На рынке есть условия свободного входа и выхода из отрасли, однако уже работающие на данном рынке могут сохранить свои преимущества перед вновь входящими фирмами.

    Хотя  продукция каждой фирмы отличается, её можно определить в товарные группы похожие на отрасли, в которых  продавцы представляют собой конкурирующие  фирмы.

     При монополистической конкуренции  спрос является менее эластичным, чем при совершенной конкуренции, но больше чем при монополии. Степень  эластичности зависит: 1) от числа конкурентов; 2) от степени дифференциации продукта. Чем больше конкурентов, тем выше

эластичность  спроса, чем выше степень дифференциации продукта, тем выше степень эластичности спроса.

Рис.5. Кривая спроса монополистической  конкуренции (Q мон. конк.< Q сов. конк.; P м.к.< Q с.к.)

    В краткосрочном периоде монополистическая  конкуренция получает монополистическую  прибыль, в отличии от совершенной  конкуренции, однако объем производства выше, чем при совершенной конкуренции.

    В долгосрочном периоде монополистически конкурентная фирма может изменять производственные мощности фирмы, процесс  инновации может продолжаться практически  все время по мере увеличения числа  фирм и предложение схожих товаров  становится более изобильным, цена на единицу продукции будет снижаться. Линия спроса и предельного дохода сместиться вниз, т.е. цена и предельный доход в долгосрочном периоде  упадут. Новые фирмы будут входить  в отрасль до тех пор, пока прибыль  будет получить невозможно, т.о. для  долгосрочного периода результат  нахождения фирмы не однозначен: фирма  может получать экономическую прибыль, а может и не получать все зависит  от адаптации фирмы к изменяющимся рыночным условиям.

    Положение фирмы в условиях монополистической  конкуренции отличается от чистой монополии  или совершенной конкуренции: 1) В отличии от монополии фирма не будет производить данного вида продукции и не будет находиться под действием конкурентов, других фирм производящих группу взаимозаменяемых товаров. 2) Фирма может не учитывать ответную реакцию конкурента на свою деятельность поскольку производителей данной группы взаимозаменяемых товаров много и каждый из них указывает незначительное воздействие на общие условия реализации продукции. 3) Объем сбыта, ограничен и определяется рыночной ценой, расходом, реализацией, особенностью продукции и т. п.

    Издержки  монополистической конкуренции: 1) не загруженность монополистических предприятий. 2) более высокие цены на продукцию для потребителей, однако эти недостатки компенсируются тем, что линия спроса: a) Дает возможность реагировать количеством на изменение цены. b) Дифференциация благоприятно сказывается на удовлетворении потребностей.

    Если  фирма стремиться убедить потребителя, что их товар лучший не прибегая к ценовым факторам, то это  неценовая  конкуренция. Основной вид неценовой  конкуренции – реклама. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции конкуренции.

       Функция регулирования.   Для  того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать  изделия, которые предпочитает  потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства  под влиянием цены направляются  в те отрасли, где в них  существует наибольшая потребность.

       Функция мотивации.   Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и  риск одновременно:

  1. предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  2. предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

      Функция распределения.   Конкуренция  не только включает стимулы  к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

      Функция контроля.   Конкуренция  ограничивает и контролирует  «экономическую» силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

      Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том,  чтобы конкуренция могла выполнять  свои функцию. Руководящий принцип  "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

    1. технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением  конкуренции);    
    2. предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей, адаптация под давлением конкуренции).

Информация о работе Понятие виды и сущность конкуренции