Понятие, сущность и методы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, в третьих же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 50.46 Кб (Скачать)

Субъектами  анализа выступают обычно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Их иногда разделяют на две группы. Первая - непосредственные пользователи (собственники предприятия, кредиторы, поставщики, клиенты, налоговые органы, персонал предприятия и руководство). При этом каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Вторая группа - опосредованные пользователи - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей (аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы3, пресса, ассоциации, профсоюзы).

К группе внутренних пользователей относятся пользователи информации, которые могут иметь  доступ ко всей или части внутренней информации компании:

  • Владельцы предприятия (акционеры, учредители) должны иметь информацию о темпах увеличения их благосостояния по сравнению с альтернативными вариантами использования своих ресурсов.
  • Руководству предприятия требуется информация о текущем финансовом состоянии и его возможных изменениях в случае принятия управленческих решений.
  • Исполнительные органы государственной власти имеют доступ к части внутренней финансовой информации в ходе проверок и ревизий и на основе этого могут делать выводы о финансовой состоятельности предприятия.
  • Аудиторские и консалтинговые компании, нанимаемые руководством предприятия, и прочие опосредованные пользователи.

У каждой из перечисленных  групп возникают свои более частные  цели и задачи анализа, однако, предприятие  и его финансовое состояние оценивается  ими с позиции генерируемого  долгосрочного дохода и увеличения стоимости.

Для потенциальных инвесторов предприятие представляет интерес, прежде всего, с точки зрения приносимого  дохода (зачастую в краткосрочном  периоде). Для портфельных инвесторов важна прибыль предприятия, а  точнее, та ее часть, которая идет на выплату дивидендов. Соответственно для такого инвестора важен анализ инвестиционных показателей. Стратегических инвесторов интересуют результаты анализа, проведенные по всем блокам, так  как они оценивают потенциал  предприятия в целом. Коммерческие партнеры предприятия. Они должны быть уверены в том, что предприятию  не грозит банкротство. Поставщиков  сырья и других материальных ресурсов интересует способность предприятия  выплатить свою задолженность в  сроки, оговоренные договорами, а  покупателей готовой продукции  — возможность ее регулярного  получения в необходимых объемах. Соответственно, в первую очередь  такие пользователи анализируют  показатели ликвидности и платежеспособности предприятия.

Кредиторы предприятия (банки, другие предприятия). Эта группа заинтересована в гарантиях своевременного погашения  предоставляемых кредитов и процентов  за их предоставление. Причем, каждый кредитор самостоятельно ранжирует критерии оценки финансового состояния по важности. В частности, банк, принимающий  решение о предоставлении кредита, прежде всего, ориентируется на показатели финансовой устойчивости предприятия, соотношение собственных и заемных  средств и направлений их инвестирования. Эти показатели определяют значение кредитного риска и являются для  банка основным критерием при  предоставлении кредита и определения  процентной ставки по нему.

Вкратце основные группы субъектов  финансового анализа и цели, преследуемые ими при финансовом анализе, приведены  в таблице 1.

Таблица 1.- субъекты финансового  анализа и преследуемые ими цели.

Субъект анализа

Вклад субъекта анализа в  деятельность предприятия

Требуемый вид компенсации

Цель, преследуемая при финансовом анализе

Собственники

Собственный капитал

Дивиденды

Финансовый результат  и финансовая устойчивость

Кредиторы

Заемный капитал

Проценты

Ликвидность, платежеспособность

Руководители (администрация) ция)

Профессиональные качества

Оплата труда и доля прибыли предприятия сверх оклада

Вся информация, полезная для  управления

Персонал (служащие)

Выполнение работ в  соответствии с разделением труда

Зарплата, премии, социальные условия

Финансовые результаты предприятия  и его ликвидность

Поставщики средств и  предметов труда

Поставка средств и  предметов труда

Договорная  цена

Финансовое состояние; ликвидность

Покупатели

Сбыт продукции

Договорная цена

Финансовое состояние  и состояние запасов готовой  продукции и товаров

Налоговые органы

Услуги общества

Уплата налогов полностью  и в срок

Финансовые результаты предприятия


 

 

1.3. Сущность банкротства,  его признаки и причины возникновения 
           Занятие бизнесом весьма рискованное дело, поэтому любое коммерческое предприятие не застраховано от банкротства. Банкротство может быть охарактеризовано с различных сторон: управленческой, юридической, финансовой, организационной, учетно-аналитической и т.д. Банкротству обычно предшествуют стадии ритмичной работы и финансовых затруднений. Процедура банкротства представляет собой конечную стадию неудачной работы компании и редко бывает неожиданной.

Банкротство признается арбитражным судом, или объявляется  должником, и означает по сути невозможность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. 
Основным признаком банкротства принято считать неспособность предприятия обеспечить выполнение требований своих кредиторов в течении трех месяцев со дня наступления сроков платежей. По истечении трех месяцев кредиторы могут обратиться в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.

«Банкротство  предопределено самой сущностью  рыночных отношений, которые сопряжены  с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь».

В соответствии с  Законом о несостоятельности (банкротстве) № 127 от 26.10.02г под несостоятельностью (банкротством) организации понимается признанная арбитражным судом неспособность  должника удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанность по уплате обязательных платежей.

Банкротство обязательно  должно быть признано арбитражным судом  и является конечной стадией финансового  кризиса предприятия, при котором  предприятие не может обеспечить выполнение требований своих кредиторов в течении трех месяцев со дня наступления сроков платежей. В связи с этим Романовский М. В. дает следующее определение банкротства: «Устойчивая, сохраняющаяся в течение трех месяцев и более финансовая несостоятельность, признанная арбитражным судом, является банкротством».

Банкротство является юридическим фактом, но в основе его лежат финансовые причины, среди  которых нарушение финансовой устойчивости, несбалансированность денежных потоков, продолжительная неплатежеспособность.

 Таким образом,  с позиций финансового менеджмента  наступление банкротства – это  кризисное состояние предприятия,  при котором предприятие неспособно  осуществлять финансовое обеспечение  своей хозяйственной деятельности.

По мнению Бланка И.А. «с позиций финансового менеджмента  банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия  в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в указанные сроки предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом. 
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что банкротство – завершающая стадия деятельности организации, которой предшествует финансовый кризис, признанная арбитражным судом и представляющая собой неспособность должника удовлетворять требования своих кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения обязательств.  
          Принято выделять три вида несостоятельности субъекта хозяйствования: 
          - «несчастная» - возникает не по вине предприятия, а в случае непредвиденных обстоятельств – стихийных бедствий, войн, политической нестабильности в обществе, кризиса в стране, общего спада производства, банкротства должников и т.д.;

- «ложная» - возникает  в результате умышленного сокрытия  собственного имущества для того, чтобы избежать уплаты долгов  кредиторам; 
          - «неосторожная» - наступает вследствие неэффективной работы или осуществления рискованных операций.

Неосторожное  банкротство – самый распространенный вид банкротств. Оно не наступает  неожиданно. Здесь необходимо периодически анализировать финансовое состояние, что позволяет обнаружить «болевые точки» и принять конкретные меры по финансовому оздоровлению экономики  предприятия.

Согласно методическим положениям по оценке финансового состояния  предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимущества РФ основными причинами возникновения состояния банкротства являются объективные и субъективные причины.  
          К объективным причинам, создающим условия хозяйствования, относят:

а) несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой  систем, нормативной и законодательной  базы реформирования экономики;

б) высокий уровень  инфляции.

К субъективным причинам, относящимся непосредственно к  хозяйствованию, относят следующие  причины:

а) неумение предусмотреть  банкротство и избежать его в  будущем;

б) снижение оборотов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

в) снижение качества и цены продукции;

г) приближение  цен на некоторые виды продукции  к ценам на аналогичные, но более  высококачественные виды импортной  продукции; 
          д) неоправданно высокие затраты;

е) низкая рентабельность продукции;

ж) слишком длительный цикл производства;

з) большие долги, взаимные неплатежи;

и) неумелое руководство.

Помимо внешнего признака банкротства, когда предприятие  не способно исполнить свои обязательства  перед кредиторами в трехмесячный срок со дня наступления срока  выплат, существует ряд других признаков, указывающих на возможное ухудшение  финансового положения предприятия:

а) задержки с  предоставлением отчетности;

б) низкое качество отчетности;

в) изменения в  статьях баланса пассивов и активов;

г) повышение относительной  доли дебиторской задолженности  в активах предприятия;

д) изменения в  тенденциях его ликвидности; увеличение задолженности служащим, акционерам, финансовым органам и др.

«Если появились  данные признаки, необходимо особенно тщательно сопоставить данные финансовых отчетов фирмы с данными за ряд периодов времени и средними данными по отрасли, а также провести конкретный анализ бухгалтерского баланса  предприятия».

Чистые активы организации также являются показателем, характеризующим финансовое благополучие фирмы. Если сумма чистых активов  в динамике возрастает, причем темпы  их роста превышают темпы роста  инфляции, то организация может считаться  финансово устойчивой. Обратное соотношение  характеризует финансовые сложности  предприятия. «Если же величина чистых активов отрицательная (убытки превышают  собственный капитал), то организация  – потенциальный банкрот».

В экономической  литературе показатели, характеризующие  признаки банкротства принято делить на две группы.

Первая группа – показатели, неблагоприятные значения которых свидетельствуют о критическом  текущем финансовом состоянии и  возможности финансовых затруднений  в будущем, в том числе банкротстве. Это:

а) повторяющиеся  существенные потери в основной производственной деятельности;

б) наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской  задолженности;

в) чрезмерное использование  краткосрочных заемных средств в качестве источника финансирования долгосрочных вложений;

г) устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;

Информация о работе Понятие, сущность и методы антикризисного управления