Понятие равенства в современной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт свидетельствует: абсолютного равенства между людьми в их экономических и социальных отношениях не существует. Ни рыночная система, основанная на демократии и развивающаяся путем эволюции, ни распределительная система, основанная на административно-централизованном регулировании, не способны на практике устранить существующие противоречия, порождающие неравенство. «Не существует путей – включая жесткие структуры власти и даже террор, – пишут М. и Р. Фридманы, – способных регламентировать социальные действия людей, при которых в итоге в обществе установилось бы полное равенство».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие равенства в современной экономической теории…………4
Рыночное равенство в условиях свободного рынка…………………7
Рыночное равенство в условиях псевдореального рынка………….. 9
Рыночное равенство в условиях реального рынка. ………………..13
Рыночное равенство в условиях посткоммунистической трансформации…………………………………………………………………… 16
Экономическая политика рыночного равенства…..…………..….. 19
Список использованной литературы……………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Понятие равенства в современной экономической теории.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Посткоммунистический путь перехода к рыночной экономике может  быть представлена как процесс трансформации типа «homo soveticus» в тип «homo economicus».

В процессе посткоммунистической трансформации частично путем приватизации, но в основном за счет вновь созданных  частных структур постепенно стал вырисовываться тип «homo economicus»., хотя такие люди не составляют большинство в посткоммунистическом обществе, не создают политическую и экономическую «погоду». В этом обществе большинство представлено типом человека, который подсознательно, но все еще боится государства, ждет от него помощи, хотя в то же время требует свободы действий, демократического устройства государства. Иначе говоря, налицо человек, который, с одной стороны, не смог до конца освободиться от принципа равенства  результатов, но с другой стороны – стремится к принципу равенства возможностей. Такой человек -  «homo transformaticus» является основой движущей силой процесса посткоммунистической трансформации.

Поиск политической ренты  в посткоммунистическом обществе прежде всего проявляется в следующих четырех основных направлениях:

-  спекуляция;

- субсидирование импорта;

- льготные кредиты;

- номенклатурная приватизация, что в совокупности и определяет  «рентоориентированное поведение»  типа «homo transformaticus». Эти направления имеют следующую природу:

1. С самого начала процесса  посткоммунистической трансформации,  когда еще не все цены освобождены,  лицами, занимающими общественные  посты, или их представителями  закупались все дешевые дефицитные  товары и перепродавались по  рыночной цене.

2. В начале процесса  посткоммунистической трансформации  из-за множественности обменных  курсов валют, лица, занимающие  общественные посты, или их  представители имели возможность  дешево приобретать твердую валюту, а затем импортированный товар  продавать по рыночной цене.

3 на начальном этапе  посткоммунистической трансформации  сохранилась система льготных  государственных кредитов.

4.Лицами, занимающими общественные посты, искусственно занижались цены приватизируемых объектов, и при этом сам процесс приватизации происходил без особой гласности, в результате чего новыми собственниками стали либо эти сами лица, либо их представители, либо те, кто за это заплатил взятку.

По мере развития процесса посткоммунистической трансформации, заполнения вакуума в институциональном устройстве рыночного типа отмеченные направления поиска политической ренты уступают место тем, которые характерны для рыночной экономики, и это вполне естественно, ибо после полной либерализации цен, перехода от множественного обменного курса валют к одному, отмены системы льготных государственных кредитов и завершения процесса массовой приватизации соответствующие источники получения политической ренты упраздняются.

 

 

  1. Экономическая политика рыночного равенства

Для достижения рыночного  равенства большое значение имеет  та экономическая политика, которая  выбирается и проводится в жизнь  «видимой рукой» государства. Экономическая  политика со своей стороны основывается на тех или иных течениях политической философии, среди которых различают утилитаризм, либерализм и либертаринизм.

Все  три отмеченные течения политической философии исключают принцип равенства доходов, хотя согласно первым двум экономическая политика государства должна быть направлена на сближение доходов до определенного оптимального уровня.

Утилитаризм как политическая философия исходит из принципа, согласно которому государство должно  стремиться к максимизации совокупной полезности для каждого члена общества, где  под полезностью понимается уровень  счастья или удовлетворенности  конкретного человека, и выражается он в показателях благосостояния. Исходя из предположения об убывающей  предельной полезности, следует констатировать, что отнятие одного доллара у  богатого сокращает его полезность в меньшей степени, чем его  передача нищему, которая обусловит  рост полезности. Следовательно, при  таком перераспределении доходов  растет совокупная полезность в обществе.

Согласно данному принципу либерализма как политической философии  государство должно проводить политику  поддержания справедливости.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при практической реализации экономической политики либерализма исходят из цели максимизации благосостояния беднейшего члена общества (критерий максимина). Для сравнения  отметим, что целью экономической  политики утилитаризма является максимизация средней полезности членов общества.

Либертарианизм  как политическая философия основывается на принципе, согласно которому основной обязанностью государства является наказание преступников и способствование претворению в жизнь добровольных соглашений , но никак не перераспределение доходов. Цель экономической политики либертарианизма – защита прав человека , обеспечение равенства возможностей. Следовательно,  экономическая политика рыночного равенства основывается именно на либертарианизме.

В качестве альтернативы экономической  политики либертарианизма для преодоления дискриминации можно рассмотреть так называемую доктрину сопоставимой ценности, согласно которой работы необходимо классифицировать по нескольким объективным критериям (уровню образования, опыту, ответственности, условиям работы и т.п.) и затем государство должно узаконить соответствующие зарплаты; в этом случае вероятнее всего, что государство увеличит зарплату по тем или иным профессиям, превышая рановесный уровень, вследствие чего увеличится и предложение, и уровень безработных среди работников этой профессии.

Согласно экономической  политике либертарианизма лучшим средством преодоления дискриминации является конкурентный рынок, ибо в этом случае предприниматель с целью получения большей прибыли отдаст преимущество более дешевым работникам, что увеличит спрос на них и в итоге обусловит рост их зарплаты, т.е. приведет к устранению дискриминации.

Возникает вопрос: исключает  или нет экономическая политика либертарианизма социальную защиту населения? Правда, что в условиях конкурентного рынка бедные имеют гораздо более ограниченные возможности, чем богатые, но бедный в таком обществе намного свободнее, чем более обеспеченный человек, живущий в обществе другого типа. В то же время необходимо учесть, что система свободной конкуренции вовсе не исключает основ реализации социальных и культурных целей общества как в виде частной благотворительной деятельности, так и в виде специальной государственной помощи. Здесь главное, чтобы государство поставило перед собой цель не перераспределение доходов, а равенство возможностей и при прочих равных условиях создание одного очень важного вышеотмеченного вида общественных благ – эгалитарного , т.е. социального спокойствия.

Если учесть, что главным  действующим лицом процесса посткоммунистической трансформации является «homo transformaticus», станет очевидным, что использование экономической политики либертарианизма в частном виде будет обречено на провал, ибо человек со своим менталитетом еще полностью не готов к существованию исключительно в конкурентной системе. С учетом данного момента экономическая политика посткоммунистических стран должна быть неким синтезом либертарианизма и либерализма при условии преобладания первого.

В таком случае экономическая  политика либертарианизма обеспечит движение процесса посткоммунистической трансформации в направлении к идеалу рыночного равенства, а добавленная к ней экономическая политика либерализма даст возможность обществу избежать социального напряжения, возможных социальных взрывов.

Конечным итогом такой  экономической политики должно стать  установление «горизонтального» равенства, что в данном контексте  означает следующее:

- ни один предприниматель  по сравнению с другими не  должен ощущать большой формальной  и неформальной поддержки со  стороны «видимой руки» государства,  что должно выражаться в максимальном  невмешательстве государства в  бизнес каждого из них при  условии сурового наказания всех  нарушителей закона;

- социальная помощь со  стороны государства должна быть  направлена прежде всего на поддержку беднейших слоев общества.

Только при таких обстоятельствах  средние слои населения будут  иметь возможность путем максимального  проявления их интеллектуальных и физических возможностей постепенно обеспечить себе условия достойной жизни. Для этого со стороны государства необходимо усилить борьбу против коррупции, легализовать теневое предпринимательство, ускорить создание демократических институтов, что в итоге обеспечит постепенное приближение к идеалу рыночного равенства – равенства возможностей.

 Список использованной литературы

  1. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2-х кн/ Междунар. ассоциация. акад. наук, РАН; Под ред. К.И. Микульского – М.;ЗАО «Издательство «Экономика»,2005 – 911 с.
  2. Фридман М., Фридман Р.Свобода, равенство и эгалитаризм. В кН.: Фридман и Хайек о свободе/Под ред.  Г.С. Лисичкина. Минск:Полифакт-Референдум, 1990.
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики.СПб.:Питер. Ком, 1999.
  4. Хайек Ф.А.Кто кого?В кН.: Фридман и Хайек о свободе/Под ред.  Г.С. Лисичкина. Минск:Полифакт-Референдум, 1990.
  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс»: принципы, проблемы и политика. Т.2.М.: Республика, 1992.
  6. Хайек. Ф.Ф., Частные деньги.М.:ИНМЭ, 2007.
  7. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного  сектора. М.:Аспект Пресс.2003.
  8. Стиглиц Дж.Э.Экономика государственного сектора.М.: Издательство МГУ: ИНФРА-М, 2003.

 


Информация о работе Понятие равенства в современной экономической теории