Понятие равенства в современной экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт свидетельствует: абсолютного равенства между людьми в их экономических и социальных отношениях не существует. Ни рыночная система, основанная на демократии и развивающаяся путем эволюции, ни распределительная система, основанная на административно-централизованном регулировании, не способны на практике устранить существующие противоречия, порождающие неравенство. «Не существует путей – включая жесткие структуры власти и даже террор, – пишут М. и Р. Фридманы, – способных регламентировать социальные действия людей, при которых в итоге в обществе установилось бы полное равенство».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие равенства в современной экономической теории…………4
Рыночное равенство в условиях свободного рынка…………………7
Рыночное равенство в условиях псевдореального рынка………….. 9
Рыночное равенство в условиях реального рынка. ………………..13
Рыночное равенство в условиях посткоммунистической трансформации…………………………………………………………………… 16
Экономическая политика рыночного равенства…..…………..….. 19
Список использованной литературы……………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Понятие равенства в современной экономической теории.docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

  1. Понятие равенства в современной экономической теории…………4
  2. Рыночное равенство в условиях свободного рынка…………………7
  3. Рыночное равенство в условиях псевдореального рынка………….. 9
  4. Рыночное равенство в условиях реального рынка. ………………..13
  5. Рыночное равенство в условиях посткоммунистической трансформации…………………………………………………………………… 16
  6. Экономическая политика рыночного равенства…..…………..….. 19

Список использованной литературы……………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исторический опыт свидетельствует: абсолютного равенства между людьми в их экономических и социальных отношениях не существует. Ни рыночная система, основанная на демократии и развивающаяся путем эволюции, ни распределительная система, основанная на административно-централизованном регулировании, не способны на практике устранить существующие противоречия, порождающие неравенство. «Не существует путей – включая жесткие структуры власти и даже террор, – пишут М. и Р. Фридманы, – способных регламентировать социальные действия людей, при которых в итоге в обществе установилось бы полное равенство».   О том, что полное равенство – научная абстракция, знал не только А. Смит, но и К. Маркс. Идея равенства результатов (точнее, конечных результатов) особую популярность получает в XX столетии. Сегодня, как правило, под равенством понимают справедливое распределение получаемого блага между членами общества. Здесь понятие «справедливого распределения» достаточно расплывчатое, его определить очень сложно (точнее, вообще невозможно), и его содержание проясняется только в единственном практически нереальном варианте, когда все члены общества получат «одинаковые доли», что будет воспринято ими, как «справедливые доли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие равенства в современной экономической теории

 С самого начала  надо отметить, что какого-либо  единого, обобщенного и при  этом приемлемого для всех  определения равенства не существует. Различают несколько аспектов  равенства: равенство перед Богом,  равенство возможностей, равенство  результатов.

 Необходимо подчеркнуть, что термин «равный» не должен быть отождествлен с термином «одинаковый»: «одинаковый» всегда «равный», но второй только в исключительных случаях может означать первый.

Известно, что абсолютное равенство между людьми принципиально  невозможно, ибо они отличаются друг от друга прежде всего физическими данными, возможностями и умственными способностями, т.е. люди от природы разные; в то же время они как личности равны перед Богом, ибо каждый из них является хозяином самому себе с учетом того обстоятельства, что при этом не должны ущемляться аналогичные права других людей.

Из данной постановки вопроса  непосредственно вытекает определение  равенства возможностей, при котором  ни один человек не имеет права произвольно препятствовать другим в использовании их возможностей для достижения желаемых (ими) целей; а эти возможности должны определяться исключительно способностями каждого отдельного человека, невзирая на его происхождение, национальность, цвет кожи, вероисповедание, пол и т.д.

На практике равенство  перед Богом и равенство возможностей достигается реализацией принципа равенства перед законом, когда  каждый член общества имеет доступ к участию в демократических  институтах и в результате чего общественный мир становится возможным.

Идея равенства результатов (точнее, конечных результатов) особую популярность получает в XX столетии. Сегодня, как правило, под равенством понимают справедливое распределение получаемого блага между членами общества. Здесь понятие «справедливого распределения» достаточно расплывчатое, его определить очень сложно (точнее, вообще невозможно), и его содержание проясняется только в единственном практически нереальном варианте, когда все члены общества получат «одинаковые доли», что будет воспринято ими, как «справедливые доли».

Обобщая всевозможные подходы  к определению равенства результатов, можно заключить, что под ним  понимают не тождество, а пропорциональность благ заслугам того или иного индивида. По нашему мнению, и такое определение  равенства результатов таит в  себе завуалированную неопределенность: определение понятия «пропорциональности  распределения» в социальной сфере -  такая же по сложности задача, как определение вышеуказанного понятия «справедливого распределения».

На уровне теоретического исследования проблемы равенства современные  экономисты понимают под ним, как  правило, равенство возможностей. Несмотря на это, для рядовых людей равенство  – это прежде всего равенство доходов и собственности. Исходя из этого не должно быть удивительным, что для каждого обывателя реформирование общества заключается в перераспределении богатства, целью которого является восстановление равенства в распределении дохода и собственности. Здесь же следует подчеркнуть, что пагубность подобных реформ проявляется в необходимости перманентного их повторения, что в итоге уничтожает экономику: после восстановления равенства одни расточительно относятся к своей доле, теряют ее, другие, наоборот, богатеют, так что на повестку дня снова становится  задача восстановления равенства и т.д. Естественно, что в условиях постоянного выравнивания те, которые расточительно относятся к своей собственности, не получат стимула изменить свое поведение, а бережливые и трудолюбивые не захотят сохранить эти свойства. Как свидетельствует мировой опыт, не существует ни одного пути, включая террор, при котором в итоге в обществе установилось бы равенство результатов. А это создало атмосферу обреченности, состоящую в том, что жизнь несправедлива, что государство не в силах исправить неравенство, и что оно будет существовать всегда. Равенство результатов - это этический постулат, который допускает только субъективную оценку.

Рынок как экономический  фундамент капитализма практически  признан основой неравенства  между  людьми. В неоспоримости этого положения были убеждены не только Карл Маркс и его последователи -  коммунисты, но это положение, можно сказать, возводится в ранг истины и современным западным экономическим мировоззрением.  Лучшим свидетельством этого являются учебники по экономике. В частности, рынок характеризуется как бесстрастный механизм, указывается, что у него нет совести и он не признает моральных норм, что и предопределяет высокий уровень неравенства доходов;  равенство возможностей – это красивые слова современной демократии, тогда как реальная жизнь в условиях рынка демонстрирует наличие богатых и бедных. Рынок неравномерно распределяет богатство, неравенство является следствием капитализма, хотя в то же время отмечается и то, что граждане  коммунистических стран тоже не равны, однако их неравенство обусловлено самой политической системой этих стран. Исходя из отмеченного, неудивительно, что в современных учебниках по экономике, не говоря об учебниках по экономическому развитию или экономике труда, особое значение уделяется освещению проблемы неравенства доходов.

Данный подход к проблеме равенства еще более усиливает  внимание к ней в странах посткоммунистической трансформации, так как для населения весьма болезненным является вопрос - настолько будет соблюдено равенство в условиях рынка.

Следовательно, необходимо проанализировать, в действительности ли рыночный механизм исключает идею равенства, или же он исключает только принцип равенства результатов. Переосмысление данной проблемы создаст возможность формирования теоретической и политической  конструкции – доктрины рыночного равенства, что помимо прочего имеет особое значение для успешной реализации программ посткоммунистической трансформации.

Как известно в экономической  теории различают две разновидности  рынка: свободную и реальную (или  операционную). Правда, первая из них  является исключительно абстракцией, теоретической конструкцией, сформированной для научно-исследовательских целей, но все же исходное понятие рыночного равенства должно быть вычленено на основе этой – идеальной -  модели.

  1. Рыночное равенство в условиях свободного рынка

Основные признаки свободного рынка в наиболее  концентрированном  виде можно сформулировать следующим  образом:

  1. Абсолютно беспрепятственный доступ на рынок покупателей и продавцов и такой же уход с него, что равносильно неограниченности числа участников конкуренции.
  2. Абсолютная мобильность любых видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).
  3. Наличие полного объема рыночной информации (о предложении и спросе, ценах и т.п.) у каждого конкурента.
  4. Абсолютная однородность, неразличимость одноименных продуктов (отсутствуют торговые знаки, любые индивидуальные качества товара).
  5. Невозможность влияния любого конкурента на решения, принимаемые другими участниками рынка.

Необходимо отметить, что  в данной экономической системе  основополагающим является принцип  « Laissez-faire» («Let it be»), в результате чего эффективность взаимоотношений между предпринимателями, между предпринимателями и потребителями, движения частных и общественных интересов, следуя терминологии Адами Смита, регулируются «невидимой рукой» и что может быть квалифицировано как теорема эффективности «невидимой руки».

На основе приведенных  признаков свободного рынка можно  проанализировать, насколько равны  агенты рынка, в равных ли условиях взаимодействуют они между собой. Согласно первому признаку свободного рынка все покупатели и продавцы находятся в равных условиях доступа  на рынок и ухода с него, поскольку  каждый из них  может сделать абсолютно  беспрепятственно. Следовательно, в условиях свободного рынка все покупатели и продавцы равны с точки зрения их нахождения на рынке. Абсолютная мобильность любых видов ресурсов уравнивает агентов свободного рынка с точки зрения диктуемого рынком изменения вида бизнеса. Не менее важны доступность и наличие полной рыночной информации у каждого конкурента с точки зрения их равенства, ибо это исключает возможность ошибочных действий с их стороны из-за неполноты информации. Абсолютная однородность, неразличимость одноименных продуктов ставит в равные условия всех предпринимателей  при реализации собственной одноименной продукции и всех потребителей при принятии решения о выборе этой продукции с целью ее потребления. Что же касается последнего, пятого, признака свободного рынка, то поскольку ни один из конкурентов не имеет возможности диктовать свои условия другим агентам рынка, налицо их равенство с точки зрения принятия ими решений.

Исходя из сказанного, свободный  рынок является моделью полного  равенства возможностей участвующих  в нем агентов, т.е. рыночное равновесие в условиях свободного рынка означает равенство возможностей каждого  агента с точки зрения пребывания на рынке, изменения вида бизнеса, доступности  полной рыночной  информации, производства и потребления одноименной продукции, принятия решения. Вкратце можно  сказать, что свободный рынок  – это система равенства возможностей. Естественно , что практическая реализация рыночного равенства будет достигнута в условиях рыночного равновесия, т.е. тогда, когда все возможности этого равенства будут использованы полностью. Так как свободный рынок – это всего лишь теоретическая конструкция,  то и рыночное равенство в условиях  свободного рынка – это то идеальное состояние, к которому должно стремиться рыночное регулирование.

 

 

 

  1. Рыночное равенство в условиях псевдореального рынка

Несмотря на привлекательность  модели свободного рынка, он не способен разрешить несколько очень важных проблем, что известно под названием  «фиаскорынка». Среди них выделяют прежде всего следующие основные при проблемы:

  1. Устранение внешних (экстернальных) эффектов.
  2. Производство общественных (также значительной части квазиобщественных) благ.
  3. Об5еспечение экономики необходимым количеством денег.

Внешний эффект по своей  природе означает влияние деятельности одного человека на благосостояние остальных. Этот эффект может быть положительным, так и отрицательным. В частности, когда человек принимает решение  по обновлению фасада своего дома, естественно, что результат этого имеет  положительный внешний эффект для  других людей, ибо они получат  эстетическое наслаждение от вида такого здания; ав противовес этому примеру нанесенный окружающей природной среде вред от химического производства создает отрицательный внешний эффект.

В обоих случаях нарушается принцип равенства рыночных агентов:

- в первом случае ущерб  причинен тому, чья деятельность  создает положительный внешний  эффект, так как «перераспределенное»  на остальных позитивное влияние  используется ими без каких-либо  стараний с их стороны;

-  во втором случае  ущерб причинен всем тем, кто  испытывает отрицательное влияние,  ибо тот, кто создает отрицательный  внешний эффект (например в виде химического производства), получает соответствующую экономическую выгоду, в то время как положение остальных ухудшается.

Для того чтобы до минимума свести неравенство, обусловленное  внешними эффектами, государство вмешивается  в рыночные отношения, ибо рынок  как таковой не способен разрушить  эту проблему собственными силами. В данной ситуации государство может  действовать двумя методами:  административным регулированием и  интернализацией внешнего эффекта.

Согласно первому методу специальный государственный орган  может либо вообще запретить тот  или иной конкретный отрицательный  эффект(например, запрет на попадание химических отходов в систему подачи питьевой воды и приравнивание к преступлению такого действия), либо установить его верхний предел(например, установление максимальных пределов химических отходов  для каждого химического предприятия).

Информация о работе Понятие равенства в современной экономической теории