Понятие налога. Налоговое бремя

Автор: Колосова Екатерина, 09 Декабря 2010 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Важным и неотъемлемым является понятие налоговой политики государства. При ее рассмотрении в курсовой работе, раскрывается само понятие «налоговой политики», характеризуются цели, модели и методы налоговой политики, обосновываются, обосновываются значение и сущность налоговых реформ, перспективы применения реформирования налоговых систем.

В целом можно отметить, проблемы налогов и налогообложения всегда актуальны и имеют не переходящее значение. Перечисленные ранее основные понятия, такие как налоги, налоговая политика, постоянно находятся в центре внимания всего общества, так налогообложения в виде элемента экономики присуще всем государственным системам как рыночного так и не рыночного хозяйствования.

Содержание

Введение. 3

1 Понятие налога и налогообложения. 5

1.Генезис категории «налог» в финансовой науке. 5
2.Возникновений и развитие практики налогообложения. 8
3.Классификации налогов. 10
2 Влияние налогового бремени на экономическое развитие. 12

2.1. Влияние налогообложения на предложение труда и распределение бремени уплаты налогов на труд. 12

2.2. Стимулирующая роль налогообложения в использовании капитала. 15

2.3. Роль экологических налогов в охране окружающей среды. 16

3 Проблемы распределения налогового бремени. 19

3.1. Тяжесть налогового бремени. 19

3.2. Налоговая политика государства, ее цели. 21

3.3 Перспективы совершенствования налоговой системы в Российской Федерации. 23

Заключение. 26

Список используемой литературы. 27

Приложение. 28

Работа содержит 1 файл

Курсовик1 (Восстановлен).docx

— 90.29 Кб (Скачать)

         Одним из актуальнейших  аспектов применения экологических  налогов является проблема маркировки.

         С одной стороны, процесс охраны окружающей среды  должен иметь собственные источники финансирования, которые с увеличением антропогенной нагрузки и с уменьшением ассимиляционного потенциала природы должны обязательно возрастать. Поэтому маркировка экологических налогов более чем логична. Обеспечивает целевой характер и резервирование соответствующих поступлений, блокируя желание чиновников истратить их на иные цели. Кроме того маркировка любых налогов, в том числе экологических, всегда повышает заинтересованность общество и налогоплательщиков в их уплате.

         С другой стороны, маркировка экологических налогов может  приводить к углублению противоречия между их стимулирующей и фискальной функциями. Эти функции здесь наиболее значимы, но определить, какая из них должна иметь доминирующее значение, достаточно сложно. Если отдать приоритет их фискальной функции, тогда маркировка будет означать, что бюджет природоохранных мероприятий определяется не полностью в соответствующих расходах, а поступлениями от экологических налогов, т.е. основным становится принцип «сколько нужно потратить – столько нужно и собрать». У государства возникает прямая заинтересованность собрать больше соответствующих средств: ставки этих налогов начнут зависеть от приоритетностей целевых статей бюджета, а стимулирующая функция будет неизбежно отодвинута на задний план, т.е. подчинена фискальной. Если признать первенство стимулирующей функции, тогда эффективно действующий экологический налог должен приводить в перспективе к снижению целевых накопленных поступлений, т.е. объем этих поступлений, будет обратно пропорционален экологической эффективности применения стимулирующего налога. В этом случае маркировка таких налогов в перспективе будет приводить к разбалансировке потребностей бюджета природоохранных мероприятий и возможностей его финансового обеспечения, т.е. основным станет не самый лучший принцип: «сколько собрали – столько и потратили».

         В нашей стране существуют следующие платежи по загрязнениям окружающей природной среды:

  1. выбросам в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарным источниками;
  2. выбросам в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);
  3. сбросам загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  4. размещению отходов производства и потребления. [3; с.278]

    В соответствии, с вышесказанным, в условиях рыночных отношений налоги используются государством для перераспределения части  национального дохода, в целях  создания условий для регулирования  значительной части финансов страны, сгладить возникающие в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения а также для решения значимых социальных задачь. 
     
     

          3 Проблемы налогового бремени. 

         3.1. Тяжесть налогового бремени. 

         Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых  изъятий, отнесенных к ВВП. Она определяется многими условиями. Среди которых стоит выделить два наиболее существенных: величину полученных доходов и традиции сложившиеся в стране.

         Чем выше доходы, тем  больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли налоговых  изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой  войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20%. В настоящее  время, тяжесть налогового бремени  колеблется от 30 до 50%. Россия данный уровень  не превышает, в то время, как в других развитых странах, тяжесть налогового бремени превышает 50%.

         Существенное воздействие  на уровень налогового бремени оказывают  традиции, т.е. приверженность экономической  политики к определенной доктрине. Этот уровень выше в странах с  социально-ориентированной экономикой типа шведской и составляет около 50% ВВП, а в странах развивающихся  на основе монетарных принципов, около 30%. Значит более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность в обществе. Поскольку бизнес перекладывает налоги на покупателя, включая их в цены товара, то в этих странах отмечается более высокий уровень цен.

         История собирания  налогов привела к познанию зависимости  налоговых поступлений от величины налоговой ставки, которая была описана американским экономистом А. Лаффером на основе анализа статистических данных за длительный период . А. Лаффер доказал, что увеличение государственных доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно и что чрезмерное налоговое бремя ведет к обратному результату – уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера(см. Приложение: Рисунок 3). Согласно кривой Лаффера рост налоговых ставок приводит к увеличению массы налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит доходы предприятий, возможности расширения производства, тем самым в долгосрочном периоде затормозит рост ВВП и валового национального дохода. В результате сократится налогооблагаемая база, что приведет к падению доходов государственного бюджета. Увеличение налогового бремени может привести к уходу с рынка многих производителей из-за банкротств и к уклонению остальных хозяйств от налогов, что также сократит возможности государственного бюджета.   Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать приумножению сбережений и тем самым содействует росту инвестиционного потенциала. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. [15;с.274]

         Однако, не стоит  думать, что снижение налоговой ставки, должно сразу же дать желаемый эффект роста ВНП. Последний происходит только при расширении инвестиционного  процесса, особенного когда появляется спрос на основной капитал. Это значит, что результат может проявиться только через долгие годы.  
 
 

         3.2. Налоговая политика государства 

         В XX в. Наблюдалось усилие регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождавшиеся беспрецедентным увеличением государственных расходов и доли финансов, перераспределяемых посредствам налогов. Вместе с тем реализация новой роли государства в экономики в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной, понятой простым налогоплательщикам и поддерживаемой ими государственной налоговой политики.

         Рассмотрим понятие  «налоговая политика государства». Законодательного ответа на этот вопрос нет, а позиции ученых противоречивы. Противоречивость эта проявляется в наличии двух подходов к восприятию границ или сферы влияния налоговой политики. Существуют различные подходы:

         Более узкий подход характеризует налоговую политику как систему мероприятий, проводимых государством в области налогов  и сборов. Такой подход достаточно распространен. В частности В. А. Парыгина и др. под налоговой политикой понимают «систему осуществляемых государством организационных и правовых мер по формированию, улучшению и развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового контроля и налогового администрирования в целом». Согласно такому подходу налоговая политика тождественна политике государственных доходов, контроля в совокупности с политикой государственных расходов составляет фискальную политику государства. Следовательно, налоговая политика государства в этом случае рассматривается исключительно как составная часть его фискальной политики.

         Более широкий подход базируется на рассмотрении не только фискальной, но и значимой экономической  сущности налогов. В этом ракурсе  «налоговая политика-это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающий экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической    ситуации  в    стране». При   таком      подходе налоговая политика выступает не только частью фискальной политики, но и как важнейший косвенный метод государственного регулирования экономики, являясь значимым орудием политики.

         Налоговая политика – это составная часть социально-экономической  политики государства, ориентированная  на формирование такой налоговой  системы, которая будет стимулировать  накопление и рациональное использование  национальных богатств страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.[8;с.262]

           Говоря о налоговой политики, стоит говорить об эффективной налоговой политике как об искусстве нахождения компромисса между эффективностью и справедливостью налогообложения. Поэтому обоснованным видится определение созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.

         Эффективная налоговая политика – это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отображающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении.

         При анализе любой  налоговой политики необходимо различать  такие понятия как: «субъекты  налоговой политики», «цели» и «формы».

         Субъектами  государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

         Как правило субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.[2;с.132]

         Выбор форм определяются целями, которые ставит перед собой  государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них  выделяют следующие группы целей: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные. (см. Приложение: Рисунок 4).

         Из приоритетов в целях вытекают формы (модели) налоговой политики, выделяют три основные формы: политика максимальных налогов (отличается максимальной ставкой и количеством налогов, сокращением числа льгот, приводящих к увеличению налогового бремени); политика экономического развития (характерна минимальная налоговая нагрузка на экономику); политика разумных налогов (характеризуется средней налоговой нагрузкой, средними социальными расходами, позволяет не подавлять развитие экономики, но не дает значительных стимулов). Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство.[6;с.132] 

         3.3.  Реформирование налоговой системы. 

         Определим понятие  «налоговая реформа». Следует отметить, что за частую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой системы страны, направление на  совершенствование ее отдельных элементов. Такая трактовка вряд ли приемлема. Ведь изменение отдельных элементов скорее характеризует текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.

         Процессы совершенствования  и реформирования налоговой системы  имеют характерные различия.

         Во-первых, процесс совершенствования характеризуется непрерывностью: сколько времени существуют налоговые системы разных стран – столько они и совершенствуются, в отличие от реформирования – дискретного процесса, имеющего определенный временный промежуток.

         Во-вторых, совершенствование характеризуется изменением отдельных элементов, в то время как отличительный признак реформы – проведение принципиальных преобразований налоговой системы.

         В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа производится при пересмотре социально – экономической политики государства и последующем кардинальном пересмотре концепции и стратегии налоговой политики, в то время как процесс совершенствования налоговой системы реализуется в контексте изменения тактики налоговой политики. В связи с этим более адекватным нам видится следующее определение.

         Налоговая реформаэто ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием государственной налоговой политики.

         История налогообложения  знает достаточное количество налоговых  реформ, всю совокупность которых  В. Г. Пансков предложил классифицировать по трем основным признакам: по содержанию, целям проведения и продолжительности.

         Классификация налоговых реформ по содержанию.

         По содержанию налоговые  реформы подразделяются на системные и структурные.

         Системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой системы налогообложения, ее концептуальных и методических основ построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.

Информация о работе Понятие налога. Налоговое бремя