Понятие налога. Налоговое бремя

Автор: Колосова Екатерина, 09 Декабря 2010 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Важным и неотъемлемым является понятие налоговой политики государства. При ее рассмотрении в курсовой работе, раскрывается само понятие «налоговой политики», характеризуются цели, модели и методы налоговой политики, обосновываются, обосновываются значение и сущность налоговых реформ, перспективы применения реформирования налоговых систем.

В целом можно отметить, проблемы налогов и налогообложения всегда актуальны и имеют не переходящее значение. Перечисленные ранее основные понятия, такие как налоги, налоговая политика, постоянно находятся в центре внимания всего общества, так налогообложения в виде элемента экономики присуще всем государственным системам как рыночного так и не рыночного хозяйствования.

Содержание

Введение. 3

1 Понятие налога и налогообложения. 5

1.Генезис категории «налог» в финансовой науке. 5
2.Возникновений и развитие практики налогообложения. 8
3.Классификации налогов. 10
2 Влияние налогового бремени на экономическое развитие. 12

2.1. Влияние налогообложения на предложение труда и распределение бремени уплаты налогов на труд. 12

2.2. Стимулирующая роль налогообложения в использовании капитала. 15

2.3. Роль экологических налогов в охране окружающей среды. 16

3 Проблемы распределения налогового бремени. 19

3.1. Тяжесть налогового бремени. 19

3.2. Налоговая политика государства, ее цели. 21

3.3 Перспективы совершенствования налоговой системы в Российской Федерации. 23

Заключение. 26

Список используемой литературы. 27

Приложение. 28

Работа содержит 1 файл

Курсовик1 (Восстановлен).docx

— 90.29 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение.                                                                                                               3

1 Понятие налога и налогообложения.                                                             5

    1. Генезис категории «налог» в финансовой науке.                                       5                               
    2. Возникновений и развитие практики налогообложения.                          8                                      
    3. Классификации налогов.                                                                         10

    2 Влияние налогового бремени на экономическое развитие.                       12

    2.1.      Влияние налогообложения на предложение труда и распределение бремени уплаты налогов на труд.                                                              12

    2.2.      Стимулирующая  роль налогообложения в использовании капитала.                                                                                                      15

    2.3. Роль экологических налогов в охране окружающей среды.                 16

    3 Проблемы распределения налогового бремени.                                         19

    3.1. Тяжесть налогового бремени.                                                                     19

    3.2. Налоговая политика государства, ее цели.                                                21

    3.3 Перспективы совершенствования налоговой системы в Российской                              Федерации.                                                                                                  23

    Заключение.                                                                                                      26

    Список  используемой литературы.                                                              27

    Приложение.                                                                                                      28 
     

 

          

 

         

         ВВЕДЕНИЕ

       Проблема  налогов и налогообложения, в настоящее время – является одной из ведущих проблем экономической теории.

       Для обоснования данного утверждения  определим понятие экономики. Экономика, как наука изучает теорию и  практику функционирования хозяйственных  систем на различных уровнях, в данной работе нас интересует государственный  уровень.

       При ведении любой политики государство  призвано, стабилизирующее воздействовать на экономику внутри своей страны, обеспечивая наилучшие условия  для эффективного экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, которые частично могут быть определены за счет собственных источников, например за счет доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов, правительство изымает безвозмездно часть доходов предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтом называется налогом.

       Развитие  и изменение формы государственного устройства всегда сопровождалось  изменениями и в налоговой  политике. За все время существования  налогов, их определение, формы, способы  неоднократно изменялись, от более  примитивных форм к более совершенным.

       Так определение категории «налог»  от «- платежей взимаемый государством на потребности общества», за долгие столетия преобразовалось и в настоящее время означает: «обязательный,  индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.»

       Кроме того одним из важнейших и актуальных аспектов налогообложения является влияние налогового бремени. Целью данной работы является вопрос влияния налогообложения на предложение труда, на использование капитала, анализируется роль налогов в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Для достижения рассматриваемой цели поставили задачи: рассмотреть понятие налога и налогообложения, классификации налогов. Эти задачи помогают раскрыть цнль.

       Важным  и неотъемлемым является понятие  налоговой политики государства. При ее рассмотрении в курсовой работе, раскрывается само понятие «налоговой политики», характеризуются цели, модели и методы налоговой политики, обосновываются, обосновываются значение и сущность налоговых реформ, перспективы применения реформирования налоговых систем.

       В целом можно отметить, проблемы налогов  и налогообложения всегда актуальны  и имеют не переходящее значение. Перечисленные ранее основные понятия, такие как налоги, налоговая политика, постоянно находятся в центре внимания всего общества, так налогообложения  в виде элемента экономики присуще  всем государственным системам как  рыночного так и не рыночного  хозяйствования.  
 
 

          1 Понятие налога и налогообложения.

    1. Генезис категории «налог» в финансовой науке.

         Налог – важнейшая  финансово-экономическая категория, в которой воплощается не только важнейшая финансовая (фискальная) , но и значимая социально-экономическая сущность налогообложения. Вместе с тем налог является важнейшей финансово-правовой категорией.

         Вообще, категория  – это общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения  реальной действительности и познания. Конкретизируется любая категория посредством выделения отличительных признаков. При этом под признаком понимают показатель, характерную черту, по которым можно определить какое-либо явление (категорию).

         Признаки налога – неотъемлемые существенные свойства налога универсального характера, по наличию  полной совокупности которых в законодательной  практике из всего объема обязательных платежей в пользу государства можно  идентифицировать налоговые платежи.

         Стоит заметить, что сколько существует финансовая наука, ровно столько она пытается определить категорию «налог». Споры относительно определения этой категории не прекращаются и до сих пор, хотя разброс мнений и диапазон споров сужается. Споры все более касаются отдельных признаков, в отличие от более раннего периода, когда могли предлагаться противоположные формулировки.

         Строгую и полную формулировку понятия «налог», по мнению И. В. Горского [4;с.8] дать настолько сложно, настолько и нецелесообразно. Налоговое законодательство ряда стран не пытается формализовать эту сложную категорию, ограничиваясь достаточно общим подходом. Достаточно ли ограничиться словами ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [19;с.15]?

         По этому поводу Т. Ф. Юткина справедливо замечает, что разработка категории «налог» крайне важна для системы отношений: государство – налогоплательщики. Ведь налоги это базовое понятие, интересующее смысл всех других налоговых категориальных образований, причем не только в теоретическом, но и в конкретно-содержательном контексте их функционирования в государстве. [18;с.35]

         Первый, наиболее рельефно проявившийся признак налога, это  признак обязательности. Его утверждение  к началу XX в. Следует считать важнейшим достижением финансовой мысли. Принудительность не следует принимать слишком буквально, что абсолютно всех плательщиков государство принуждает платить налоги. В некоторых случаях данное проявление действительно имеет место, но многие граждане делают это добровольно. Принудительность налога в первую очередь проистекает из того, что налог не возникает сам собой из условий хозяйствования, он всегда принудительно навязывается производству, обмену и потреблению извне, являясь принудительным элементом процесса ценообразования. Например, традиционные издержки на сырье, наем рабочей силы и др. непосредственно определяются производственными или рыночно меновыми отношениями и являются частью естественного процесса ценообразования, в то время как включение налога в себестоимость продукции всегда будет основываться на внешней регламентации и принуждении, навязываемой этому процессу.

         Второй по важности признак – это признак законности. Он предусматривает подтверждения законности права государства на изъятие в свою пользу части денежных средств своих граждан, а также граждан других стран, но имеющих в этом государстве объект обложения. Следовательно, налог должен взиматься государством на установленных законом основаниях. Этот признак отличает налог от грабежа, контрибуции или дани, в которых воплощена суть принудительного изъятия на основании верховенства силы. Но не силы верховенства государства над своими гражданами, а верховенство одной стороны над другой. Поэтому налогом можно считать только изъятие, основанное на законно установленном праве того государства, которое осуществляет это изъятие.

         Третий признак, встречающийся  почти во всех определениях, это  признак цели. Такой целью является покрытие государственных расходов. Увязка цели налога с обеспечением общественных потребностей подчеркивает направление расходования поступлений  в интересах всего общества. Также  это подчеркивает некую условную первичность расходов и вторичность  доходов государства.

         Четвертый признак, признак индивидуальной безвозмездности. Согласно ему налоговый платеж рассматривается  как однонаправленное движение потока финансовых ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонального потока государственных услуг.

         Пятый признак –  периодичности уплаты. Данный признак  указывает на определенную периодичность  уплаты налога в строго отведенные законом сроки.

         Данные признаки были разработаны и выделены в  разные промежутки времени, также их перечень с течением времени – изменялся, соответственно менялось и определение категории «налог». (см. Приложение: Таблица№1). [1;с.18]

         В налоговом законодательстве РФ, согласно ст. 8 НК РФ «под налогом  понимается обязательный, индивидуальный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[20;65]

            

    1. Возникновение и развитие практики налогообложения.

         С появлением первых государственных образований и  их прообразов налоги стали выступать  значимым источником образования централизованных финансов. Но их зарождение произошло задолго до появления государства в его классическом понимании в виде регулярных податей, даней и других платежей, имеющих налоговую природу. Они возникли на самых ранних этапах формирования первых государственных образований (общин, городов-государств, княжеств и т.д.). Сборы налогов обеспечивали им возможность содержания регулярного войска, аппарата управления, общественной инфраструктуры, во многом способствуя наделению этих образований традиционным набором функций государства, а следовательно, предопределяя саму эволюцию государства. Таким образом, в дилемме, что явилось первичным – налоги или государство, приоритет следует отдать налогам.

         В развитии практики налогообложения, согласно хронологии И.И. Янжула (1846-1914), принято выделять три крупных периода.

         Первый период: от Древнего мира до Средних веков. Характеризуется неразвитостью и случайным характером налогов, существованием бесчисленных налоговых платежей преимущественно в натуральной форме. То есть формы налогообложения определялись непосредственно самими общественными потребностями. И только в дальнейшем, параллельно с развитием товарного производства и совершенствованием товарно-денежных отношений, налоги все чаще и чаще принимают денежную форму, приобретая статус основного источника казны. Одним из главных отличием данного периода является то, что государство еще не имело централизованного фискального аппарата для сбора налогов. Определяя лишь общую сумму средств, которую необходимо получить, государство зачастую поручало сбор налогов городу или общине.

Информация о работе Понятие налога. Налоговое бремя