Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа
Целью работы является исследование значения, развития и современного состояния аграрного сектора в России.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматривается понятие и историческое развитие аграрного сектора Российской Федерации;
исследуются цели, задачи и направления государственного регулирования агропромышленного комплекса;
исследуются результаты реализации государственных программ по поддержки агропромышленного комплекса в России;
рассматривается прогноз развития агропромышленного комплекса в России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………….5
2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ…………………………………………………………………………9
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ……………………………………………………………………………15
4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ………………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..32
Одним из механизмов государственной аграрной политики является приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который включает в себя три направления14:
- «Ускоренное развитие животноводства»;
- «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
- «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Реализация первого
Это станет возможным за счет:
- повышения доступности
- роста поставок по системе
федерального лизинга
- совершенствования мер
В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.
Второе направление
Это предполагается достичь путем:
- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развития инфраструктуры
- развития системы земельно-
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. № 25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках Госпрограммы определены восемь агрегированных показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства15.
Характеризуя развитие аграрного сектора в России, можно отметить следующее. В январе-ноябре 2008 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 109,2 % к соответствующему периоду 2007 г. При запланированном на 2008 г. показателе 103,8 %, в том числе в растениеводстве - 113,8 % при годовом плановом показателе 102,9 %, в животноводстве - 103,9 % при плане 104,8% (рис. 2).
Рис. 2. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1999г.), %16
В текущем году плановые задания по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) будут выполнены в полном объеме и составят соответственно 61,1 % и 78,3 %.
Темп роста заработной платы в сельском хозяйстве, начиная с прошлого года, стал превышать темп роста заработной платы в экономике в целом, однако в абсолютном выражении заработная плата в сельском хозяйстве остается довольно низкой и составляет в среднем 7,9 тыс.руб. (январь-сентябрь 2008 г.) (рис. 3).
Рис. 3. Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, %17
На 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:
В связи с кризисными явлениями на финансовых рынках в сфере финансового обеспечения агропромышленного комплекса складываются следующие негативные тенденции: отказы в кредитовании организаций АПК по инвестиционным проектам, а также в рефинансировании кредитов на текущую деятельность; повышение размера процентных ставок и требований к залоговому обеспечению; возникновение проблем с полнотой и своевременностью расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию.
Учитывая, что значительная часть
оборотных средств в отрасли
приобретается за счет кредитов, такое
положение с кредитованием
Принят ряд ключевых для отрасли решений19:
- об увеличении размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) с 2/3 (66,7 %) до 80 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (общий объем дополнительного финансирования до 10 мдрд. руб.);
- о субсидировании процентной ставки по кредитам в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России для объектов животноводства (дополнительное финансирование 7 мдрд. руб.);
- по целевому фондированию банков в объеме 72 мдрд. руб. для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству;
- об увеличении уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в объеме 25 мдрд. руб. для закупки отечественной сельскохозяйственной техники;
- повышены ставки пошлины на импорт мяса птицы и свинины, снижены объемы квот на мясо птицы;
- об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 45 мдрд. руб. (в том числе 10 мдрд. руб. в 2008 г.) для возможности увеличения объема интервенционных закупок, а также для замещения доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержания устойчивости региональной сети;
- о предоставлении системообразующим предприятиям, имеющим важное значение для экономики, государственных гарантий по кредитам АПК по упрощенной схеме.
Кроме того, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:
- о предоставлении субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, полученным в 2007-2008 гг. на срок до одного года и пролонгированным на срок не более 6 месяцев;
- о продлении срока инвестиционных кредитов по молочному скотоводству до 15 лет и рекомендовать банкам предусмотреть возможность осуществления начала выплат заемщиками суммы основного долга с отсрочкой на 5 лет;
- о субсидировании выплаты процентов по небанковским заимствованиям по особо важным отраслевым инвестиционным проектам;
- о повышении в 2009 г. ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию;
- о разработке отвечающего интересам отечественных производителей режима регулирования импорта мяса на 2010 г. и последующие годы;
- о подписании Меморандума между Агропромышленным союзом России и Ассоциацией компаний розничной торговли «Об условиях взаимодействия розничных сетей с поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия», в том числе ограничение отсрочки платежей за поставляемые на предприятия розничной торговли социально-значимые продукты питания (не более 30 дней с момента поставки);
- об ускоренном порядке возмещения экспортного НДС при экспорте зерна;
- о снижении стоимости услуг экспедиторских компаний при железнодорожных перевозках зерна на экспорт и во внутригосударственном сообщении;
- о предоставлении связанных государственных кредитов по поставке зерна из России, а также расширение поставок зерна и муки по линии гуманитарной помощи.
Говоря о среднесрочной
В госпрограмму вошли все направления и параметры нацпроекта, кроме того, в нее включены и новые разделы.
Программа определяет цели, задачи и
основные направления развития сельского
хозяйства и регулирования
Целями Программы на 5-летний период являются20:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 %, а уровня газификации домов природным газом - до 60 % за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 % субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 % (научно обоснованная норма);
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 %;
- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 %.
- в 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация.
Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.
Прогноз 2012-2020 гг.
Производство продукции
По проекту, с 2008 по 2012 г. объем кредитных ресурсов, направленных на техническую и технологическую модернизацию, может превысить 250 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 г. возрастут в пять раз по сравнению с 2007 г.
В 2020 г. около 30 % всех инвестиций, вложенных в крупные и средние сельхозпредприятия, придется на растениеводство, 50 % -на животноводство. К 2020 г. объем инвестиций за счет собственных средств может возрасти до 925 млрд. руб. против 85,3 млрд. руб. в 2007 г. (рис. 5).
Информация о работе Понятие и историческое развитие аграрного сектора российской экономики