Понятие и историческое развитие аграрного сектора российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование значения, развития и современного состояния аграрного сектора в России.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматривается понятие и историческое развитие аграрного сектора Российской Федерации;
исследуются цели, задачи и направления государственного регулирования агропромышленного комплекса;
исследуются результаты реализации государственных программ по поддержки агропромышленного комплекса в России;
рассматривается прогноз развития агропромышленного комплекса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………….5
2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ…………………………………………………………………………9
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ……………………………………………………………………………15
4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ………………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 1.66 Мб (Скачать)

Одним из механизмов государственной  аграрной политики является приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который включает в себя три направления14:

- «Ускоренное развитие животноводства»;

-  «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

-  «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Реализация первого направления  Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

-  повышения доступности долгосрочных  кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет;

-  роста поставок по системе  федерального лизинга племенного  скота, техники и оборудования  для животноводства и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;

-  совершенствования мер таможенно-тарифного  регулирования путем утверждения  объемов квот и таможенных  пошлин на мясо в 2006-2007 годах  и вплоть до 2009 года и отмены  ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

В октябре 2006 года решением Совета при  Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление  «Ускоренное развитие животноводства»  включено пять дополнительных мероприятий.

Второе направление Национального  проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

-   удешевления кредитных  ресурсов, привлекаемых малыми формами  хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры обслуживания  малых форм хозяйствования в АПК - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

-  развития системы земельно-ипотечного  кредитования, что позволит выдавать кредиты под залог земельных участков и поможет решить проблему отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.

Реализация третьего направления  позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации  по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25 декабря 2007 г. № 25 для оценки реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в рамках Госпрограммы определены восемь агрегированных показателей, характеризующих развитие сельского хозяйства15.

Характеризуя развитие аграрного  сектора в России, можно отметить следующее. В январе-ноябре 2008 г. индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 109,2 % к соответствующему периоду 2007 г. При запланированном на 2008 г. показателе 103,8 %, в том числе в растениеводстве - 113,8 % при годовом плановом показателе 102,9 %, в животноводстве - 103,9 % при плане 104,8% (рис. 2).

Рис. 2. Индекс производства продукции сельского  хозяйства (в сопоставимых ценах 1999г.), %16

В текущем году плановые задания  по увеличению доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) будут выполнены в полном объеме и составят соответственно 61,1 % и 78,3 %.

Темп роста заработной платы  в сельском хозяйстве, начиная с  прошлого года, стал превышать темп роста заработной платы в экономике  в целом, однако в абсолютном выражении  заработная плата в сельском хозяйстве  остается довольно низкой и составляет в среднем 7,9 тыс.руб. (январь-сентябрь 2008 г.) (рис. 3).

Рис. 3. Темп роста среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы, %17

На 2009 г. и плановый период 2010-2011 гг. предусмотрена реализация новых направлений Госпрограммы:

    • поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
    • поддержка экономически значимых региональных программ;
    • регулирование рынка молока;
    • переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности18.

В связи с кризисными явлениями  на финансовых рынках в сфере финансового обеспечения агропромышленного комплекса складываются следующие негативные тенденции: отказы в кредитовании организаций АПК по инвестиционным проектам, а также в рефинансировании кредитов на текущую деятельность; повышение размера процентных ставок и требований к залоговому обеспечению; возникновение проблем с полнотой и своевременностью расчетов за поставленную агропродовольственную продукцию.

Учитывая, что значительная часть  оборотных средств в отрасли  приобретается за счет кредитов, такое  положение с кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей может привести к вынужденному сокращению спроса на минеральные удобрения, химические средства защиты растений, семена, комбикорма и другие материально-технические ресурсы, что будет иметь нежелательные последствия для обеспечения планируемых объемов производства в животноводстве и растениеводстве.

Принят ряд ключевых для отрасли  решений19:

- об увеличении размера возмещения затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) с 2/3 (66,7 %) до 80 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (общий объем дополнительного финансирования до 10 мдрд. руб.);

- о субсидировании процентной ставки по кредитам в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России для объектов животноводства (дополнительное финансирование 7 мдрд. руб.);

- по целевому фондированию банков в объеме 72 мдрд. руб. для завершения начатых инвестиционных проектов по животноводству;

- об увеличении уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в объеме 25 мдрд. руб. для закупки отечественной сельскохозяйственной техники;

- повышены ставки пошлины на импорт мяса птицы и свинины, снижены объемы квот на мясо птицы;

- об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» на 45 мдрд. руб. (в том числе 10 мдрд. руб. в 2008 г.) для возможности увеличения объема интервенционных закупок, а также для замещения доли региональных банков, свернувших кредитование АПК, и поддержания устойчивости региональной сети;

- о предоставлении системообразующим предприятиям, имеющим важное значение для экономики, государственных гарантий по кредитам АПК по упрощенной схеме.

Кроме того, в соответствии с поручениями  Правительства Российской Федерации Минсельхозом России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти прорабатываются следующие вопросы:

- о предоставлении субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам, полученным в 2007-2008 гг. на срок до одного года и пролонгированным на срок не более 6 месяцев;

- о продлении срока инвестиционных кредитов по молочному скотоводству до 15 лет и рекомендовать банкам предусмотреть возможность осуществления начала выплат заемщиками суммы основного долга с отсрочкой на 5 лет;

- о субсидировании выплаты процентов по небанковским заимствованиям по особо важным отраслевым инвестиционным проектам;

- о повышении в 2009 г. ставок ввозных таможенных пошлин на молочную продукцию;

-  о разработке отвечающего интересам отечественных производителей режима регулирования импорта мяса на 2010 г. и последующие годы;

- о подписании Меморандума между Агропромышленным союзом России и Ассоциацией компаний розничной торговли «Об условиях взаимодействия розничных сетей с поставщиками сельскохозяйственной продукции и продовольствия», в том числе ограничение отсрочки платежей за поставляемые на предприятия розничной торговли социально-значимые продукты питания (не более 30 дней с момента поставки);

-  об ускоренном порядке возмещения экспортного НДС при экспорте зерна;

-  о снижении стоимости услуг экспедиторских компаний при железнодорожных перевозках зерна на экспорт и во внутригосударственном сообщении;

- о предоставлении связанных государственных кредитов по поставке зерна из России, а также расширение поставок зерна и муки по линии гуманитарной помощи.

4. Прогноз развития агропромышленного комплекса в России

 

Говоря о среднесрочной перспективе, начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В госпрограмму вошли все направления и параметры нацпроекта, кроме того, в нее включены и новые разделы.

Программа определяет цели, задачи и  основные направления развития сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Целями Программы на 5-летний период являются20:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 %, а уровня газификации домов природным газом - до 60 % за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 % субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 % (научно обоснованная норма);

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 %;

- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 %.

- в 2008-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их стабилизация.

Среднегодовой рост объема продукции  сельского хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

Прогноз 2012-2020 гг.

Производство продукции сельского  хозяйства в России к 2020 г. достигнет 120-125 % по сравнению с 2007 г.

По проекту, с 2008 по 2012 г. объем кредитных ресурсов, направленных на техническую и технологическую модернизацию, может превысить 250 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования к 2020 г. возрастут в пять раз по сравнению с 2007 г.

В 2020 г. около 30 % всех инвестиций, вложенных в крупные и средние сельхозпредприятия, придется на растениеводство, 50 % -на животноводство. К 2020 г. объем инвестиций за счет собственных средств может возрасти до 925 млрд. руб. против 85,3 млрд. руб. в 2007 г. (рис. 5).

Информация о работе Понятие и историческое развитие аграрного сектора российской экономики