Понятие и историческое развитие аграрного сектора российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование значения, развития и современного состояния аграрного сектора в России.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматривается понятие и историческое развитие аграрного сектора Российской Федерации;
исследуются цели, задачи и направления государственного регулирования агропромышленного комплекса;
исследуются результаты реализации государственных программ по поддержки агропромышленного комплекса в России;
рассматривается прогноз развития агропромышленного комплекса в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………….5
2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ…………………………………………………………………………9
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ……………………………………………………………………………15
4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ………………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...30
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 1.66 Мб (Скачать)

Формирования горизонтального (отраслевого) типа — группы предприятий и организаций, осуществляющих производство на одних и тех же стадиях или производящих одну и ту же продукцию. Горизонтальная интеграция предполагает высокую степень концентрации производства, поэтому жестко контролируется со стороны Федерального агентства по антимонопольной политике. Объединения, обладающие более 35% рынка сырья или продовольствия, проходят дополнительную экспертизу и согласование в данном ведомстве.

Интегрированные структуры вертикального  типа — формирования, участники которых задействованы в производстве одних и тех же или сопряженных видов продукции, участвуя на разных технологических стадиях товародвижения — от сельскохозяйственного сырья до определенных видов продуктов питания. К этому типу относятся ОАО АПК «Черкизовский мясокомбинат», ОАО «Омский бекон», ОАО «Парнас-М». В этих и других структурах сформирована полная цепочка производства — от выращивания скота в хозяйствах до реализации мясной продукции9.

Основные цели углубления интеграции обусловлены современным состоянием аграрной сферы и заключаются в следующем:

  • оздоровить финансовое состояние предприятий и организаций АПК;
  • аккумулировать финансовые ресурсы для решения приоритетных направлений развития сельского хозяйства;
  • интегрировать в единое целое производство, переработку и торговлю;
  • увеличить возможности продвижения на рынок конкурентоспособной продукции;
  • преодолеть локальный монополизм и вытеснить из оборота излишек посредников;
  • повысить контроль за эффективным использованием производственного потенциала, трудовой и технологической дисциплин;
  • использовать в агропромышленном производстве новые и прогрессивные технологии, высокопроизводительные машины и оборудование;
  • обеспечить сельских тружеников работой и улучшить их материальное положение.

Формирование интегрированных  структур базируется на определенных принципах, т.е. опирается на основополагающие идеи, отвечающие целям и задачам стабилизации и развития отрасли и особенностям данной организационной формы совместной деятельности предприятий.

1.Добровольность. Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование принимается в соответствии с их уставами: по решению собрания акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (в кооперативах). На практике интегрированные структуры создаются нередко по инициативе органов управления. Отсюда очень важно, чтобы объединительные процессы осуществлялись не принужденно, а с убеждением их целесообразности10.

2. Адаптивность. В постоянно изменяющихся условиях рынка требуется поиск не только организационных форм, но и новых подходов к организации управления. При этом субъекты хозяйствования должны быстро реагировать и гибко маневрировать в правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательства.

3. Этапность. По мере создания материально-технических и экономических условий должен быть переход от простых форм к сложным (от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных — к производственно-торговым).

4.  Целостность и комплексность. При создании и деятельности интегрированных структур должна быть обеспечена четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса. Для сбалансированности ресурсного обеспечения необходимо соблюдать территориальную комплексность. В зависимости от состава участников интегрированной структуры, их производственного направления они могут представлять собой организационно оформленный на определенной территории аграрно-продуктовый комплекс, включающий на современной технологической основе все стадии производства конечной продукции.

5. Поддержка и содействие со стороны органов управления. Успешная деятельность интегрированных структур во многом обусловлена характером взаимоотношений руководителей потенциальных предприятий-участников с районными и областными административными органами. Практика показывает, и это подтверждают и проведенные исследования, что в тех регионах, где интегрированным хозяйственным структурам оказывается необходимая (стартовая) материально-финансовая помощь, они функционируют более эффективно. При этом важно, чтобы органы управления не выполняли функции хозяйственного управления, а содействовали делу в рамках своей компетенции.

6. «Ведущее звено» — предприятие-интегратор. При создании агропромышленных формирований возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора, функции которого может выполнять финансово устойчивое предприятие с высоким производственным потенциалом. Интегратор как головная компания должен не только опережать по уровню развития, но и стать в организационном и технологическом отношении лидером среди участников агропромышленного формирования (АПФ).

7. Оптимальность размеров. При создании интегрированных формирований должна достигаться оптимальность их размеров, позволяющая получить эффект от масштабов деятельности. Преимущества крупного товарного производства проявляются на рынках сбыта продукции, обеспечивая взаимовыгодный обмен между покупателями и продавцами по поводу производственных ресурсов и продукции.

Интегрированные структуры, как правило, формируются в пять этапов.

1.  Подготовительный. Формировать агропромышленную корпорацию предлагается с помощью технологии проектного управления. Для этого назначается руководитель — авторитетный подготовленный управленец, имеющий опыт руководства крупными проектами. Формируется команда проекта. Определяется сфера полномочий и ответственности руководителя и членов команды; разрабатываются концепция и технология формирования агропромышленной корпорации, проекты учредительных документов головного акционерного общества; составляется генеральный план создания агропромышленной корпорации — от первичных шагов по объединению до устойчивой корпоративной структуры, способной реализовать стратегические корпоративные цели развития.

2.  Формирование и начало работы  акционерного общества. На этом этапе в головную компанию включаются несколько ведущих в агропромышленном производстве предприятий и в соответствии с законодательством проводится общее собрание акционеров головного общества для решения следующих вопросов: утверждение новой редакции уставных документов и положения об исполнительных органах; утверждение структуры управления корпорацией; избрание органов управления общества.

Вновь избранные исполнительные органы представляют органам управления и  утверждают программу развития корпорации на ближайшую перспективу.

3. Интеграция (на переходный период). Цель данного этапа состоит в обеспечении достижения первых положительных финансово-экономических результатов объединения (синергических эффектов), а также в интегрировании разрозненных предприятий в бизнес-структуру, функционирующую как единая хозяйственная система. При этом выполняются следующие работы: реализация первоочередных задач по финансово-экономическому оздоровлению предприятий корпорации; реформирование предприятий; внедрение единых корпоративных систем управления, удовлетворяющих стандартам, принятым в компании. В первую очередь создаются системы управления финансами, бюджетирования, управленческого учета и отчетности, информационного обеспечения, а также осуществляется практическое освоение новой структуры управления головного общества.

4.  Выравнивание различий — достижение конечных результатов компании. Цель данного этапа состоит в обеспечении высокой скоординированности и продуктивности работы новых управленческих команд на всех уровнях; упрочении вертикальных и горизонтальных взаимодействий руководителей различных уровней предприятий и подразделений корпорации.

К основным организационным задачам  относятся следующие: улучшение  организационной структуры и  систем управления корпорацией и дочерними предприятиями; формирование эффективных управленческих команд; оптимизация вертикальных и горизонтальных взаимодействий11.

Практика интеграции российских агропромышленных предприятий показывает, что на достижение этой цели требуется два—три года.

5. Зрелая интеграция. При достижении эффективного менеджмента остаются задачи, которые необходимо решать для уменьшения вероятности различных рисков. С этой целью осуществляется мониторинг состояния менеджмента и результатов работы по следующим направлениям: эффективность деятельности персонала на ключевых позициях; эффективность деятельности управленческих команд; эффективность горизонтальных и вертикальных взаимодействий; анализ факторов успеха и неудач.

Также в настоящее время в  рамках приоритетного национального  проекта «Развитие АПК» предусматривается  поддержка малых форм хозяйствования. Речь идет о стимулировании интеграции как фермеров, так и владельцев личных подсобных хозяйств через создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 

3. Цели, задачи и программы государственной политики регулирования развития агропромышленного комплекса в России

 

Государственное регулирование АПК  представляет собой целенаправленное воздействие государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения нормального функционирования аграрного сектора экономики и развития устойчивого воспроизводства.

К основным целям государственного регулирования относятся12:

1) повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития  сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего  рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного  климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен  на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Основные направления государственной аграрной политики включают13:

1) поддержание стабильности обеспечения  населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование  рынка сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия, развитие  его инфраструктуры;

3) государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) защиту экономических интересов  российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских  территорий;

7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Основными направлениями деятельности Правительства в 2001-2012 годах в указанной области станет разрешение проблем, возникших в 90-ые годы и завершение начатых реформ непосредственно в сельском хозяйстве, включая меры:

  • приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации;
  • создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей;
  • решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры и полное освобождение сельскохозяйственных предприятий от этой функции;
  • введение рамочного законодательного статуса сельскохозяйственного производителя в России; организация единого статистического учета сельскохозяйственных производителей всех организационно-правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок;
  • завершение создания информационной системы в АПК, позволяющей эффективно получать, обрабатывать и распространять данные о состоянии аграрного сектора, агропродовольственных рынков, положении сельского населения и т.д.;
  • разработка нормативно-правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельскохозяйственных производителей;
  • разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости его населения;
  • государственная поддержка всех видов кооперации, в т.ч. семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т.п.

Информация о работе Понятие и историческое развитие аграрного сектора российской экономики