Понятие безработицы и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассказать о безработице и проблемах, связанных с ней.
Задачами курсовой работы является раскрытие понятия безработицы, ее форм, показателей, причин и социально-экономических последствий. Работа рассказывает нам о динамике безработицы в России и Вологодской области в 1990-2007г. Задача работы – рассказать о путях повышения эффективной занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………....3
1.Формы, показатели, причины и социально-экономические последствия безработицы………………………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие безработицы, ее уровень………………………………………………….…...4
1.2. Виды безработицы……………………………………………………………...………..5
1.3. Причины возникновения безработицы………………………………………….....….10
1.4. Основные последствия безработицы…………………………..…………………...…10
2.Динамика безработицы в России и Вологодской области в 1990-2007 гг. и их оценка………………………………………………………………………………………...12
2.1. Динамика безработицы в России в 1990-2007 гг……………….………………….....12
2.2. Динамика безработицы в Вологодской области в 1990-2007 гг………………….....16
3.Пути повышения эффективной занятости населения…………………………………..18
3.1. Виды государственных мер в сфере занятости населения………………………..….18
3.2. Меры службы занятости по преодолению безработицы………………………..……23
Заключение…………………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….……....27
Приложения………………………………………………………….………………………28

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 316.50 Кб (Скачать)
    • в США- 36% заработка в течение 14 недель;
    • в Японии- 60–80% заработка в течение 3–12 месяцев в зависимости от — возраста безработного и других условий;
    • во Франции — 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение 1–2,5 лет, особые пособия в течение З лет;
    • в Великобритании — 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.
    • В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:
    • образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
    • установлен период выплаты пособий — 12 месяцев;
    • гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца — 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
    • лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
    • после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания) [4].

    Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

    1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

    2.Организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

    3.  Поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

    4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным

    специальностям  и профессиям

    5. Использование гибких форм занятости  ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

    6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. [7]. 
       В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х годов приоритетных здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сейчас на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их обращений к предпринимателям по поводу трудоустройства [4].
 
 

    3.2. Меры службы занятости по преодолению безработицы

    Большую роль в повышении эффективной  занятости населения играет служба занятости. Специалисты службы занятости  помогают людям, обратившимся в ее представительства на местах, подобрать работу с учетом профессиональных навыков, уровня подготовки, опыта работы и, конечно, личных пожеланий обратившихся. Для тех, кто не нашел подходящей работы, организуются курсы переподготовки по различным специальностям.

    Главная задача работы службы занятости –  содействие в трудоустройстве:

    • поиск подходящих рабочих мест для граждан;
    • подбор работников, обладающих подходящими навыками и умениями, для работодателей;
    • обучение и переподготовка кадров.

    Центры  занятости организуют ярмарки вакансий, через которые проходит большое  количество полезной информации для людей, ищущих работу, и работодателей. Сведения, получаемые на ярмарках вакансий, помогают людям лучше ориентироваться на рынке труда, более эффективно подбирать рабочие места и получать нужную информацию о возможностях обучения, дальнейшего повышения квалификации и переквалификации.

    Для временной занятости и материальной поддержки граждан, которые не имеют работы, организуются оплачиваемые общественные работы, не требующие какой-либо профессиональной подготовки. Общественные работы имеют социальную направленность. Люди, участвующие в них, благоустраивают территории, участвуют в озеленении городов и их окрестностей, помогают пожилым и нуждающимся в поддержке гражданам и занимаются прочими видами общественно-полезного и, как уже упоминалось, оплачиваемого труда.

    Деятельность  Центра занятости немыслима без  сотрудничества с работодателями. Сотрудничество центра занятости с работодателями заключается в:

    • размещении работодателями сведений о вакантных должностях в информационном пространстве центра занятости,
    • участии в организации ярмарок вакансий и прочих мероприятий по содействию занятости населения,
    • взаимном консультировании и обмене информацией,
    • подборе центром занятости кандидатов на вакантные рабочие места,
    • подборе и организации профессиональной подготовки специалистов на конкретные рабочие места,
    • поддержке доходов безработных граждан в период участия во временных работах в виде оплаты труда [14].

    Центр занятости и работодатели уделяют  большое внимание поиску новых и перспективных форм взаимовыгодного сотрудничества.

    Центром занятости ведется обучение и  переобучение граждан в целях  приобретения знаний и навыков, наиболее востребованных на рынке труда. Обучение ведется по различным специальностям. Переквалификация безработных позволяет им приобрести более востребованную и высокооплачиваемую специальность, а также формирует основу для преодоления острого дефицита работников на рынке труда в будущем.

    Повышение квалификации обусловлено непрерывным  развитием технических и гуманитарных аспектов нашей жизни. Необходимость повышения квалификации подтверждает ежегодное увеличение численности безработных, направленных на обучение, которое связано с возрастающей потребностью работодателей в высококвалифицированных кадрах.

    В образовательной практике Центра занятости  применяются современные учебные  программы, подтвердившие свою эффективность.

    Организация профессиональной подготовки безработных  доказала свою эффективность. В России более 80% граждан после обучения находят работу.       

    Квалифицированная помощь в области профессиональной ориентации необходима как безработным, так и работающим гражданам. Профессиональная ориентация помогает качественно подготовиться к выбору и смене профессии, к перемене рабочего места. С ее помощью граждане могут обнаруживать и развивать профессиональные способности, а также свободнее ориентироваться на рынке труда [10].

 

    

Заключение

    Таким образом, под безработицей понимается социально-экономическое явление, при котором часть населения хочет, но не может найти себе работ. Безработицу классифицируют по следующим видам: фрикционная безработица связана с добровольным переходом работников с одной работы на другую; структурная безработица, при которой при наличии незанятых лиц предприятия имеют неукомплектованные рабочие места вследствие профессионально-квалифицированного и географического несоответствия безработных и вакансий; циклическая безработица обусловлена спадом в экономическом цикле, когда занятость в связи с этим сокращается, а безработица растет и другие виды безработицы. Безработица имеет свои причины и последствия. Последствия безработицы носят как положительный, так и негативный характер. Для преодоления безработицы нужно осуществлять меры, которые должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректировать, если возникает необходимость. Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамическое равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем: оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;  совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров. Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Таким образом, разрешение проблем, связанных с безработицей, приведет к стабилизации ситуации на рынке труда.  
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Симкина, Л. Г. Экономическая теория.-СПб.:Питер,2006.-384 с.
  2. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория.- СПб.:Питер,2008.- 480 с.
  3. Камаев, В. Д.Учебник по основам экономической теории.-М.:ВЛАДОС,1999.-384 с.
  4. Информационный источник: http://unempl nevel.narod.ru.
  5. Липсиц, И. В. Экономика: учеб. для вузов по экономическим специальностям.- М.: Вита-Пресс, 1998.-325 с.
  6. Архипов, А. И. Экономика: учебн. – М.: Велби,2006. – 840 с.
  7. Бреев, Б. Д. Безработица в современной России.- М.:Наука, 2005.-132 с.
  8. Токсанбаева, М. С. Экономическая наука в современной России. – М.:                          Логос, 2000. – 231 с.
  9. Информационный источник: http://atlas.socpol.ru.
  10. Перова, И. В.Подходящая работа и возможность трудоустройства в  оценках безработных. – М.: Логос,2000. – 547 с.
  11. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. - М.: ТК Велби,2007.-544 с.
  12. Бреев, Б. Д. Общество и экономика. – Спб.: Питер,1995. -163 с.
  13. Хасин, Г. А. Безработица. - М.: Логос,2000. – 198 с.
  14. Котляр, А. Э. Человек и труд. – М.: ТК Велби, 1996. – 142 с.
  15. Ядов,В.А. Структура и побудительные индексы социально- тревожного сознания. М.: ТК Велби,1997.-362 с.
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1(стр. 22).

    (справочное)

    Уровень зарегистрированной безработицы в Вологодской области в 2003 г.

      
 

 

     Приложение 2(стр. 26).

    (справочное)

Политика на рынках труда по улучшению занятости  и снижению безработицы.

      
 
 
 

    Приложение 3(стр. 12)

    (справочное)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие безработицы и ее проблемы