Понятие безработицы и ее проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассказать о безработице и проблемах, связанных с ней.
Задачами курсовой работы является раскрытие понятия безработицы, ее форм, показателей, причин и социально-экономических последствий. Работа рассказывает нам о динамике безработицы в России и Вологодской области в 1990-2007г. Задача работы – рассказать о путях повышения эффективной занятости населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………....3
1.Формы, показатели, причины и социально-экономические последствия безработицы………………………………………………………………………………………....4
1.1. Понятие безработицы, ее уровень………………………………………………….…...4
1.2. Виды безработицы……………………………………………………………...………..5
1.3. Причины возникновения безработицы………………………………………….....….10
1.4. Основные последствия безработицы…………………………..…………………...…10
2.Динамика безработицы в России и Вологодской области в 1990-2007 гг. и их оценка………………………………………………………………………………………...12
2.1. Динамика безработицы в России в 1990-2007 гг……………….………………….....12
2.2. Динамика безработицы в Вологодской области в 1990-2007 гг………………….....16
3.Пути повышения эффективной занятости населения…………………………………..18
3.1. Виды государственных мер в сфере занятости населения………………………..….18
3.2. Меры службы занятости по преодолению безработицы………………………..……23
Заключение…………………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………….……....27
Приложения………………………………………………………….………………………28

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 316.50 Кб (Скачать)

       Росту безработицы будет препятствовать демография, ведь численность населения в трудоспособном возрасте будет сокращаться, уверяют некоторые аналитики, ссылаясь на данные прогнозов Росстата. В 2006 г. начался спад трудоспособного населения. К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек — это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных — меньше на 8,8%.

    Таким образом, уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7%.

    В 2007 году сокращение на 679 000, а в 2008 –  уже на 1,132 млн. человек [7].  
 

    2.2.Динамика безработицы в Вологодской области в 1990-2007 гг.  (см. Приложение 4)

       По сравнению с подавляющим большинством регионов Северо-Запада и страной в целом Вологодская область почти весь переходный период имела более низкий уровень общей безработицы, измеряемой по методологии МОТ. Означает ли это, что проблемы безработицы в области практически нет?

       За благополучными среднеобластными показателями скрыты проблемы занятости на локальных рынках труда. Внутренние различия в основном объясняются центро-периферийным неравенством, их можно измерить по зарегистрированной безработице. По состоянию на 01.12.99 в области насчитывается 14,8 тыс. безработных. Уровень официальной безработицы составил 2,3 %. В целом по области она продолжает сокращаться (с 2,2% в 2002 г. до 1,9% в 2003 г.), быстрее всего этот процесс идет в Череповце, где безработица и так минимальна. Помимо Череповца и прилегающего к нему района (0,5–0,6%), низкой зарегистрированной безработицей отличается Вологда (1,1%). Почти во всех остальных муниципалитетах безработица выше среднеобластной, достигая максимума не только в "медвежьих углах" на юго-западе области — Чагодощенском, Устюженском районах, но и в относительно развитом и более плотно заселенном Грязовецком районе (4–5%), где выше доля трудоспособного населения, а состояние экономики неблагополучно. Основная проблема локальных рынков труда в периферийных районах — очень незначительное предложение новых рабочих мест. В целом по области на одну вакансию в 2003 г. приходилось только 2 безработных (в 2002 г. — 3). При этом в крупных городах потребность в работниках в 1,3–2 раза больше численности безработных, т.е. безработица носит структурный характер. Однако в половине районов области количество вакансий минимально (не более 1–15 за год на весь район), а в Чагодощенском районе в течение 2003 г. их не было вовсе, поэтому уровень безработицы не снижался(см. Приложение 1). В результате внутрирегиональные различия на рынке труда становятся более сильными.

    В Вологодской области уровень  официально зарегистрированной безработицы с начала 2005 года снизился до 1,8% от численности экономически активного населения. За 2006 год уровень регистрируемой безработицы в Вологодской области по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился до 1,7%. При этом уровень безработицы в двух городах области ниже 1%. Менее 1% безработных зарегистрировано в городах Вологде - 0,8%, Череповце - 0,7%, Череповецком районе - 0,6%.

    В Вологодской области уровень  безработицы в июле 2007 года составил 1, 5 %. В Вологодской области на учете в службе занятости состоит 11 656 человек. Численность безработных граждан по итогам июля составила 10280 человек. Число вакансий – 10420.  
Как отмечают специалисты, самый низкий уровень безработицы в Вологде (0, 7 %), в Череповце и Череповецком районе (0, 8 %). Следом идут Шекснинский (1, 2 %), Тотемский (1, 3 %), Сокольский (1, 3 %), Бабушкинский (1, 4 %) районы.  
Сложнее всего с трудоустройством в Чагодощенском районе. Уровень безработицы там самый высокий по области – 5, 1 %. На сегодняшний день в Чагодощенском районе насчитывается более 400 безработных граждан.  
Высокий уровень безработицы также отмечен в Устюженском (4 %), Междуреченском (4, 3 %), Вожегодском (4, 2 %) районах [9].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Пути повышения эффективной занятости населения

    3.1. Виды государственных мер в сфере занятости населения

       Документом, отражающим основные направления государственной политики Российской Федерации в области занятости является Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан. Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой руководствуется  правительство  конкретной  страны [10].

       Политика повышения занятости и профессионального обучения - государственная политика, направленная на повышение эффективности рынка труда и сокращение безработицы и предусматривающая:  
-организацию профессионального обучения;  
-предоставление информации о рабочих местах;  
- противодействие дискриминации.

        Социальная политика - система мер,  направленных на осуществление  социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:  
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений А также:  
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику [11].

    Агрессивная политика занятости - политика, связанная  с ограничением пассивной поддержки безработных и замещением обязательными или "социально целесообразными" работами. Агрессивная политика занятости способствует движению экономики в желательном направлении в неблагополучные времена.

    Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

    Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:

    - совокупность  правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

    - мероприятия,  связанные с предупреждением  и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

    - обучение, переподготовка и повышение квалификации  лиц, ищущих работу;

    - активный  поиск и подбор рабочих мест;

    - финансирование  создания новых рабочих мест;

    - организация  новых рабочих мест через систему  общественных работ [10].

    В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

    Так, например, в Швеции проводится активная политика занятости. Главное направление активной политики занятости в Швеции – это помощь в получении профессиональной подготовки и повышения квалификации, которая осуществляется либо с помощью подготовки и принятия специальных программ на уровне законодательных органов, либо путём совместного участия государства и предприятий в организации профподготовки и переподготовки кадров. Основная цель переподготовки на рынке труда – обеспечить постоянную работу для безработных. Эта политика привела к тому, что среди закончивших профессиональные курсы и затем вышедшие на рынок труда, примерно 70 % получили работу в течение 6 месяцев после завершения курсов. В свою очередь, приблизительно 80 % этих людей не смогли получить работу в той профессиональной области, в которой они проходили переподготовку. Опыт западных и некоторых стран Центральной Европы (Венгрия, Польша) показывает, что далеко не все меры активной политики занятости являются эффективными. Например, проводимые в Польше исследования установили, что переподготовка безработных менее эффективная мера, чем переподготовка еще не потерявших работу кадров. Сбрасывать со счетов опыт других стран в этом плане не следует [12].

    Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Так, например, в странах с развитой  рыночной  экономикой  наблюдается  усиление  пассивной политики занятости. Большинство  из  них (за исключением  Швеции)  большую  часть  средств,  отпущенных  на  политику занятости, расходует на меры  пассивного  характера  -  выплату  пособий  по безработице. Данная политика привела к сглаживанию негативных последствий безработицы и улучшила положение населения этих стран.

    Часто применяют термин — умеренно пассивная  политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

      Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию [12].

    Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

    При разработке этих программ важно учитывать  особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости. Речь идет о следующих принципах:

    • о запрещении принудительного труда и о свободе каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
    • о занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящей им трудовой доход;
    • о полной занятости, связанной с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы, которые установлены Конституцией Российской Федерации [13].

    В правовом государстве действует система социальных амортизаторов (защитных устройств), которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся (см. Приложение 2). 
Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

    • сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
    • рекомендуют проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);
    • досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2–3 года;
    • создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры — для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
    • сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др. [14].

    Другим  элементом системы социальных амортизаторов служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда — учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. 
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных [15]. 
При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и страдания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды. 
        Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния. 
        В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:

Информация о работе Понятие безработицы и ее проблемы