Политика занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является: рассмотрение сложившейся ситуации на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрыть само понятие занятости, рассмотреть типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначить роль государства в решении этого вопроса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…….….

1.Понятие занятости населения……………………………………………………..

1.1 Проблемы занятости…………………………………………….………...………

1.2 Показатели и типы безработицы…………………………………..…………..

2. Проблемы регулирования безработицы……………………………...…………

2.1 Причины возникновения безработицы …………………………….……….

2.2 Методы борьбы с безработицей …………………………………...….………

3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда России………

3.1 Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости……………………………………………………………….…..…..….……..

Расчётная часть……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….…..………….

Список литературы……………………………………...…………...

Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 125.37 Кб (Скачать)

    Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

    Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

    Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны. 
 

Приложение 1.

Таблица 1. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. 5

на конец месяца, тыс.человек

  Численность не занятых трудовой деятельностью граждан Из  них безработных
всего в том числе безработных, которым назначено  пособие по безработице
январь 
2004г.
справочно январь 
2004г.
справочно январь 
2004г.
справочно
январь 
2003г.
декабрь 
2003г.
январь 
2003г.
декабрь 
2003г.
январь 
2003г.
декабрь 
2003г.
Российская  Федерация 1859,7 1791,4 1823,1 1639,6 1550,2 1638,9 1286,7 1340,0 1304,9
Центральный 
федеральный округ
288,5 298,7 286,9 226,7 234,4 231,4 199,9 211,2 205,3
Белгородская  область 10,8 9,8 10,7 9,5 8,5 9,8 8,3 7,5 8,8
Брянская  область 13,8 14,7 13,2 13,1 14,0 12,9 11,6 12,7 11,5
Владимирская  область 19,6 21,0 19,5 18,4 19,6 18,7 16,4 18,0 16,6
Воронежская область 27,7 23,3 27,4 24,8 19,3 26,3 24,2 18,3 25,4
Ивановская  область 11,7 12,0 11,5 10,8 11,2 10,8 9,9 10,3 10,0
Калужская область 4,7 5,8 4,4 4,2 5,1 4,1 3,9 4,9 3,9
Костромская область 5,5 6,3 5,3 5,0 5,8 5,1 4,2 5,1 4,5
Курская область 10,1 10,5 10,1 9,8 10,1 10,0 8,0 8,9 8,3
Липецкая  область 5,0 5,1 5,0 4,2 4,2 4,3 3,6 3,7 3,8
Московская  область 44,9 49,8 44,7 35,2 38,4 36,1 30,1 34,2 31,0
Орловская область 7,5 7,2 7,0 7,1 6,6 6,9 6,4 6,0 6,2
Рязанская область 7,5 9,5 7,4 5,9 6,1 6,0 5,1 5,4 5,2
Смоленская  область 6,0 6,5 5,5 4,7 4,9 4,6 4,2 4,6 4,2
Тамбовская  область 15,2 17,2 14,7 14,0 16,1 13,8 11,8 14,2 11,9
Тверская  область 6,3 7,3 6,2 5,4 6,3 5,6 5,0 5,5 4,8
Тульская  область 12,4 11,2 12,2 10,5 9,9 10,8 9,1 9,0 9,6
Ярославская область 13,1 13,3 13,3 11,5 11,4 12,0 10,9 11,0 11,3
г.Москва 66,9   68,8 32,6 36,8 33,6 27,3 32,1 28,3
Северо-Западный 
федеральный округ
170,0 194,7 170,3 129,5 145,6 131,9 108,3 128,9 111,5
Республика  Карелия 13,1 12,9 12,6 12,1 11,7 12,1 11,0 11,0 11,1
Республика  Коми 17,0 17,4 16,5 15,7 16,2 15,8 13,3 14,0 13,6
Архангельская область 18,3 21,1 18,9 17,0 19,8 17,9 13,6 16,9 14,4
в том  числе Ненецкий авт.округ 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9 0,9 0,9
Вологодская область 12,6 15,3 12,8 11,8 14,7 12,3 9,8 13,1 10,3
Калининградская область 11,0 12,0 10,5 8,6 9,8 8,6 7,3 8,8 7,5
Ленинградская область 11,2 15,4 10,6 9,5 13,2 9,3 8,1 12,0 8,0
Мурманская  область 23,6 24,5 23,2 22,5 23,3 22,9 18,2 20,1 18,8
Новгородская  область 5,1 5,5 5,0 4,7 5,1 4,8 4,1 4,8 4,2
Псковская область 9,8 10,5 9,2 9,2 10,0 9,0 7,8 9,0 7,8
г.Санкт-Петербург 48,4 60,0 51,1 18,4 21,9 19,3 15,1 19,2 15,6
Южный 
федеральный округ
553,6 421,3 542,1 527,0 392,1 521,9 328,3 307,5 331,4
Республика  Адыгея 8,1 6,5 7,6 7,8 6,2 7,5 6,0 5,2 5,8
Республика  Дагестан 56,8 54,9 54,9 54,9 53,4 54,1 44,3 42,5 43,7
Республика  Ингушетия 26,6 24,2 26,9 23,7 21,5 24,4 22,3 20,0 23,1
Кабардино-Балкарская Республика 21,3 13,5 20,6 20,1 12,6 19,7 17,4 9,7 16,4
Республика  Калмыкия 5,1 4,6 4,7 4,8 4,4 4,6 4,6 4,4 4,2
Карачаево-Черкесская Республика 2,8 3,0 2,8 2,7 2,6 2,7 2,5 2,5 2,5
Республика  Северная Осетия-Алания 5,5 6,2 5,3 4,4 4,7 4,5 4,1 4,1 4,1
Чеченская Республика 333,6 211,8 330,0 324,1 200,3 321,0 153,3 140,9 157,5
Краснодарский край 17,9 21,8 17,4 16,6 20,3 16,8 14,6 18,0 14,9
Ставропольский  край 15,5 14,1 14,5 14,0 12,8 13,9 12,0 11,5 12,0
Астраханская  область 12,3 12,6 11,6 11,6 11,8 10,6 11,0 11,1 9,9
Волгоградская область 18,1 21,1 17,8 16,3 18,6 16,7 14,2 16,5 14,8
Ростовская  область 30,0 26,8 28,2 26,0 22,8 25,4 22,3 21,2 22,5
Приволжский 
федеральный округ
258,1 302,8 250,7 231,1 267,5 230,5 202,5 242,3 204,8
Республика  Башкортостан 29,2 39,2 28,4 27,1 36,2 27,2 24,0 31,5 24,3
Республика  Марий Эл 10,4 10,4 10,3 9,8 9,7 10,0 8,8 9,0 9,3
Республика  Мордовия 8,3 9,3 8,2 7,5 8,3 7,5 7,2 8,0 7,2
Республика  Татарстан 27,2 27,4 26,3 24,8 25,0 24,5 21,8 23,4 21,6
Удмуртская  Республика 19,9 19,8 18,4 16,5 16,4 15,9 15,6 15,6 15,3
Чувашская Республика 14,2 15,4 13,8 13,3 14,4 13,1 11,7 13,2 11,8
Кировская область 25,2 33,9 23,7 22,0 26,8 22,4 18,7 24,2 19,5
Нижегородская область 16,1 18,7 15,0 14,0 16,0 13,5 12,4 14,8 12,1
Оренбургская  область 8,3 9,3 7,9 7,0 7,8 7,1 6,3 7,0 6,4
Пензенская  область 12,7 21,4 13,0 11,8 20,2 12,4 9,9 17,8 10,8
Пермская  область 22,3 23,9 20,7 18,4 20,1 17,8 29,2 17,1 15,4
в том  числе Коми-Пермяцкий авт.округ 2,2 2,0 2,1 2,2 1,9 2,0 2,0 1,9 1,9
Самарская область 27,4 33,0 29,1 25,3 28,4 25,5 19,8 25,8 20,7
Саратовская область 19,8 23,7 19,3 18,2 22,3 18,1 16,7 20,6 16,6
Ульяновская область 17,0 17,4 16,7 15,5 16,0 15,6 14,0 14,5 13,8
Уральский 
федеральный округ
133,8 134,3 131,4 118,0 118,2 117,6 103,2 105,2 104,1
Курганская  область 11,2 12,9 10,9 10,5 12,0 10,4 9,2 11,0 9,5
Свердловская  область 45,8 47,4 45,8 38,6 40,2 38,9 33,6 36,3 33,9
Тюменская область 44,5 40,6 42,3 41,8 37,8 40,7 36,1 31,9 35,7
в том  числе: 
Ханты-Мансийский авт.округ
- Югра
25,1 22,7 24,1 23,9 21,3 23,4 20,3 17,4 20,4
Ямало-Ненецкий авт.округ 8,5 9,7 8,2 7,8 8,9 7,7 6,5 7,6 6,4
Челябинская область 32,4 33,5 32,4 27,1 28,3 27,6 24,3 25,9 25,0
Сибирский 
федеральный округ
331,1 316,7 320,8 298,7 285,3 298,4 249,2 250,9 253,7
Республика  Алтай 3,8 3,2 3,7 3,2 2,5 3,0 2,6 2,2 2,6
Республика  Бурятия 10,9 9,4 10,1 9,9 8,5 9,8 9,7 8,2 9,7
Республика  Тыва 17,7 12,8 17,1 14,8 10,9 14,5 9,6 9,6 9,6
Республика  Хакасия 9,7 9,8 9,6 9,2 9,3 9,3 7,6 8,0 7,7
Алтайский край 55,1 50,0 51,9 45,5 42,5 44,7 35,9 35,4 35,8
Красноярский  край 61,2 54,1 59,5 56,8 48,5 56,5 44,1 41,7 45,5
в том  числе: 
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.округ
1,7 1,5 1,7 1,7 1,4 1,7 1,2 1,2 1,2
Эвенкийский авт.округ 0,4 0,5 0,4 0,3 0,4 0,4 0,3 0,4 0,3
Иркутская область 33,2 33,0 32,2 29,6 29,1 29,8 26,1 26,3 26,6
в том  числе Усть-Ордынский Бурятский  авт.округ 1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,5 1,6 1,6 1,5
Кемеровская область 51,2 51,5 50,4 51,2 47,7 47,9 46,2 46,0 46,2
Новосибирская область 18,7 20,8 18,5 18,7 19,0 17,7 15,9 18,2 16,6
Омская  область 24,9 22,1 24,0 24,9 20,6 23,0 18,0 17,6 19,0
Томская область 24,6 23,6 24,2 24,6 21,6 23,2 17,7 18,3 18,5
Читинская область 20,1 26,5 19,6 18,9 25,0 19,2 15,4 19,6 16,0
в том  числе Агинский Бурятский авт.округ 2,5 2,4 2,4 2,3 2,1 2,2 1,3 1,8 1,3
Дальневосточный 
федеральный округ
124,6 122,9 120,8 108,7 107,1 107,0 95,3 94,0 94,1
Республика  Саха (Якутия) 7,6 9,3 7,1 6,8 6,8 6,5 5,7 6,0 5,4
Приморский  край 42,5 44,1 41,9 38,9 40,7 38,7 33,7 35,5 33,5
Хабаровский край 31,5 26,8 30,9 23,1 19,8 22,8 21,7 17,9 21,4
Амурская  область 17,3 14,4 16,5 16,2 13,4 15,9 14,1 11,5 14,1
Камчатская  область 10,3 10,5 9,7 9,3 9,7 9,1 7,8 8,3 7,8
в том  числе Корякский авт.округ 2,0 2,0 1,8 1,9 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7
Магаданская область 6,1 6,3 5,8 5,9 6,1 5,7 4,6 5,0 4,5
Сахалинская область 6,7 8,7 6,4 6,0 7,9 5,9 5,5 7,5 5,4
Еврейская авт.область 1,4 1,6 1,3 1,4 1,6 1,3 1,3 1,5 1,2
Чукотский авт.округ 1,2 1,1 1,2 1,2 1,0 1,1 0,9 0,8 0
 

 

Таблица №2

Прогноз показателей занятости  и безработицы в Российской Федерации6

(в среднегодовом  исчислении)

Наименование  показателя Ед.изм. 2004 г. 2005 г.
Численность экономически активного населения млн.чел. 72,8 72,9
73,0 73,6
Численность занятых в экономике млн.чел. 65,8 66,0
65,5 66,0
Численность безработных граждан(по методологии МОТ) млн.чел. 7,0 6,9
7..5 7,6
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости млн.чел. 1,4 1,3
1,5 1,65
Уровень общей безработицы (поМетодологии МОТ) % к ЭАН 9,6 9,5
103 103
Уровень зарегистрированной безработицы % к ЭАН 1,9 1,8
2,0 23
Доля  численности зарегистрированных безработных  в общей численности безработных % 20,0 18,8
21,4 23,9

Исходя из этого  решение проблемы поддержания занятости  требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Таблица №3

Соотношение затрат федерального бюджета на мероприятия  по содействию трудоустройства  населения, переобучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных  граждан в 2001 и  в 2002 годах.

млн.рублей

Наименование  мероприятий  Факт 2001 года Федеральный бюджет 2002 год B% к 2001 году
1.Мероприятия  по содействию  трудоустройству  населения  1901,8 816,3 42,9
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих  мест 27,4 53,7 195,9
Информирование  населения и работодателей о  положении на рынке труда  101,9 31,0 30,4
Организация общественных работ  437,7 390,0 89,1
Организация временного трудоустройства безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите 316,1 205,2 64,9
Социальная  адаптация безработных граждан  на рынке труда  93,6 6,4 6,8
Оказание  содействие самозанятости населения 387,9 30,0 7,7
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет  537,2 100,0 18,6
2.Мероприятия  по профессиональному  обучению безработных  граждан и профессиональной  ориентации граждан  1037,1 960,0 92,6
Профессиональное  обучение безработных граждан  957,1 905,0 94,6
Профессиональная  ориентация граждан  80,0 55,0 68,8
3.Мероприятия  по социальной  поддержке безработных  граждан  8027,5 10626,6 132,4
Выплата пособий по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно 7629,6 9758,3 127,9
Выплата стипендий гражданам, направленным органами службы занятости населения  на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации 397,9 868,3 218,2

Вывод по таблице № 3:  Наблюдается существенное уменьшение в 2002 году объема средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по активной политике содействия занятости населения. Снижение объемов финансирования мероприятий, направленных на трудоустройство безработных граждан, ведет к увеличению затрат на выплату пособий по безработице.  

График 1. Связь между  уровнем безработицы  и темпами инфляции

(кривая  Филипса) 

 
 
 
 
 
 

Диаграмма 1. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по федеральным округам РФ (на конец месяца, тыс. человек)

Диаграмма 2. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по субъектам  РФ, с напряженной ситуацией на рынке труда (на конец месяца, тыс. человек)

Список литературы

1. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

2. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.

5. Современный экономический словарь. – 3 – е изд.., - М.: ИНФРА – М, 2003

6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7. Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. -  2004, № 16, с. 88 - 94

8. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.

9. Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11

10. Государственный  комитет Российской Федерации  по статистике. «Обследование населения  по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.

11. «Регионы  России». Основные характеристики  субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат  России. – М., 2002.

12. Россия  в цифрах. 2003: Краткий статистический  сборник/Госкомстат России. – М., 2003.

13. «Труд  и занятость в России»: Статистический  сборник/ Госкомстат России. –  М., 2001.

14. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru)

15. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)

16. Сайт  Госкомстат РФ: www.gks.ru 

Информация о работе Политика занятости населения