Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:10, курсовая работа
Цель данной работы является: рассмотрение сложившейся ситуации на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрыть само понятие занятости, рассмотреть типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначить роль государства в решении этого вопроса.
Введение……………………………………………………………………………...…….….
1.Понятие занятости населения……………………………………………………..
1.1 Проблемы занятости…………………………………………….………...………
1.2 Показатели и типы безработицы…………………………………..…………..
2. Проблемы регулирования безработицы……………………………...…………
2.1 Причины возникновения безработицы …………………………….……….
2.2 Методы борьбы с безработицей …………………………………...….………
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда России………
3.1 Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости……………………………………………………………….…..…..….……..
Расчётная часть……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….…..………….
Список литературы……………………………………...…………...
Приложения…………………………………………………………………….
По
прогнозу Минэкономразвития России,
среднегодовая численность
При
этом сохранится тенденция роста
численности занятых в
Численность
занятых в отраслях непроизводственной
сферы будет расти
Изменения
произойдут в структуре занятости
населения по секторам экономики
различных форм собственности. Так,
численность занятых в частном
секторе негосударственной
С
учетом отмеченных демографических
факторов общая среднегодовая
Среднегодовая
численность зарегистрированных безработных
увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году
до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек
в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы
в общей численности
С
учетом рассмотренных выше факторов
Минтруд России считает, что реальная
численность безработных может
быть выше, чем прогнозирует
3.1 Государственное
регулирование и
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»3, особое значение приобретают вопросы:
Важно
подчеркнуть, что успешное выполнение
всех указанных задач, комплексно связано
с решением одной очень важной
социально-экономической задачи –
созданием условий для
В
новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При
определении основных направлений
деятельности Правительства Российской
Федерации в области занятости
и рынка труда в первую очередь
необходимо учитывать существенный
рост в 2002–2004 годах численности
населения в трудоспособном возрасте
с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4
млн. человек. В связи с этим нельзя
исключать возможность
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для
регулирование занятости государство
предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает
законодательно установленную продолжительность
рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует
проводить на предприятиях «разделение
рабочих мест» между работниками (для
увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников
государственного сектора экономики,
которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует
общественные работы, особенно для хронически
безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
Расширение
занятости в будущем зависит
и от иностранных инвестиций. В
целом инвестиции в реконструкцию
и технологическое
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним
из ключевых элементов нового подхода
к политике занятости является повседневное
внедрение современных методов
профилирования безработных, которые
получили широкое распространение
в практике служб занятости промышленно
развитых стран. Профилирование позволяет
с помощью специальных
Одним
из инструментов реализации политики
государства в области
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).
Подводя
итог данного пункта, хочу отметить,
что забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости населения и росте
на этой основе его доходов является
важнейшим аспектом государственного
регулирования рыночной экономики.
Главное при этом: уже на предварительных
стадиях разработки различных программ
и прогнозов обеспечить жесткую
координацию решения
На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.