Политика занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является: рассмотрение сложившейся ситуации на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрыть само понятие занятости, рассмотреть типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначить роль государства в решении этого вопроса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...…….….

1.Понятие занятости населения……………………………………………………..

1.1 Проблемы занятости…………………………………………….………...………

1.2 Показатели и типы безработицы…………………………………..…………..

2. Проблемы регулирования безработицы……………………………...…………

2.1 Причины возникновения безработицы …………………………….……….

2.2 Методы борьбы с безработицей …………………………………...….………

3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда России………

3.1 Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости……………………………………………………………….…..…..….……..

Расчётная часть……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….…..………….

Список литературы……………………………………...…………...

Приложения…………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 125.37 Кб (Скачать)

    По  прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых  в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек  в 2004 году и  66,0 млн. человек в 2005 году.

    При этом сохранится тенденция роста  численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в  основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых  в экономике.

    Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно  с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.

    Изменения произойдут в структуре занятости  населения по секторам экономики  различных форм собственности. Так, численность занятых в частном  секторе негосударственной формы  собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек  в 2005 году. В государственном секторе  экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность  занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

    С учетом отмеченных демографических  факторов общая среднегодовая численность  безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития  России), возрастет в рассматриваемый  период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек  в 2004 году и  6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).

    Среднегодовая численность зарегистрированных безработных  увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек  в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы  в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет  с 18,5% до 18,8% соответственно.

     С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может  быть выше, чем прогнозирует 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.1 Государственное  регулирование и стратегическое  планирование занятости

    В реализации среднесрочной программы  социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»3, особое значение приобретают вопросы:

  • сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
  • безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
  • создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

    Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано  с решением одной очень важной социально-экономической задачи –  созданием условий для обеспечения  в нашей стране наиболее полной и  эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для  возможно более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

    В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

    При определении основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости  и рынка труда в первую очередь  необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности  населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция  между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками  среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной  задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее  время близка к критической отметке. 

    Одновременно  на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место  существенный рост дефицита квалифицированных  работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг  и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения  квалификации и переподготовки рабочих  и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

    Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:  
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
 
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);  
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.  
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
 

    Реализация  государственной политики занятости  населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:

    • создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

    Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

    • создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

    В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого  должна быть сформирована соответствующая  законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

    • обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
    • поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

    Это значит, что государство должно оказывать  всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые  испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной  политики занятости должны быть мероприятия  по организованному набору рабочей  силы.

    • регулирование международных потоков рабочей силы.

    В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между  государствами.

    Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

    • осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
    • создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
    • содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

    Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

    Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных  аспектов политики занятости. Поэтому  в этих условиях приоритетом государственной  политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных  в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

    Одним из ключевых элементов нового подхода  к политике занятости является повседневное внедрение современных методов  профилирования безработных, которые  получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства  оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением  системы пособий по безработице.

    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости  населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития»4.

    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия  по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных  граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о  положении на рынке труда, организация  временного трудоустройства безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и др., а также  мероприятия по профессиональному  обучению безработных граждан и  профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).

    Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости населения и росте  на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных  стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую  координацию решения экономических  и социальных вопросов, встраивание  проблем занятости населения  в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На  мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень  важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

    Заключение

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

    Проблема  занятости и безработицы, которая  тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и  его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Информация о работе Политика занятости населения