Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
3.2 Развитие системы финансово-
Обеспечение финансово-кредитной
и инвестиционной поддержки малого
бизнеса будет основано на развитии
специализированных институтов и внедрении
пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного
обеспечения целевых групп
Фундаментом указанной схемы
должна выступить система
Решением Правления АО «Қазына» от 24.10.07 г. № 57 АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (далее - Фонд) прекратил осуществление прямой финансовой поддержки (проектное финансирование, финансовый лизинг, гарантирование) субъектам малого предпринимательства.
В настоящее время Фонд является оператором по управлению государственных средств по Программе обусловленного размещения средств в банках второго уровня (далее – БВУ) для последующего кредитования представителей малого и среднего бизнеса (далее – МСБ).
Для реализации Программы семи БВУ, определенным соответствующим решением Государственной комиссии по модернизации экономики при Президенте Республики Казахстан, было выделено 48,8 млрд. тенге.
Таблица 2 - Структура средств, выделенных БВУ, для реализации Программы
№ |
Банк |
Выделенная сумма, млн. тенге |
Доля БВУ |
1 |
АО Банк ТуранАлем |
12 200 |
25% |
2 |
АО Казкоммерцбанк |
12 200 |
25% |
3 |
АО Банк ЦентрКредит |
6 100 |
12,5% |
4 |
АО Каспийский Банк |
6 100 |
12,5% |
5 |
АО Альянс Банк |
6 100 |
12,5% |
6 |
АО Евразийский Банк |
3 050 |
6,3% |
7 |
АО Цесна Банк |
3 050 |
6,3% |
ИТОГО |
48 800 |
100% |
За положенный срок полностью освоили выделенные им средства АО Банк ЦентрКредит, АО Каспийский Банк, АО Евразийский Банк и АО ЦеснаБанк. АО Казкоммерцбанк освоило 11 467,5 млн. тенге (94%), АО Банк ТуранАлем – 9 965,9 млн. тенге (81,7%). АО Альянс Банк освоило лишь 38,6% выделенных средств, что составляет 2 353,3 млн. тенге. В соответствии с требованиями кредитного соглашения у БВУ неосвоивших полностью своевременно выделенные им средства остаток неосвоенных сумм были отозваны и перераспределены среди остальных четырех БВУ освоивших своевременно полную сумму выделенных средств.
По состоянию на 01.08.2008
г. совокупный размер средств, освоенных
БВУ, с учетом перераспределения
составил 49 млрд. тенге. На данную сумму
было профинансировано 1 964 проекта, при
этом средняя сумма кредита
В региональном разрезе в рамках Программы наибольшие суммы были освоены в г. Алматы – 10 534 млн. тенге (311 проектов), Карагандинской области – 6 936 млн. тенге (301 проектов) и Восточно-Казахстанской области 4 475 млн. тенге (264 проектов). Наименьшие суммы освоения наблюдаются в Алматинской – 1 180 млн. тенге (54 проекта), Жамбылской – 1 133 млн. тенге (93 проектов) и Атырауской – 1 203 млн. тенге (72 проектов) областях.
Во исполнение поручений
Главы государства по реализации
антикризисных мер
По протокольным поручениям 27 и 28 июня текущего года на заседаниях Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики и Правительства одобрено кредитование малого и среднего бизнеса по трем схемам:
- это 100 млрд. тенге второго транша Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса. Из которых 50 млрд. тенге выделяет АО «Казына» через Фонд «Даму» и 50 млрд. тенге выделяют банки второго уровня. Годовая ставка для конечных заемщиков по данной программе не более 12,5%.
- 56 млрд. тенге программа софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием Фонда «Даму» и местных исполнительных органов по 28 млрд. тенге. Для конечных заемщиков ставка вознаграждения по данной программе не более 14%.
- 10 млрд. тенге Специальная Программа
по финансовой поддержке проектов МСБ
«Даму-Колдау» (проекты МСБ в сфере обрабатывающей
промышленности, транспортно-логистической
и информационно-
- По состоянию на 10 октября 2008 года складывается следующая ситуация:
- 1. 50/50 - второй транш Стабилизационной программы финансирования проектов малого и среднего бизнеса, ФРП «Даму» - БВУ;
На реализацию данной программы АО «Казына» предоставило АО «ФРП «Даму» (далее – Фонд) средства в размере 50 млрд. тенге для последующего кредитования МСБ.
Финансовые средства в сумме 50 млрд. тенге со стороны Фонда освоены, т.е. перечислены в банки второго уровня согласно договорам между Фондом и банками. По условиям программы 50/50, БВУ должны со своей стороны зарезервировать такую же сумму. По состоянию на 10 октября 2008 года прокредитовано 6 проектов на сумму 0,08 млрд. тенге.
Таблица 3 - Кредитование проектов МСБ
в разрезе банков, по состоянию
на 10 октября 2008
№ |
Банк |
Размещенная сумма, тенге |
Фактически выданная сумма |
Кол-во проектов |
% освоения |
1 |
АО "Нурбанк" |
5 000 000 000 |
12 600 000 |
1 |
0,25% |
2 |
АО "БТА Банк" |
5 000 000 000 |
66 263 958 |
4 |
1,33% |
3 |
АО "Банк ЦентрКредит" |
2 500 000 000 |
0 |
0 |
0,00% |
4 |
АО "Каспийский Банк" |
5 000 000 000 |
0 |
0 |
0,00% |
5 |
АО "Евразийский Банк" |
9 929 090 000 |
4 000 000 |
1 |
0,04% |
6 |
АО "Астана Финанс" |
5 570 910 000 |
0 |
0 |
0,00% |
7 |
АО "АТФБанк" |
16 000 000 000 |
0 |
0 |
0,00% |
8 |
АО "Цеснабанк" |
1 000 000 000 |
0 |
0 |
0,00% |
ИТОГО |
50 000 000 000 |
82 863 958 |
6 |
0,17% |
Таблица 4 - Кредитование проектов МСБ в региональном разрезе, по состоянию на 10 октября 2008
№ |
Область |
Кол-во проектов |
Фактически выданная сумма |
Доля, % |
1 |
Акмолинская |
|||
2 |
Актюбинская |
2 |
24 358 000 |
29,4% |
3 |
Алматинская |
|||
4 |
Атырауская |
|||
5 |
ВКО |
|||
6 |
Жамбылская |
|||
7 |
ЗКО |
|||
8 |
Карагандинская |
1 |
7 000 000 |
8,4% |
9 |
Костанайская |
|||
10 |
Кызылординская |
|||
11 |
Мангистауская |
1 |
34 905 958 |
42,1% |
12 |
Павлодарская |
|||
13 |
СКО |
1 |
4 000 000 |
4,8% |
14 |
ЮКО |
1 |
12 600 000 |
15,2% |
15 |
г. Астана |
|||
16 |
г. Алматы |
|||
ИТОГО: |
6 |
82 863 958 |
100,0% |
2. 28/28 -Программа софинансирования малого и среднего бизнеса в регионах с участием Фонда «Даму» и местных исполнительных органов (МИО);
Правительство свои обязательства перед регионами о выделении 28 млрд. тенге выполнило полностью. Средства на увеличение уставного капитала АО «ФУР «Казына» выделены из резерва Правительства Постановлением № 714 от 29.07.2008г. Эти средства решением Совета директоров АО «ФУР «Казына» от 10 октября 2008 года направлены на финансирование МСБ для регионов через Фонд «Даму».
По состоянию на 10 октября 2008 года на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса из местного бюджета на реализацию программы было выделено средств на сумму 15,2 млрд. тенге т.е. не в полном объеме.
Между акиматами и Фондом подписаны договора о выделении средств по программе на сумму 24,7 млрд. тенге (МИО – 13,1 млрд. тенге, Фонд – 11,6 млрд. тенге).
Фактически перечислено средств на счета банков второго уровня 9,8 млрд. тенге (МИО – 5,8 млрд. тенге, Фонд – 4,0 млрд. тенге) из этих 24,7 млрд. тенге. По данной программе БВУ фактически прокредитовано 93 проекта на сумму 1,9 млрд. тенге.
В основном заседания Комиссий по отбору проектов при акиматах и комиссий банков происходят еженедельно по мере накопления проектов, но не реже 1 раз в месяц. В некоторых регионах утверждены графики проведения заседаний по отбору проектов. (Мангистауская область).
Принимаются к рассмотрению практически проекты всех отраслей кроме торгово-посреднической деятельности, часть заявленных проектов планируется реализовывать в сельских районах области.
3. 10 млрд. тенге – специальная
программа финансовой
В целях диверсификации сектора МСБ Фондом разработана Программа прямого финансирования малого и среднего бизнеса «Даму-Колдау» на 2008 2012 годы, которая была утверждена Советом директоров Фонда «Даму» 1 августа 2008 года.
Однако данная Программа на сегодняшний день не работает. Основной проблемой в этом вопросе является запрет Правления АО «ФУР «Казына» от 4 декабря 2007 года № 70 на осуществление Фондом прямого кредитования проектов МСБ.
Вместе с тем, в отношении прямого кредитования МСБ АО «ФРП «Даму», имеется позиция акционера - АО «ФУР «Казына», в соответствии с которой акционер считает нецелесообразным осуществление АО «ФРП «Даму» финансовой поддержки МСБ напрямую, приводя сравнительные преимущества и недостатки прямого кредитования и кредитования посредством обусловленного размещения.
В тоже время АО «ФУР «Казына» сообщает, что Фонд готов приступить к прямому финансированию проектов МСБ отдельных стратегически важных обрабатывающих отраслей, за исключением торговли и услуг, лишь после принятия Правительством стратегического решения по данному вопросу и выделении дополнительных средств из республиканского бюджета. Данный вопрос на настоящий момент пока не решен.
Необходимо отметить, что анализ показателей реализации программ финансирования проектов субъектов малого и среднего бизнеса выявил ряд объективных причин, которые препятствуют их реализации в полной мере.
Так, банки второго уровня, к сожалению, не проявили особой активности в реализации программ.
Из 12 банков, утвержденных Комиссией, отказались от участия 6 банков второго уровня (АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк», АО «Нурбанк», АО «АТФ Банк», АО «ЦеснаБанк», АО «Каспийский Банк»).
Оставшиеся 6 БВУ (финансовая организация) участвующих в программе 28/28 по регионам представлены неравномерно. В Акмолинской области 5 банков, Алматинской области 1 банк, в остальных регионах по 2-3 банка. Причем 3 банка (финансовая организация) представлены лишь в одной области (АО «Альянсбанк», АО «Темірбанк», АО «Астана финанс»).
Кроме того, Фондом превышены лимиты кредитования на одного заемщика (БВУ), которые в соответствии с пруденциальными нормативами АФН, не должны превышать 25% от собственного капитала Фонда. Даная ситуация связана с активным участием банков (АО «БТА Банк», АО «Евразийский Банк» и др.) в освоении первого транша (48,8 млрд. тенге), и принимающих участие в освоении второго транша (50/50 млрд. тенге) стабилизационных программ.
Это означает, что задержка происходит не на стадии выделения денег в акиматах, а на более поздних этапах, связанных с БВУ.
Отказы банков связаны с условиями программ. С точки зрения банков одна из проблем - излишняя жесткость изначальных условий программы:
- запрет финансирования торгово-посреднических операций;
- запрет рефинансирования ранее выданных займов;
- запрет кредитования субъектов среднего предпринимательства;
Другая проблема заключается в сложности процедур отбора проектов, текущей отчетности и контроля за их исполнением ввиду использования бюджетных средств.
Третья проблема – это
принципиальное несоответствие значительной
части проектов реального сектора
технологическим требованиям
В связи с этим, Правительство РК рассматривает ряд мер по улучшению ситуации.
25 августа 2008 года в г. Алматы АО «ФУР «Казына» и Фондом «Даму» было проведено совещание с участием представителей акиматов и банков второго уровня (далее - БВУ), где обсуждались проблемы реализации Программы Фонда по софинансированию проектов малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) с местными исполнительными органами. В результате данного совещания были приняты решения по устранению всех препятствии мешающих эффективной реализации вышеназванной Программы.
Информация о работе Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан