Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
1. Институциональный эффект
оценивается через долю малого
бизнеса в хозяйствующих
2. Традиционно малый и средний бизнес вносит большой вклад в обеспечении занятости населения (социальный эффект). В Казахстане доля занятых в малом бизнесе среди экономически эффективного населения составляет 22 %. Такая низкая доля обусловлена тем, то 25% всего занятого населения в Казахстана занято в государственных организациях. По нашим оценкам, доля занятости населения в малом и среднем бизнесе достигла 60%, но при этом учтены все средние предприятия государственной собственности.
3 Экономический эффект
оценивается через вклад
1.2 Роль малого и среднего
Значение малого бизнеса в экономике очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Малый и средний бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение коңюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
Малые предприятия выполняют
в капиталистической экономике
разнообразные функции. Как правило,
они специализируются на изготовлении
отдельных узлов и деталей, а
крупные предприятия ведут
Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий, и на них трудится примерно 67% всех занятых.
Действительно, в большинстве капиталистических государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в суперсовременной Японии половина всех трудящихся занята только и мельчайших фирмах, а вместе мелкие и мельчайшие предприятия дают работу 1/2 всех занятых японцев. Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа, и на них трудится свыше 80% всех занятых [2, c.108].
Развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
- снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений (например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Роль мелкого бизнеса
велика не только количественно, но и
функционально, иными словами, по тем
задачам, которые он решает в экономике.
Небольшие фирмы образуют своего
рода фундамент, на котором вырастают
более высокие «этажи»
Дело в том, что в принципе в рыночной экономике наличие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но характерной чертой современного эффективного производства является его избирательность: оно экономически оправдано далеко не в любых условиях.
Для экономики в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития мелкого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Глава 2 Тенденции и проблемы становления
и развития предпринимательства
в Казахстане 2.1 Этапы формирования
предпринимательства в Республике Казахстан
Формирование отечественного
частного предпринимательства в
Казахстане началось с первых лет
независимости - в период жесточайшего
товарного дефицита, гиперинфляции,
снижения жизненного уровня населения.
Это было время трудных решений.
В экономике преобладала
Формирование и становления малого бизнеса в Казахстане проходило в 4 этапа:
1. Малый бизнес незадолго до независимости (1986-1990 гг.);
2. Малый бизнес на ранней стадии перехода к рыночной экономике (1991-1996 гг.);
3. Малый бизнес на стадии
становления рыночных
4. Современная стадия развития малого бизнеса.
Первые три этапа связаны с обретением Казахстаном независимости, становлением рыночных отношений и появлением новых форм собственности в республике. На протяжении данных этапов происходило постепенное формирование нормативно-законодательной и институциональной основы поддержки развития частного предпринимательства (Приложение).
Малый бизнес, как таковой,
существовал в Казахстане задолго
до появления частной
Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.
Информация о работе Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан