Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;
- проанализировать государственную и финансово-кредитную структуру поддержки предпринимательства.
Введение
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития
1.1 Сущность, функции и субъекты предпринимательства и бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
И в то время существовали прообразы рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных металлов, которые имели относительную свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные общества инвалидов, например глухих и слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды.
Движение студенческих строительных
отрядов курировал комсомол. Поэтому
не удивительно, что первые массовые
прообразы рыночных структур, появившиеся
в конце восьмидесятых годов,
были пролоббированы именно комсомолом
и возникли в форме молодежных
центров при различных
Начиная с начала 90-х годов, момента приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.
К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной основе функционирования малого предпринимательства.
В приложении приведена краткая характеристика основных этапов становления и развития "официального" малого бизнеса в Казахстане, начиная с 1986 г. и вплоть до 2000 г. включительно.
Первый серьезный скачок предпринимательской активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно объяснить развалом экономических связей между крупными предприятиями некогда союзных республик, когда в результате остановки предприятий высвободилось значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.
Новый виток развития предпринимательства
совпал с достижением
На протяжении всех этапов несколько раз менялась нормативно-законодательная база, регулирующая различные аспекты хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.
При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись по мере развития самого малого бизнеса – от трудностей с доступом к сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.
Сложившаяся отраслевая структура
малых предприятий практически
не меняется в последние годы. Из
общего количества действующих субъектов
малого бизнеса доминирующее положение
занимают сферы торговли, ремонта
автомобилей и изделий
Таким образом, до перехода к
рыночным отношениям базовую основу
экономики Казахстана составляли крупные
промышленные гиганты; малый бизнес
не входил в сферу государственных
интересов. Однако в период трансформации
плановой экономики малое
За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, таким образом была достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.
Если рассматривать развитие предпринимательства на современном этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года всего зарегистрировано 985 496 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 апреля 2008 года – 996379 СМП, на 1 июля 2008 года - 958116 СМП, что на 9,9% больше показателя прошлого года. Из динамики видно, что в 1 квартале текущего года наблюдается рост зарегистрированных СМП на 1,1%, во 2 квартале имеет место снижение на 3,8 %.
Из зарегистрированных субъектов юридические лица составляют 198 594, индивидуальные предприниматели – 564 681, крестьянские хозяйства – 19 4841.
От общего числа зарегистрированных СМП, 77 6254 являются действующими, что составляет 73,4 %.
Доля зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов составляет 92%.
Наибольшее количество действующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.
В разрезе регионов наибольшее
количество действующих хозяйствующих
СМП приходится на Южно-Казахстанскую
область – 14,5 %, город Алматы – 12,4
% и Восточно-Казахстанскую
При этом, анализируя показатели количества СМП с учетом плотности населения регионов, следует отметить, что лидерами по количеству действующих предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей являются города Алматы, Астана, Атырауская и Мангистауская области. По количеству крестьянских хозяйств, наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.
Таблица 1 – Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2008 году
1.01.2008 г. |
1.04.2008 г. |
1.07. 2008 г. |
1.09.2008 г. | |
Численность занятых в малом предпринимательстве (СМП) (человек) |
1835 606 |
1851 181 |
1 920 476 |
1953 783 |
Количество субъектов (СМП) (активных), (един.) |
680138 |
657520 |
648 363 |
666 098 |
Индекс физического объема по выпуска продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года) |
январь-март 105,2% |
январь-июнь 103,4% |
январь-сентябрь 102,5 % | |
(оперативные данные на 1 октября 2008 г. -100,1 %) |
Из представленных данных таблицы 1 видно, что индекс физического объема по выпуску продукции СМП неуклонно снижается и по оперативным данным по состоянию на 1 октября 2008 года составил 100,1 % к соответствующему периоду прошлого года.
Кроме того, имеются регионы,
у которых вышеназванный
1) Западно-Казахстанская – июль 94,4 %; август 97,3%; сентябрь 97,2%;
2) Жамбылская – июль 100,1%; август 95,4%; сентябрь 93,6%;
3) Кызылординская – июль 88,3 %; август 88,6%; сентябрь 89,0%;
4) Мангистауская – июль 99,8 %; август 100,1%; сентябрь 98,9%;
5) Павлодарская – июль 97,6 %; август 97,8%; сентябрь 99%;
6) Южно-Казахстанская – июль 96,9%; август 98,5%; сентябрь – 93,9%;
В региональном разрезе наибольшая доля занятых в СМП в общей численности занятых приходится на гг. Астана – 40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область – 28,1%. Это говорит о высокой концентрации бизнеса и его активности в данных регионах. Доля малого предпринимательства в ВВП страны за 2007 год составила 30,9 %.
2.2 Факторы, влияющие на развитие предпринимательства
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Одной из наиболее сложных
проблем, препятствующих развитию малого
предпринимательства, является отсутствие
у большей части субъектов
достаточных финансовых ресурсов для
обеспечения собственных
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно
влияющим на развитие малого предпринимательства,
является несовершенство существующих
или отсутствие четких норм в законодательстве
страны, регулирующих деятельность малого
предпринимательства, что приводит
к увеличению административных барьеров.
Недостаточная
Во многих регионах продолжают
оставаться нерешенными проблемы квалификации
предпринимателей и их обучения. Наблюдается
острый дефицит квалифицированных
кадров для малого бизнеса в области
инженерно-технических и
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также предусматриваются
меры по кооперации малого предпринимательства
с крупными предприятиями, а также
осуществление сегментации
В целях привлечения
В целом в настоящее
время упрощен порядок
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров
- привлечение иностранной
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
Информация о работе Поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан