Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - установить необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, основываясь на особенностях внешних торговых связей в России и перспективах регулирования внешней торговли страны ввиду вступления в ВТО. Для этого необходимо исследовать общие вопросы внешней торговли и общие принципы ВТО по её регулированию. Также задача этой работы - исследовать возможные последствия вступления России в ВТО в настоящий момент, то есть в период экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
1. Внешняя торговля 4
1.1 Теория международной торговли 4
1.2 Меры регулирования торговой политики 10
2. Место России в международной торговле 18
2.1 Особенности внешних торговых связей в России 18
2.2 Перспективы регулирования внешних торговых связей ввиду вступления в ВТО 22
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Перспективы вступления в ВТО в современных условиях.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

     1) Переговоры по тарифным вопросам;

     Их цель  определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

     2) Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике;

     Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы  допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие.

     3) Переговоры по доступу на  рынок услуг;

     Имеют своей целью согласование  условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

     4) Переговоры по системным вопросам;

     Имеют своей целью согласование  условий доступа иностранных  услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

     Участие в ВТО даст нашей стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

     Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

     1) Выход на многостороннюю правовую  базу для осуществления торговых  операций национальными экспортерами  и импортерами;

     2) Международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

     3) Возможность легализации системы  защиты своей национальной экономики  в рамках ВТО;

     4) Защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические нормы и стандарты, правила сертификации);

     5) Получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационных  условий для доступа российской  продукции на иностранные рынки;

     6) Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

     7) Создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

     8) Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

     9) Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

     10) Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

     Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться  наилучших условий присоединения  России к ВТО, то есть наиболее  выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

    Понятно, что, вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

     Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

     В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

     С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

     По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и тому подобное. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

     Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить.

     Сейчас существует очень стойкое  мнение, что вступление в ВТО  в условиях экономического кризиса  обернется для российской экономики немедленной катастрофой.

     Такое мнение содержится в комментариях экспертов Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).

     «Несмотря на обещание правительства пересмотреть ряд устаревших и невыгодных для РФ двусторонних договоров в рамках процесса вступления в ВТО, этого не произошло. Нет даже списка этих договоров. Предполагалось, что присоединение РФ к ВТО произойдет уже в марте 2009 года», — отмечают эксперты.

     По их мнению, «лишившись и без того слабой защиты от иностранных конкурентов, отечественные товаропроизводители могут потерять основной рынок сбыта». «Это неминуемо повлечет негативные последствия для торговли, сферы услуг и кредитных организаций. Сильно пострадает аграрный сектор», — прогнозируют в ИГСО.

     «Открытие в таких условиях российского рынка для «свободной торговли» резко повысит его уязвимость перед глобальным кризисом», — считает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, правила ВТО лишат отечественные предприятия крайне необходимой защиты, что обернется массой банкротств, резким ростом безработицы и усилением инфляции.

     «Приток в Россию не находящих сбыта товаров облегчит положение иностранных корпораций. Но для ослабленной кризисом отечественной экономики это станет мощным ударом с массой тяжелейших последствий», — отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Согласно его оценке, внутренний рынок страны сейчас нуждается в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Для того чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна возрастать, а не снижаться, считает Колташов.

     По мнению экспертов, вступление России в ВТО выгодно российским сырьевым корпорациям, ориентированным на экспорт. Прежде всего, в нем заинтересованы компании нефтегазового сектора экономики. Ради сохранения высоких прибылей в условиях падения мировых цен на нефть, они готовы пожертвовать внутренним рынком страны, оставив его без протекционистской защиты при возрастающей потребности в ней. За все выигрыши для сырьевых монополий от присоединения России к ВТО придется дорого расплачиваться населению и отечественным предприятиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, основываясь на всем вышесказанном, можно сделать следующие выводы. Присоединение России к ВТО позволит создать благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

     В этой связи хотелось бы отметить, что в отношении вопроса о вступления России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активных сторонников этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. В конце концов, не вечно же Россия будет в кризисе, ее промышленность все-таки поднимется и сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Следует четко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведет к тому, что пострадают долгосрочные интересы России. 
 

        
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство / Под ред. Дэвида. Г. Тарра. - М. Издательство "Весь Мир", 2006 - 588 с.
    2. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: "Издательство "экономика", 2002. - 383 с.
    3. И.С.Королев. Присоединение России к ВТО: последствия для пространственной экономики/ Королев И.С.// Пространственная экономика.-2005,-№ 1.- с. 46-59
    4. KOOPMAN G. Perspektiven der Doha-Entwicklungsrunde //Wirtschaftsdients. - Hamburg, 2005. - Jg. 85, № 6. - S. 395 - 399.
    5. А. Портанский. ВТО: перспектива переговоров дохийского раунда сохраняется. / Портанский А. //МЭМО, - 2008, - № 12. - с. 65-73.
    6. Л. Разумова. Россия - ВТО: интересы российских экспортеров/ Разумова Л. //МЭМО. - 2006, - № 10. - с. 17 - 23.
    7. Журнал «Власть» № 23 (139) от 01.08.1995 www.kommesrant.ru/vlast.aspx?IssueID=4439  
    8. Stat.hse.ru/hse/index.html
    9. www.wto.ru
    10. ru.wikipedia.org

Информация о работе Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях