Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - установить необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, основываясь на особенностях внешних торговых связей в России и перспективах регулирования внешней торговли страны ввиду вступления в ВТО. Для этого необходимо исследовать общие вопросы внешней торговли и общие принципы ВТО по её регулированию. Также задача этой работы - исследовать возможные последствия вступления России в ВТО в настоящий момент, то есть в период экономического кризиса.

Содержание

Введение 3
1. Внешняя торговля 4
1.1 Теория международной торговли 4
1.2 Меры регулирования торговой политики 10
2. Место России в международной торговле 18
2.1 Особенности внешних торговых связей в России 18
2.2 Перспективы регулирования внешних торговых связей ввиду вступления в ВТО 22
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Перспективы вступления в ВТО в современных условиях.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Важный параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (то есть ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

     Особое место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через каналы связи.

     Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.

     В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

     Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и тому подобное.

     Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую ярмарку. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.

     Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделения труда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям и участникам Европейских ярмарок не создавалось никаких помех и ограничений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Меры регулирования торговой политики

     Торговая политика – относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объёмов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт и экспорт. Большинство экономистов выступают за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, - тарифов,  квот, добровольных ограничений экспорта и так далее.

     Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф – таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены: 

     Внутренняя цена  товара = Мировая  цена товара + (Мировая  цена * Тарифная ставка) 

    Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагается дополнительным налогом через возросшие цены.

     Отечественное производство расширяется,  потому что отечественные производители  не платят тариф и поэтому  могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции.

     Часть возросших платежей потребителей  поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж. Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой потенциальный объем выпуска по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства и реализации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей.

     Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением импортного тарифа. При экспортной пошлине внутренняя цена оказывается ниже мировой.

     В основе политики налогообложения  экспорта лежит расчет на монопольную  прибыль: монопольное положение  страны-экспортера на мировом  рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры  переплачивать за импортируемый  товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.

     Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.

     Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно – импортер может ввозить любое количество продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн и так далее.

     Квоты на импорт имеют два важных отличия от тарифа:

     1) Квоты абсолютно нивелируют любое воздействие иностранной конкуренции на внутренние цены.  Если мировые цены снижаются, то при тарифе импорт будет постепенно возрастать, а внутренние цены – снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не может быть увеличен. Поэтому разрыв между внутренними и мировыми ценами возрастает, увеличивая прибыли от импорта.

     2) Квоты, количественно регулирующие  импорт, полностью изолируют внутренний  рынок от проникновения новых  иностранных товаров  - если установленная квота исчерпана, то их нельзя даже подарить.

  Наиболее популярной разновидностью экспортной квоты являются добровольные экспортные ограничения, которые вводит иностранной государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.

     ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют преимущества этого инструмента торговли:

     1) ДЭО менее очевидны для отечественных производителей, чем тарифы и квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;

     2) при ДЭО зарубежные фирмы  могут назначать за свою продукцию  более высокие цены, чем в случае ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

     В настоящее время квоты используются  несколько чаще, чем тарифы.

     Демпинг обычно используется в период циклического спада, когда отрасль не может реализовать всю созданную продукцию на внутреннем рынке из-за снижения отечественного спроса. Для того, чтобы в этих условиях предотвратить сокращение объёмов производства и снижения внутренних цен, отрасль «сбрасывает» часть «излишней» продукции за рубеж по более низким ценам, чтобы стабилизировать свое положение ценой подрыва производства у своего партнера.

     Демпинг, как правило, является временным явлением, так как частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже их себестоимости. Иногда время демпинга удлиняется  за счет предоставления правительством экспортных субсидий отечественным производителям. Если бы эти меры имели постоянный характер и импортеры все время снижали бы цены, то это можно было бы только приветствовать, так как отечественные потребители имели бы выигрыш, а структура отечественного производства постепенно освобождалась бы от неконкурентоспособных отраслей.

     Однако негативные последствия демпинга связанны именно с его временным характером. До тех пор, пока цены субсидируемых импортных товаров снижаются, отечественным производителям приходится сокращать свое производство. Когда же экспортные субсидии и демпинг прекращаются, отечественные производители вынуждены вновь наращивать объем выпуска.

     Очевидно, что экспортные субсидии  и демпинг являются дополнительным  фактором усиления циклических  колебаний в отечественной экономике.  Чтобы блокировать воздействие  этого фактора используются  компенсационные пошлины, которые нейтрализуют иностранные экспортные субсидии.

     Говоря о теории международной  торговли нельзя не упомянуть  об организации, оказывающей огромное  влияние на многие внешнеторговые  отношения. 

      Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо больше полномочий в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый (Дохийский). Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного производителя

-  регулирование торговли преимущественно  тарифными методами

- отказ от использования количественных и иных ограничений

- транспарентность торговой политики

- разрешение торговых споров путем  консультаций и переговоров

     Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

     Что касается ситуации на настоящий момент, в условиях кризиса возникают сомнения в необходимости либерализации торговли и идеи свободной конкуренции – двух основных постулатах ВТО. Либерализация в условиях кризиса часто менее выгодна, чем протекционизм.

     На саммите G-20 в Лондоне главы государств и правительств двадцати наиболее экономически развитых государств мира попытались найти общий подход к преодолению глобального кризиса. Еще до встречи в британской столице лидеры многих стран выступили с призывами друг к другу отказаться от протекционистских мер и найти другие антикризисные решения. «Если мы попадемся в ловушку протекционизма, то можно с уверенностью сказать, что мы долго не выберемся из кризиса, - заявил перед поездкой в Лондон премьер-министр Канады Стивен Харпер. - Глобализация экономики - это реальность, и мы можем подходить к решению проблем только совместно». Никто из лидеров «двадцатки» не ставит под сомнение пагубность ограничительных и протекционистских мер для мировой экономики. Только поступают, увы, наоборот. В пакетах антикризисных мер, которые разрабатываются в разных странах, предложения по защите внутреннего рынка, явной или скрытой поддержке местных производителей, как правило, доминируют над всеми остальными механизмами. «Мода» на нынешний протекционизм пошла от Соединенных Штатов. Первый пакет антикризисных мер, предложенный еще администрацией Буша, был выдержан под лозунгом «покупай американское». Да и сейчас в Конгрессе США идут жаркие дебаты вокруг выделения очередных 800 миллиардов долларов на стимулирование национальной экономики, в котором также содержится требование использовать при общественных работах материалы исключительно американского производства. Подобные подходы противодействия кризису популярны и в других развитых странах. Во Франции и Великобритании власти пытаются спасти проблемные банки за счет огромных «вливаний» денег налогоплательщиков, требуя при этом, чтобы кредиты выдавались только внутренним заемщикам. Широкий резонанс получило высказывание французского президента Николя Саркози, который пообещал господдержку автопроизводителям, если они на эти деньги будут больше выпускать автомобилей в самой Франции, а не в других странах ЕС. Индия и Россия повысили ввозные импортные пошлины на широкий ассортимент товаров, Турция на 10% увеличила тарифы на импорт стали, Украина ввела надбавку в 13% на весь импорт в целях поддержки платежного баланса страны (который, правда, быстро отменила), Белоруссия применила антидемпинговую пошлину к украинской карамели... Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил озабоченность всплеском «экономического национализма» и протекционизма в условиях кризиса, и призвал мировых лидеров воздержаться от подобных шагов, ведущих к дальнейшему углублению спада в мировой экономике. Обеспокоенность ограничениями свободной конкуренции и пренебрежением к установленным правилам мировой торговли проявило руководство Всемирной торговой организации. Оно напомнило, что только во второй половине 2008 года было инициировано около 120 расследований с целью введения антидемпиноговых и защитных мер, что может стать губительным для идеи свободной конкуренции и либеральной торговли – основных постулатов ВТО.

Информация о работе Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях