Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:16, курсовая работа
Цель этой работы - установить необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, основываясь на особенностях внешних торговых связей в России и перспективах регулирования внешней торговли страны ввиду вступления в ВТО. Для этого необходимо исследовать общие вопросы внешней торговли и общие принципы ВТО по её регулированию. Также задача этой работы - исследовать возможные последствия вступления России в ВТО в настоящий момент, то есть в период экономического кризиса.
Введение 3
1. Внешняя торговля 4
1.1 Теория международной торговли 4
1.2 Меры регулирования торговой политики 10
2. Место России в международной торговле 18
2.1 Особенности внешних торговых связей в России 18
2.2 Перспективы регулирования внешних торговых связей ввиду вступления в ВТО 22
Заключение 29
Список литературы 30
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сибирский федеральный университет
Институт
экономики, управления и природопользования
Кафедра
экономической теории
Курсовая работа
по
экономической теории:
«Перспективы
вступления России в
ВТО в современных
условиях»
Выполнил:
Студент экономического факультета
ИЭУиП 1 курса группы Э17
Алиев
Элизбар Вейсал оглы
Проверил:
Старший преподаватель
Руцкий
Владислав Николаевич
Красноярск,
2009
С О Д
Е Р Ж А Н И Е
Введение
1.
Внешняя торговля
1.1 Теория международной
торговли
1.2 Меры регулирования торговой политики 10
2.
Место России в
международной торговле
2.1 Особенности внешних
торговых связей
в России
18
2.2 Перспективы регулирования
внешних торговых
связей ввиду
вступления
в ВТО
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Впервые Россия официально подала заявку на вступление в ВТО в 1993 году, когда эта международная организация называлась ГАТТ. Тогда реальное развитие мировой торговли отчетливо проявляло, что организующим центром всех ее процессов постепенно становилась эта организация. Интересы России требовали, чтобы она завершила роль наблюдателя и стала активным участником этих процессов. Многие полагали, что вступление России в ВТО окажет важное влияние на многие аспекты российской экономики, и большинство россиян считало, что вступление в ВТО принесет России пользу. Однако ещё тогда оставалось много вопросов относительно того воздействия, которое окажет вступление в ВТО на различные отрасли российской экономики. Сейчас же, в условиях финансового кризиса, гораздо труднее оценить все плюсы и минусы вступления в ВТО и по этому поводу существует еще больше разногласий, чем ранее.
Задача устранения внешних препятствий на пути российского экспорта важна для реализации огромного потенциала, которым Россия обладает в высокотехнологичных и других отраслях с высокой степенью переработки продукции. Это и есть необходимое условие для преодоления «сырьевой» направленности российского экспорта.
На протяжении 2000-х годов Россия неустанно пыталась добиться вступления в ВТО, принося ради этого существенные жертвы в области торговли с другими странами.
На повестке дня стоит вопрос: так ли выгодно вступление в ВТО для России в современных условиях? Цель этой работы - установить необходимость вступления во Всемирную торговую организацию, основываясь на особенностях внешних торговых связей в России и перспективах регулирования внешней торговли страны ввиду вступления в ВТО. Для этого необходимо исследовать общие вопросы внешней торговли и общие принципы ВТО по её регулированию. Также задача этой работы - исследовать возможные последствия вступления России в ВТО в настоящий момент, то есть в период экономического кризиса.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ
Международная торговля - это форма взаимосвязи между производителями различных стран, возникающая на основе международного разделения труда, и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
Международную торговлю составляют экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют сальдо торгового баланса.
Внешняя торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами, и посредниками в разных странах. Покупатели, продавцы и посредники являются участниками международной торговли.
Под термином «внешняя
В разное время появлялись и опровергались различные теории мировой торговли, которые тем или иным образом пытались объяснить происхождение этого явления, определить его цели, законы, преимущества и недостатки. Ниже приводятся наиболее распространённые теории международной торговли.
Меркантилистская теория. В рамках этой теории считалось, что главной целью каждого государства является богатство, а мир обладает ограниченным богатством, и увеличение богатства одной страны возможно лишь за счёт сокращения богатства другой страны. При этом роль государства в международной экономической политике сводилась к поддержанию положительного сальдо торгового баланса и регулирование внешней торговли для стимуляции экспорта и сокращения импорта.
Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Считалось, что благосостояния наций зависит не только от количества золота, а и от способности производить товары и услуги. Следовательно, задачей государства является развитие производства за счёт разделения труда и кооперации. Формулировка самой теории звучит так: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, то есть в производстве которых они имеют абсолютные преимущества, и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками, то есть в производстве которых преимущество находится у торговых партнёров.
Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо. Если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой или нет.
Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина. Оперирует понятиями фактороинтенсивность (отношение затрат факторов производства на создание товара) и факторонасыщенность (обеспеченность факторами производства). По этой теории каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Эта теория выводит причину влияния разных факторов производства на международную торговлю. Международная торговля приводит к выравниванию цен на факторы производства в торгующих странах.
Таким образом, с развитием понятия "международная торговля", его содержание усложнялось, хотя к настоящему моменту и не удалось ещё создать такой теории, которая бы максимально соответствовала практике.
В теории мировая торговля характеризуется такими основными показателями:
Внешнеторговый оборот стран, представляющий собой сумму экспорта и импорта;
Импорт – ввоз из-за границы в страну товаров и услуг. Ввоз материальных ценностей для их реализации на внутреннем рынке – видимый импорт. Импорт комплектующих изделий, полуфабрикатов и тому подобного составляет косвенный импорт. Затраты в иностранной валюте на перегрузку грузов, пассажиров, страхование туристов, технологии и другие услуги, а так же переводы компаний и частных лиц за границу включаются в так называемый невидимый импорт.
Экспорт – вывоз из страны товаров и услуг, проданных иностранному покупателю, для реализации на внешнем рынке, или для переработки в другой стране. К нему также относятся перевозки товаров транзитом через третью страну, вывоз привезенных из других стран товаров для продажи в третьей стране, то есть реэкспорт.
Кроме того, международная торговля характеризуется такими показателями:
темпы роста в целом;
темпы роста относительно роста производства;
темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет.
Первый из названных показателей определяется отношением показателя объёмов международной торговли рассматриваемого года к показателю базового года. С его помощью можно охарактеризовать процентное соотношение изменений в объёмах международной торговли за определённый период времени.
Отнесение темпов роста объёмов международной торговли к темпам роста производства является отправным моментом для определения нескольких характеристик, важных для описания динамики международной торговли. Во-первых, этот показатель характеризует производительность производства в стране, то есть то количество товаров и услуг, которое она может предоставить на мировой рынок за определённый промежуток времени. Во-вторых, с его помощью можно оценить в целом уровень развития производительных сил государств с позиции международной торговли.
Последний из названных показателей представляет собой отношение объёма международной торговли в текущем году к объёму базового года, причём за базовый год всегда берётся предшествующий текущему.
В процессе международной торговли участвуют экспортеры, импортеры и посредники. Импортеры продают свои товары и услуги за границу, а экспортеры, наоборот, покупают товары и услуги у иностранных импортеров.
Посредники - фирмы или отдельные лица, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Существует два основных способа доведения товара или услуги до потребителя: можно продавать его непосредственно потребителю либо реализовывать его через посредников. Сегодня практически ни один производитель не обходится без помощи посредников.
Реализация через посредника освобождает производителя от необходимости ему самому подыскивать покупателей и осуществлять продажу. Поэтому каждый должен заниматься своим делом: производитель - производить, посредники - доставлять товары до потребителей. Хотя возможны исключения.
Формы международной торговли и их особенности.
Оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.
Информация о работе Перспективы вступления России в ВТО в современных условиях