Перспективы повышения уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политические и экономические факторы;
· социальные факторы;
· научно-технический прогресс,
· экологические факторы и др.
Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение самого уровня жизни и его показателей, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели ставился ряд задач:
1. Ознакомление с понятием и показателями уровня жизни;
2. Анализ факторов, влияющих на его динамику;
3. Выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни в России. Программы повышения уровня жизни населения России.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России:
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения
1.3. Совокупные показатели потребления
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения
2.2. Анализ дифференциации доходов населения
2.3. Анализ уровня бедности и прожиточного минимума населения
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эк теория.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

5.2. Сокращение  количества нарушений трудовых  прав граждан, в первую очередь  задолженности по оплате труда.

Реализация  данной задачи направлена на обеспечение  гарантий Конституции Российской Федерации  и Трудового кодекса Российской Федерации в области трудовых прав граждан, в том числе:

- права  граждан на вознаграждение за  труд, без какой бы то ни  было дискриминации и не ниже  установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации);

- права  работников на своевременную  и в полном размере выплату  справедливой заработной платы,  обеспечивающей достойное человека  существование для него самого  и его семьи, не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации);

- права  граждан на защиту государством  его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке  (ст. 2 Трудового кодекса Российской  Федерации).

5.3. Обеспечение  безопасных условий трудовой  деятельности и охраны труда.

Комплекс  мероприятий будет предусматривать  осуществление скоординированных  действий по следующим основным направлениям:

совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

создание  и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

В целях  совершенствования системы охраны труда работников на производстве необходимо осуществить следующие мероприятия:

разработать механизмы экономического стимулирования работодателей к внедрению новых  безопасных технологий, сокращению рабочих  мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования;

создать систему стандартов безопасности труда  и аттестации рабочих мест для  выявления и ликвидации рабочих  мест с вредными условиями труда;

разработать новые подходы к подготовке работников путем внедрения современных  обучающих технологий, ориентированных  на отработку практических навыков безопасной работы;

реализовать комплекс обучающих и информационно-консультационных мероприятий, в первую очередь для  организаций малого и среднего бизнеса;

выстроить специальную систему социально-трудовой реабилитации, основанную на принципе «вначале реабилитация, и только потом  – ежемесячные страховые выплаты», а также пересмотреть предоставляемые  виды страхового обеспечения с учетом их качества и эффективности в  целях восстановления здоровья работника.

5.4. Содействие  развитию социального партнерства.

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на:

- повышение  материально-технического уровня  и качества научных исследований;

- создание  действенного механизма внедрения новых медицинских технологий оказания медицинской помощи населению, методов социальной реабилитации, использования информационных технологий дистанционного консультирования и обслуживания пациентов в здравоохранении посредством проведения в отрасли инновационной политики и расширения обмена научной медицинской информацией;

- организацию  мониторинга внедрения современных  технологий профилактики, диагностики,  реабилитации и лечения заболеваний  человека, эффективных организационно-управленческих инноваций.

- организацию  разработки прогнозов развития  научной, научно-технической и  инновационной деятельности в  сфере здравоохранения и социального  развития и уточнение приоритетных  направлений прикладной и фундаментальной  науки, технологий и техники,  формируемых на их основе, организацию  деятельности по проведению экспериментальных  исследований, разработок моделей  и методик для проведения доклинических  и клинических испытаний, изучения  новых медицинских изделий, лекарственных  средств, изделий медицинской  техники, используемых при оказании  высокотехнологичной медицинской помощи.

- подготовку  кадров для инновационной сферы,  разработку инновационных образовательных  программ.

В рамках стратегической цели повышение эффективности  государственного управления Министерство здравоохранения и социального  развития Российской Федерации решает задачи:

*по созданию условий для эффективной профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

Проведение мероприятий направлено на:

организацию обучения федеральных государственных  гражданских служащих в соответствии с установленными Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских  служащих Российской Федерации» формами, видами и сроками дополнительного профессионального образования;

формирование  и ведение базы данных федеральных  государственных гражданских служащих, состоящих на учете для получения  единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и снятых с соответствующего учета (в том числе федеральных государственных гражданских служащих, сведения о кадровом составе которых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, по согласованию с федеральными государственными органами, в которых указанные служащие замещают должности федеральной государственной гражданской службы);

оценку профессиональной служебной деятельности федеральных  государственных гражданских служащих;

формирование  Федерального портала управленческих кадров.

*по комплексному внедрению информационных технологий в здравоохранение и социальную сферу

В рамках данной задачи обеспечивается осуществление мер направленных на:

- содействие  созданию объектов малого предпринимательства,  в том числе за счет создания  дополнительных рабочих мест  и содействие трудоустройству  граждан на предприятиях малого  и среднего предпринимательства;

- совершенствование  организации работы по охране  труда и здоровья работников  на предприятиях малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение  доступа субъектов малого и  среднего предпринимательства к государственному заказу;

- ликвидацию  административных ограничений при  осуществлении предпринимательской деятельности.

 

3.3. Экономическая  эффективность мероприятий повышения уровня жизни населения

Министерством решается задача улучшения показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, включение в  них социальных параметров, влияющих на повышение уровня и качество жизни населения. На среднесрочную перспективу предлагается прогнозировать показатели денежных доходов населения, оплаты труда работников бюджетной сферы, размеров пенсий и важнейших социальных пособий, минимального размера оплаты труда, соотношения заработной платы и пенсий с величиной прожиточного минимума.

Основные  показатели, характеризующие уровень достижения поставленных целей (прил.4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно  сказать, что уровень жизни населения  России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни  населения России в последние  годы.

На основании  изложенного сделаем ряд выводов:

Во-первых, несмотря на то, что и доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.

Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет  несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые  в данной отрасли, используются в  изучении мероприятий по социальной защите населения России.

В-третьих, с помощью экономико-статистического  анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или  ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых  для поддержания высокого культурного  уровня населения России.

В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или  иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.

Обеспечение сельскохозяйственных предприятий  трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение  оплаты труда – важнейшее условие  успешного развития сельского хозяйства  и превращение его в высокоэффективную  и высокопроизводительную отрасль.

Уровень жизни и социальная защита населения  являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность  регулирования в этой сфере возлагается  на государство. Непродуманная политика государства в этой области может  привести к росту социальной напряженности.

Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся  напряженной ситуации. Все большее  число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса  социально-экономических преобразований в стране.

Финансирование  данной сферы явно недостаточно. Для  решения этой проблемы необходим  перевод теневой экономики в  легальное положение, в том числе  и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая  должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно  нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

В этих целях  первоочередное значение приобретает  поэтапное доведение минимальных  и других фиксированных доходов  населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен  в Федеральном законе «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой  в апреле 1997 года (отклонён Советом  Федерации). Необходимо также принять  экстренные правовые, экономические  и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках  с выплатой заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1.Зайцева А.Н. Социально-экономические проблемы развития современной России: Сборник статей. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001. - 144с.

2. Журнал  «Эксперт», №14(700), 12-18 апреля 2010г.  – статья: « Кухни без окон  и туфли из кожзаменителя»  А. Грамматчиков, С. Инкижинова, Л. Москаленко, И. Ступин, с.32-38

3. Журнал  «Pro et contra», №5-6 (43), сент.-дек. 2008г. – статья:  «Региональная проекция кризиса» Н. Зубаревич,  с.48-62

4. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., Дело, 1994.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688с.

6. Пространственная  экономика. Научный журнал/ Гл.ред. П.А. Минакир - №4(20) 2009. – с. 27-28

7. Ревайкин А.С. Уровень жизни населения - М.: Наука, 1999. - 118с.

8. Российский  экономический журнал/ Гл.ред. А.Ю. Мелентьев - №11-12, 2009г. – статья: «Экономика РФ в 2009 году» М. Ершов, В. Лохмачев, В. Татузов, А. Танасова,  с.3-12

9. Социально-экономические  проблемы развития современной  России: сборник статей. Тюмень: Издательство  Тюменского государственного университета, 2001. – 144с.

10. Федоряк Л.М. Качество жизни и познавательная активность. Монография. – СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. – 296 с.

11. Финансовый  кризис в России и в мире/ Под. ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256с.

12. Экономическая  статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.

13.Экономическая  теория: Учебник: В 2 ч. / Науч. ред.  В.В. Ильяшенко, А.Ю. Коковихин. – Екатеринбург, 2008

14. Официальный  сайт Минэкономразвития http://www.economy.gov.ru.

15.Официальный  сайт Федеральной службы государственной   статистики [Электронный ресурс]  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/

Информация о работе Перспективы повышения уровня жизни в России