Перспективы повышения уровня жизни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политические и экономические факторы;
· социальные факторы;
· научно-технический прогресс,
· экологические факторы и др.
Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение самого уровня жизни и его показателей, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели ставился ряд задач:
1. Ознакомление с понятием и показателями уровня жизни;
2. Анализ факторов, влияющих на его динамику;
3. Выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни в России. Программы повышения уровня жизни населения России.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России:
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения
1.3. Совокупные показатели потребления
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения
2.2. Анализ дифференциации доходов населения
2.3. Анализ уровня бедности и прожиточного минимума населения
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эк теория.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

В структуре  использования денежных доходов  возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку  иностранной валюты и прироста денег  на руках. Индекс потребительских цен  измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и  услуг в текущем периоде к  его стоимости в базисном периоде.

Расчет  производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной  и частной торговле, а также  в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. (прил.1)

 

2.2. Анализ  дифференциации доходов населения

В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.

    Основные  показатели дифференциации доходов  изменялись следующим образом.  Коэффициент Джини, который показывает  степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.

Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение  повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором  происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских  стран.

В течение  многих лет, независимые эксперты с  регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов  населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный  комитет по статистике РФ. Разброс  экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все  эти выпады просто игнорировал.

 

2.3. Анализ уровня бедности и прожиточного минимума населения

Бедность - характеристика экономического положения  индивида или группы, при котором  они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь 1998г. С. 14.

Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Социс №6 2003г.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают  его возможности для их удовлетворения. Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной).

К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты  бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости  минимальной "потребительской корзины".

Сегодня ядро бедных составляют:

· безработные;

· низкооплачиваемые  работники, к числу которых принадлежат  частично занятые, т.е. работающие на условиях неполного рабочего времени и  находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы; занятые на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях, работники, которым задерживают  выплату заработной платы, значительная часть работников, занятых на государственных  и муниципальных предприятиях и  в бюджетной сфере;

· значительная часть семей с двумя, тремя и более детьми;

· часть пенсионеров;

· маргиналы;

· вынужденные  переселенцы, беженцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

 

  3.1.    Программа повышения уровня жизни населения и основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения

Сфера деятельности Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства  Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (с изменениями), и постановлением Правительства Российской Федерации  от 2 июня 2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства».

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере здравоохранения, социального  развития, труда и защиты прав потребителей.

Министерство  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития;

Федеральной службы по труду и занятости;

Федерального  медико-биологического агентства.

Министерство  также осуществляет координацию  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального  страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. Цели и задачи деятельности Министерства на 2011-2013 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, уточненных Минэкономразвития России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации.

- повышение  уровня и качества жизни населения, включая:

повышение материального уровня жизни населения;

улучшение здоровья и формирование здорового  образа жизни;

обеспечение эффективного функционирования системы  социальных гарантий (социальной защиты);

- обеспечение  динамичного и устойчивого экономического  развития, в части обеспечения  эффективной занятости населения  и удовлетворения потребностей  экономики в трудовых ресурсах.

Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

 

3.2. Основные  мероприятия повышения уровня жизни населения

С учетом вышеназванных стратегических целей  определены следующие цели и тактические  задачи деятельности Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации и находящихся в  ведении Министерства федеральных  служб и федерального агентства, а также государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует Министерство, при взаимодействии с  Российской академией медицинских наук:

  1. Цель – улучшение демографической ситуации.

Главная задача в области демографии на среднесрочный  период – обеспечить постепенную  стабилизацию численности населения  страны на основе создания условий, благоприятных  для рождения детей, снижения смертности и регулирования миграции населения.

Главными  тактическими задачами Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации на 2011-2013 годы в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие  созданию благоприятных условий  для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;

- содействие  снижению смертности.

1.1 Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.

В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2011-2013 гг. будет продолжено выполнение программы стимулирования рождаемости, направленной как на материальную поддержку женщин, имеющих детей, так и на развитие социальной инфраструктуры, ориентированной на семью.

1.2. Содействие снижению смертности.

В соответствии с мероприятиями по реализации Концепции  демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и  основными направлениями приоритетного национального проекта «Здоровье»  будут реализовываться первоочередные меры по:

формированию  здорового образа жизни;

профилактике, диагностике и лечению сосудистых заболеваний;

организации своевременной и высококачественной медицинской помощи пострадавшим при  дорожно-транспортных происшествиях:

совершенствованию медицинской помощи больным с  онкологическими заболеваниями;

снижению  материнской и младенческой смертности, в том числе с учетом перехода с 2012 года к выхаживанию новорожденных  с экстремально низкой массой тела;

повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и  родов, новорожденным детям, в том  числе дородовой диагностики  нарушений развития будущего ребенка;

укреплению  репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения;

снижению  рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Реализация  указанных мероприятий позволит снизить смертность от большинства  видов управляемых причин.

2. Цель  – повышение благосостояния населения,  снижение бедности и неравенства  по денежным доходам населения.

Главными  тактическими задачами Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:

- содействие  росту заработной платы;

- содействие  улучшению пенсионного обеспечения  и развитию пенсионного страхования;

- формирование  современной и эффективной системы  обязательного социального страхования  работающих граждан;

- развитие  системы государственной поддержки  граждан, нуждающихся в социальной  защите, содействие усилению адресности  социальной помощи, оказываемой  субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями.

2.1. Содействие  росту заработной платы.

В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:

увеличению  минимального размера оплаты труда в плановом периоде с учетом финансово-экономических итогов 2010 года;

индексации  расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере.

В 2011 году индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений будет производиться в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации с 1 июня на 6,5%.

4. Цель –  повышение эффективности системы  социальной защиты и социального  обслуживания граждан, в первую  очередь пожилых граждан и  инвалидов.

Тактическими  задачами Министерства, направленными  на реализацию вышеуказанной цели, являются:

-оптимизация  системы оказания социальных  услуг, развитие организационно-правовых  форм учреждений социального  обслуживания;

- повышение  качества и увеличение объема  услуг по реабилитации и социальной  интеграции инвалидов;

-осуществление  обязанностей государства по  оказанию мер социальной поддержки  отдельным категориям граждан.

Информация о работе Перспективы повышения уровня жизни в России