Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политические и экономические факторы;
· социальные факторы;
· научно-технический прогресс,
· экологические факторы и др.
Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение самого уровня жизни и его показателей, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели ставился ряд задач:
1. Ознакомление с понятием и показателями уровня жизни;
2. Анализ факторов, влияющих на его динамику;
3. Выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни в России. Программы повышения уровня жизни населения России.
Введение
Глава 1. Основные показатели уровня жизни населения России:
1.1. Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы
1.2. Понятие и показатели уровня жизни населения
1.3. Совокупные показатели потребления
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России:
2.1. Анализ доходов и благосостояния населения
2.2. Анализ дифференциации доходов населения
2.3. Анализ уровня бедности и прожиточного минимума населения
2.4 Анализ влияния финансового кризиса (2008 г.) на уровень жизни населения России
Глава 3. Программы повышения уровня жизни населения России:
3.1. Программа повышения уровня жизни населения
3.2. Основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения
3.3. Экономическая эффективность мероприятий повышения уровня жизни населении
Заключение
Список используемой литературы
В структуре
использования денежных доходов
возросла доля расходов населения на
покупку товаров и оплату услуг,
при некотором снижении доли на покупку
иностранной валюты и прироста денег
на руках. Индекс потребительских цен
измеряет отношение стоимости
Расчет производится еженедельно, ежемесячно, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в государственной, муниципальной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. (прил.1)
2.2. Анализ дифференциации доходов населения
В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Реальные доходы населения систематически снижаются. В связи с этим многие предприятия, которые производят потребительские товары, столкнулись не только с конкуренцией импортных товаров, но и с неплатёжеспособным спросом многих категорий населения. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Скажем, если семья взяла деньги в банке, чтобы купить магазин и вернула банку пока только 50% долга и процентов на одолженные деньги, то в состав ее богатства войдет соответственно только 50% цены этого магазина.
Основные
показатели дифференциации
Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. Разброс экспертных оценок составляет от 30 до 100% превышения над официальными данными. До последнего времени Госкомстат все эти выпады просто игнорировал.
2.3. Анализ уровня бедности и прожиточного минимума населения
Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Осипова Г.В. Социологический энциклопедический словарь 1998г. С. 14.
Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Социс №6 2003г.
Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Словарь гендерных терминов (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной).
К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины".
Сегодня ядро бедных составляют:
· безработные;
· низкооплачиваемые
работники, к числу которых принадлежат
частично занятые, т.е. работающие на условиях
неполного рабочего времени и
находящиеся в административных
отпусках без сохранения заработной
платы; занятые на несостоятельных,
финансово неблагополучных
· значительная часть семей с двумя, тремя и более детьми;
· часть пенсионеров;
· маргиналы;
· вынужденные переселенцы, беженцы.
Глава 3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
3.1. Программа повышения уровня жизни населения и основные цели и мероприятия повышения уровня жизни населения
Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определена Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (с изменениями), и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства».
Министерство
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации является
федеральным органом
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Федеральной
службы по надзору в сфере
Федеральной службы по труду и занятости;
Федерального медико-биологического агентства.
Министерство также осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Цели и задачи деятельности Министерства на 2011-2013 годы определены исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, уточненных Минэкономразвития России основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации.
- повышение уровня и качества жизни населения, включая:
повышение материального уровня жизни населения;
улучшение здоровья и формирование здорового образа жизни;
обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты);
- обеспечение
динамичного и устойчивого
Миссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
3.2. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения
С учетом
вышеназванных стратегических целей
определены следующие цели и тактические
задачи деятельности Министерства здравоохранения
и социального развития Российской
Федерации и находящихся в
ведении Министерства федеральных
служб и федерального агентства,
а также государственных
Главная задача в области демографии на среднесрочный период – обеспечить постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и регулирования миграции населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2011-2013 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие
созданию благоприятных
- содействие снижению смертности.
1.1 Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в 2011-2013 гг. будет продолжено выполнение программы стимулирования рождаемости, направленной как на материальную поддержку женщин, имеющих детей, так и на развитие социальной инфраструктуры, ориентированной на семью.
1.2. Содействие снижению смертности.
В соответствии с мероприятиями по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и основными направлениями приоритетного национального проекта «Здоровье» будут реализовываться первоочередные меры по:
формированию здорового образа жизни;
профилактике,
диагностике и лечению
организации
своевременной и
совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями;
снижению материнской и младенческой смертности, в том числе с учетом перехода с 2012 года к выхаживанию новорожденных с экстремально низкой массой тела;
повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным детям, в том числе дородовой диагностики нарушений развития будущего ребенка;
укреплению репродуктивного здоровья, прежде всего подрастающего поколения;
снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить смертность от большинства видов управляемых причин.
2. Цель
– повышение благосостояния
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- содействие
улучшению пенсионного
- формирование
современной и эффективной
- развитие
системы государственной
2.1. Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
увеличению минимального размера оплаты труда в плановом периоде с учетом финансово-экономических итогов 2010 года;
индексации
расходов на оплату труда работников
федеральных бюджетных
В 2011 году
индексация оплаты труда работников
федеральных государственных
4. Цель –
повышение эффективности
Тактическими задачами Министерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:
-оптимизация
системы оказания социальных
услуг, развитие
- повышение
качества и увеличение объема
услуг по реабилитации и
-осуществление
обязанностей государства по
оказанию мер социальной
Информация о работе Перспективы повышения уровня жизни в России