Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность безработицы и инфляции и пути их преодоления на примере двух стран – Украины и России. В связи с этим поставлены следующие задачи:
определить сущность безработицы и инфляции, их показатели и виды, методы измерения;
выявить основные причины безработицы и инфляционных процессов;
изучить социально-экономические последствия инфляции и безработицы;
дать анализ государственной политике в области занятости и антиинфляционным мерам государства;
исследовать особенности безработицы и инфляционного процесса в Украине и России и меры их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1 БЕЗРАБОТИЦА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ…………………………………………………………………5
1.1. Сущность и определение уровня безработицы, ее показатели……….5
1.2. Причины, виды и последствия безработицы…………………………..8
1.3. Определение «полной занятости». Государственная политика в
области занятости…………………………………………………………...13
РАЗДЕЛ 2 ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……………….16
2.1. Понятие, способы измерения и виды инфляции……………………...16
2.2. Причины и последствия инфляции. Кривая Филлипса………………19
2.3. Антиинфляционная политика………………………………………….22
РАЗДЕЛ 3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МИРОВОЙ ОПЫТЫ ПУТЕЙ СДЕРЖИВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………...24
3.1. Регулирование инфляции и безработицы в Украине…………………24
3.2. Регулирование инфляции и безработицы в России…………………...29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..38
Обострение трудности безработицы выражается в: усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и понижении эффективности системы государственной помощи безработным.
Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны компаний. В качестве показателя предложения рабочих мест употребляется заявленная предприятиями потребность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных. В конце 1992 г. безработица стала заметным явлением (численность безработных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек).
Проанализируем безработицу посреди главных демографических групп населения – женщин и молодежи. На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, либо 72,3% всех безработных. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных. В конце 1997 г., по данным Минтруда и общественного развития, в стране насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных безработных, либо 2,7% экономически активного населения.
С 1992 г. в России доля безработных женщин в целом несколько снизилась – с 72,3 до 69 процентов. Это говорит о том, что при низкой напряженности на ранних стадиях безработицы увольнения начинаются с женщин. При высокой напряженности на рынке труда безработице подвержены как мужчины, так и дамы, при неком превышении доли последних посреди всех безработных.
Основными задачами государственной политики России на рынке труда являются следующие три направления:
В
России общее руководство
Особым органом трудоустройства в России является Федеральная государственная служба занятости. Ее главные направления: анализ, прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу и информация о состоянии рынка труда; ведение учета свободных рабочих мест и людей, обращающихся по вопросам трудоустройства; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы и др.
В 2000 г. органами государственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся людей против 29,7% в 1999 году.
Для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости, создается государственный фонд занятости населения. Этот фонд появляется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости.
На 2009 г. реальная безработица в России, по данным МОТ, составляет 6,4 млн. человек. На пике кризиса в России могут остаться без работы 7−7,5 млн. человек, или около 10% экономически активного населения [25].
Цель антиинфляционной политики – не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа.
В России переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60 процентов. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236 процентов. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале–марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведению дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен. Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы.
Снятие контроля за ценами в 1992 г. сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884 процентов. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г. антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995-1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996-1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция – сжатие спроса – в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики; улучшению состояния финансовой дисциплины. В отличие от 2004 г., с середины 2005 г. наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. Таким образом, в последующих годах показатели инфляции изменялись: 2006 г.- 9% , 2007 г. – 11,9%, 2008 г. - 13,3 процентов. В марте 2009 инфляция в России с начала года составила 4,5 процентов. Но по прогнозам ожидается повышение инфляции до 14 процентов.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблемы безработицы и инфляции являются ключевыми вопросами в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Безработица в Украине носит специфический характер, распространяется практически на все общество, отчего в большинстве страдает молодежь. Только целенаправленная государственная политика в области занятости в силах постепенно снизить количество нерабочих мест, что поможет вывести экономику на более высокий уровень. Однако сегодня все осуществляется только на бумаге, а не на деле. В России обострение трудности безработицы выражается в усилении ее региональной дифференциации; углублении очаговой безработицы; увеличении продолжительности безработицы; расширении масштабов скрытой безработицы и понижение эффективности системы государственной помощи безработным. Здесь пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. В Украине и России инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычная, специфическая черта инфляции, плохо поддающаяся сдерживанию и регулированию в этих странах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Опыт двух стран заключается в последовательном проведении попыток антиинфляционной политики.
ВЫВОДЫ
Безработица и инфляция являются одними из глобальных проблем современного мира, а также формами проявления макроэкономической нестабильности. Проведя анализ доступной отечественной и зарубежной литературы и, исходя из изложенных целей и задач работы, можно сделать следующие выводы.
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт регулирования инфляции и безработицы