Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа
Цена - важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена – это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.
Введение 3
1. Рынки факторов производства 5
1.1 Рынки факторов производства и принципы использования ресурсов 5
1.2 Собственность и распределение доходов в обществе 6
1.3 Особенности спроса и предложения основных факторов производства 8
2. Ценообразование на отдельные факторы производства 12
2.1 Рынок и рентные отношения 12
2.2 Рынок труда. Заработная плата 17
2.3 Рынок капитальных активов. Дисконтирование 21
Заключение 25
Список литературы 26
СОДЕРЖАНИЕ
Цена
- важнейшая экономическая
Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интенсивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам).
Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.
Любое предприятие на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда, капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе. Таким образом, тема влияния процесса ценообразования на факторы производства является актуальной в настоящее время.
Цель данной курсовой работы – изучить влияние процесса ценообразования на факторы производства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и принципы рынков факторов производства;
- рассмотреть спрос и предложение на факторы производства;
- проанализировать
ценообразование на отдельные
виды факторов производства.
Рынки факторов производства — это сферы товарного оборота таких важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности, как земля, природные ископаемые и искусственные сырьевые ресурсы, ресурсы труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технические ресурсы.
Перечисленными группами рынки факторов производства не исчерпываются. В развитой рыночной экономике они насчитывают миллионы наименований, включая также информацию, знания, интеллект и способы их передачи. Движение факторов производства опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется соответствующей экономической политикой государства. Очевидно, что рыночный оборот факторов производства, в особенности первичных ресурсов, таких, как земля, труд, нуждается в законодательном регулировании. В любой экономике оно осуществляется с помощью принципов и целей совершенствования рыночной конкурентной среды, смягчая нежелательные тенденции и стимулируя рост производства.
Согласно классическим и традиционно рыночным российским принципам ресурсопользования земля, природные ископаемые и производные от них капитально-технические факторы производства, а также труд во всем его многообразии, интеллект, предприимчивость и организаторские способности являются ограниченным, зачастую уникальным благом для осуществления экономической, хозяйственной деятельности. Закон редкости, ограниченности ресурсов — один из основополагающих законов рыночной экономики. Его действием порождается ряд тенденций, вызывающих необходимость рыночной оценки любого ресурса как фактора производства. Рыночная оценка оказалась единственно возможным способом выражения ценности благ подобного рода. Именно в этом направлении предстоит возрождать классический подход к ресурсопользованию в российской экономике [2, c.125].
Необходимость рыночной оценки ресурсов и факторов производства диктуется также тенденциями, присущими хозяйственной деятельности вообще. Важнейшими из них выступают рост ресурсных затрат и снижение доходности.
Механизмы рынков позволяют противодействовать этим тенденциям, используя следующие способы и принципы:
Именно эти принципы поведения людей в мире экономики приводят в движение механизмы ценообразования на факторы производства.
Включение в рыночный оборот первичных ресурсов, а также производных от них факторов производства возможно лишь при четком законодательном определении прав собственности. Это означает наличие собственников, а следовательно, и получателей соответствующих доходов. Так, собственность на землю как ресурс хозяйственной деятельности и фактор производства позволит разрешить и вопросы распоряжения ископаемыми ресурсами, недвижимостью, строениями и т.п. фондами производственного и непроизводственного назначения. Собственность на землю, ресурсы сырья и недвижимость дает правовое обоснование для получения таких видов доходов, как рента и арендная плата.
Законодательная
определенность такой собственности,
как труд работника, его рабочая
сила, права на интеллектуальную собственность,
знания, предпринимательские
Собственность на любые капитально-технические ресурсы и факторы производства также позволяет получать своеобразный доход в виде прибыли или процента, если эти факторы производства используются в сфере предпринимательства. Разумеется, при условии, что производительное использование капитально-технических ресурсов факторов производства, таких, как техника, машины, оборудование является экономически эффективным и приносит доход от выпуска продукции или предоставления услуг.
Использование права собственности на такие активы, как деньги и различные ценные бумаги также способно приносить соответсвующие доходы. Так, деньги помимо своих основных функций способны выступать также в форме ссудного капитала, пользование которым приносит их владельцу доход в виде процента. Такие активы, как облигации и другие ценные бумаги, замещающие движение денежного ссудного капитала, также приносят их владельцам доход, именуемый процентом. На фондовых рынках широкое хождение имеют и другие ценные бумаги, например акции, выступающие для их собственника активом, т. е. формой богатства, способного приносить доход в виде дивиденда.
В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т. е. продукты конечного потребления, спрос и факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т. е. товары или услуги обычного потребительского назначения.
Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника; сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот. [9, c.68]
Следовательно, спрос на факторы производства — это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы. Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена — одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснять дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.
Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:
На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства — это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства cпpoc порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые, ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей отслеживается динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и, в частности, рынка предложения; любого фактора производства. [2, c.131]
Информация о работе Особенности влияния ценообразования на факторы производства