Особенности развития феодального хозяйства в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Становление феодальных отношений в Германии произошло позднее, чем во Франции и Англии, а именно — в 11 в.; в течение двух последующих веков (12 и 13) новый тип отношений достиг своей зрелости.

Работа содержит 1 файл

история экономики готово.docx

— 26.01 Кб (Скачать)

Вариант № 5

Особенности развития феодального хозяйства в Германии

 

Становление феодальных отношений  в Германии произошло позднее, чем  во Франции и Англии, а именно — в 11 в.; в течение двух последующих  веков (12 и 13) новый тип отношений  достиг своей зрелости.

К 11—13 вв. в Германии получила развитие вотчина в форме грундгершафта, имеющего много общего с сеньорией во Франции (классической моделью феодальной экономики). Грундгершафт — это барщинно-дворовая система, основанная на наследственном праве на землю; власть вотчинника над людьми, которые живут на его земле; это организация по присвоению феодалом результатов труда крестьян.

До 13 в. (сеньориальный этап развития) вотчина включала: 1) барское  хозяйство (господский двор; домениальные земли); 2) крестьянские хозяйства, владельцы которых обрабатывали барские земли и сдавали оброки на господский двор. Властью над зависимыми поземельно и лично людьми обладал сеньор, который пользовался по отношению к ним также и судебными правами. Дворовые, проживавшие на господских дворах, иногда владели небольшими клочками земли, однако личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. Крестьяне-держатели, в отличие от дворовых, сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока владели от него держаниями. Значительной была прослойка «свободных крестьян», которых отличала бульшая свобода в распоряжении землёй, однако, например, прежде чем отчуждать свой надел, «графские свободные» должны были сообщить об этом в графский суд, а «имперские свободные» — пригласить на акт отчуждения старосту и передать надел только себе подобным; «свободные хэгеры» при отчуждении надела должны были считаться с предпочтительным правом старшего хэгера и только «свободные фламандцы» имели формальное право свободно отчуждать землю. Со временем и эти права исчезли: общей тенденцией для 11—13 вв. было нивелирование всех категорий, постепенно сливавшихся в единую категорию зависимых крестьян 7.

Наряду с барщинно-дворовой сложилась судебно-политическая форма  сеньории (баннгершафт), при которой баннгер (крупный феодал: герцог, князь, граф, архиепископ), присваивал или получал из рук короля право «повелевать и наказывать» в пределах определенной территории, банна, таким образом сосредоточивая в своих руках всю полноту власти. Баннгеры вели интенсивное наступление на марки 8, присваивая себе право распоряжаться марковыми землями, лесами, водами и «всем, что в них водится» 9.

Обострившаяся классовая  борьба, а также становление товарно-денежных отношений привели к изменению  экономики сеньории: подобно тому, как это происходило в Англии, сеньоры коммутируют барщинную  повинность денежной рентой, передавая барское хозяйство арендатору (мейеру), который становится получателем всей ренты, уплачиваемой крестьянами, и контролирует все оставшиеся виды барщинных работ.

Основными формами грундгершафтов и баннгершафтов были «чистая», «окаменевшая» и «смешанная» сеньории (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные формы сеньории в Германии (13 в.)

Форма сеньории

Характеристики

Распространение

1

2

3

Чистая

1. Отсутствие барщины  
2. Преобладание денежной ренты  
3. В Нижней Саксонии - отсутствие наследственной зависимости

Нижняя Саксония, Вестфалия

Окаменевшая

4. Барское хозяйство  
5. Барщинные работы  
6. Наследственно-зависимые дворовые

Алемания, Франкония, Прирейнская область

Смешанная

Различные сочетания характеристик чистой и окаменевшей сеньорий

Центральные районы Германии

     

Феодальное хозяйство  в Германии имело преимущественно  экстенсивный характер, что, в частности, находило отражении в стремлении немецких феодалов к расширению посевных площадей за счёт присоединения новых территорий (как правило, славянских и прусских), в результате чего к востоку от Эльбы появились такие новые владения, как Бранденбург, Мекленбург, Рюген, Померания, Пруссия, где крестьянину-колонисту отмеривали одну гуфу (ориентировочно 40 га). По характеру поземельных повинностей гуфы были чиншевыми (обложенными повинностями) и рыцарскими (свободными от повинностей). В состав ренты входили: 1) чинш (регулярный фиксированный оброк продуктами или деньгами); 2) десятина (каждый десятый сноп зерна; каждая десятая голова скота); 3) постоянный земельный налог с чиншевых гуф. Кроме того, крестьяне несли гужевую повинность при выполнении строительных работ, а также в военное время.

В дальнейшем (14—16 вв.) развитие феодальных отношений в западно-немецких и остэльэбских областях было неодинаковым: западные области более активно  включились в торговлю сельскохозяйственными  продуктами, что способствовало формированию в этом регионе прогрессивных  тенденций в развитии земледелия. Вторая половина 15 в. была ознаменована началом феодальной реакции, выражавшейся в попытках расширения барщинного домениального хозяйства, ущемлении прав арендаторов, ухудшении правового статуса крестьян и крестьянских держаний. Эта реакция (сильная особенно в Остэльбии) была вызвана изменением экономической ситуации в стране — началом экспорта хлеба через порты Балтии.


«Директивное  планирование» как форма управления в системе государственного социализма.

 

Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное  развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели.

Планирование можно рассматривать  как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование – централизованное директивное – было основной формой управления народным хозяйством.

Директивное, т. е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов-законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям в зависимости от достигнутого конечного результата.

 Социалистический строй стал  историей, не выдержала испытания  временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения  высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает.

Планирование как форма государственного регулирования используется  во всех странах, уживаясь с рыночными принципами ведения хозяйства. При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Применение экономических механизмов рынка в сочетании с научно-обоснованным планированием и прогнозированием требует  нового подхода к государственному регулированию экономики, принципиально изменяет содержание общегосударственного планирования и прогнозирования.

Планирование — это процесс  принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане).

При этом следует иметь в виду, что суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в  научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных  средств их реального достижения.

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения. Планы, имеющие силу юридического закона, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица по закону за невыполнение заданий плана несут ответственность.

Ярким примером использования директивного планирования, как основной формы государственного регулирования экономики, является бывший СССР и входящие в него республики, а также социалистические страны Восточной Европы. В них директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центра на все звенья и сферы народного хозяйства для достижения определенных целей и обеспечения заданного общего направления развития. Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но при всей внешней форме директивного воздействия на экономику, они нередко не выполнялись и полностью себя дискредитировали.

Однако неудавшийся опыт использования  директивного планирования в этих странах  не должен исключать возможности  его применения при решении отдельных важнейших проблем, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важный конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Тот же опыт директивного планирования социалистической экономики свидетельствует о возможностях его использования для решения таких задач, как индустриализация страны, структурное преобразование производства, создание военно-производственного потенциала и т.д. Но безусловным является то, что применять директивное планирование целесообразно лишь в чрезвычайных или отягощенных ситуациях — войны, депрессии, кризиса, стихийных бедствий. При этом масштабы и сроки его применения должны быть строго ограничены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    • Всемирная история6 В 3 ч. Ч. 2 XIX . 1917 г.. : Учеб. пособие/О.А. Яновский, О.В. Бригадина, П.А. Шупляк и др. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2002-416с.
    • История экономики: учеб – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007-528 с
    • Тимошина Т.М. Экономическая теория зарубежных стран. М.: Юрид. Дом 2Юстицинформ, 2000
    • Хикс Д. Теория экономической теории, М.: НП «Журнал вопросы экономики», 2003

 


Информация о работе Особенности развития феодального хозяйства в Германии