Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности размещения акций на фондовом рынке: опыт российских компаний.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть разновидности рынков и их функции;

- рассмотреть разновидности обыкновенных акций;

- изучить формирование и развитие рынка ценных бумаг;

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке

1.1 Разновидности рынков и их функции

1.2 Разновидности обыкновенных акций

Глава 2. Опыт российских компаний

2.1 Формирование и развитие рынка ценных бумаг

2.2 Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг

2.3 Совершенствование рынка ценных бумаг в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая рынок ценных бумаг.docx

— 43.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке

 

1.1 Разновидности рынков  и их функции

 

1.2 Разновидности обыкновенных  акций

 

Глава 2. Опыт российских компаний

 

2.1 Формирование и развитие  рынка ценных бумаг

 

2.2 Структура рынка ценных  бумаг и виды ценных бумаг

 

2.3 Совершенствование рынка  ценных бумаг в Российской  Федерации

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансовыми  ресурсами, обеспечивающую их рациональное привлечение и использование. Целью  финансового менеджмента является разработка и реализация мер, направленных на достижение эффективной деятельности предприятия, увеличение прибыли при  минимизации расходов, развитие его  экономического потенциала, повышение  конкурентоспособности, обеспечение  финансовой устойчивости, оптимизацию  структуры активов, привлечение  источников финансирования.

 

Финансовый менеджмент предприятия  включает разработку стратегической финансовой политики и ее реализацию на основе использования соответствующих  методов, финансовых инструментов и  практических приемов. Основой финансового  менеджмента является финансовая стратегия, позволяющая финансовым службам  осуществлять последовательные непротиворечивые меры исходя из согласованных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов  предприятия.

 

Основным объектом финансового  менеджмента являются финансовые потоки, связанные с непрерывным поступлением средств на расчетный и другие счета и с их расходованием, т. е. денежный оборот. Оборот денежного  капитала сопряжен с процессом кругооборота всего капитала, формированием активов  предприятий и источников их покрытия, дебиторской и кредиторской задолженностью, инвестициями, финансовыми операциями, взаимоотношениями с государственным  бюджетом.

 

Основными источниками информации для проведения финансового менеджмента  являются данные финансового учета - официальной бухгалтерской и  статистической отчетности, показатели внутрихозяйственного производственного  и финансового учета и анализа, материалы бизнес-плана, данные финансового  законодательства и банковских организаций  о налоговых и процентных ставках, информация товарных и финансовых бирж и статистических органов о производстве и реализации товаров, движении цен, об индексах и конъюнктуре рынка  ценных бумаг и др. Эта информация обрабатывается финансовыми службами на основе закономерностей функционирования рыночного хозяйства, она образует информационную основу для финансового  менеджмента.

 

В работе предполагается рассмотреть  первичное размещение акций на фондовом российском рынке: опыт российских компаний.

 

Объект исследования - фондовый рынок.

 

Предмет исследования - особенности  размещения акций на фондовом рынке: опыт российских компаний.

 

Цель исследования - изучить  особенности размещения акций на фондовом рынке: опыт российских компаний.

 

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

 

- рассмотреть разновидности  рынков и их функции;

 

- рассмотреть разновидности  обыкновенных акций;

 

- изучить формирование  и развитие рынка ценных бумаг;

 

- определить структуру  рынка ценных бумаг и виды  ценных бумаг;

 

- рассмотреть совершенствование  рынка ценных бумаг в Российской  федерации.

 

Глава 1 Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке

1.1 Разновидности рынков  и их функции

 

В зависимости от времени  и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить  на первичный и вторичный.

 

Вторичный рынок (secondary market) - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; это совокупность всех активов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение  всего срока существования ценной бумаги.

 

На первичном и вторичном  рынках происходят разные процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг  попадают в руки эмитента. На вторичном  рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают их бывшим владельцам.

 

Другими словами операции на вторичном рынке происходят без  участия эмитента и не оказывают  непосредственного влияния на положение  дел эмитента. Эмитенту все равно, в чьих руках находятся выпущенные им ценные бумаги, важным для него является лишь объем обязательств по ценным бумагам.

 

На вторичном рынке  компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок  является исключительно важным, поскольку  дает возможность инвесторам при  необходимости получить обратно  денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними [4].

 

Возможность перепродажи  ценных бумаг основана на том, что  первоначальный инвестор свободен в  своем праве владеть и распоряжаться  ценными бумагами и может перепродать  их другому инвестору. Существование  вторичного рынка само по себе стимулирует  деятельность первичного рынка.

 

В зависимости от форм организации  совершения сделок с ценными бумагами можно выделить организованный и  неорганизованный рынок.

 

Организованный рынок  является рынком аукционного типа. Он характеризуется публичными гласными торгами, открытыми соревнованиями покупателя и продавца с наличием механизма составления заявок и  предложений о продаже, что может  служить основанием для заключения сделок.

 

Неорганизованный рынок  это обращение ценных бумаг без  соблюдения единых для всех участников рынка правил. Торговля происходит стихийно, в контакте продавца и  покупателя. Информация о совершенных  сделках не фиксируется.

 

Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами минуя фондовую биржу, сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются  также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или  не быть членами фондовой биржи.

 

Внебиржевой рынок может  быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок  ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые  не имеют достаточного количества акций  или доходов для того, чтобы  зарегистрировать свои акции на бирже.

 

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовой бирже. Это всегда организованный рынок  ценных бумаг, торговля на нем ведется  строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые  отбираются среди всех других участников [5].

 

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая  между собой в определенные экономические  отношения по поводу обращения ценных бумаг.

 

Рынок ценных бумаг имеет  ряд функций, которые условно  можно разделить на две группы:

 

1) общерыночные функции,  присущие обычно каждому рынку;

 

2) специфические функции,  которые отличают его от других  рынков.

 

Общерыночные функции:

 

1. Коммерческая функция  - функция получения прибыли от  операций на данном рынке.

 

2. Ценовая функция - рынок  обеспечивает процесс складывания  рыночных цен, их постоянное  движение.

 

3. Информационная функция  - рынок производит и доводит  до своих участников рыночную  информацию об объектах торговли  и ее участников.

 

4. Регулирующая функция  - рынок создает правила торговли  и участия в ней, порядок  разрешения споров между участниками,  устанавливает приоритеты, органы  контроля и управления.

 

Специфические функции:

 

1. Перераспределительная  функция:

 

- перераспределение денежных  средств между отраслями и  сферами рыночной деятельности;

 

- перевод сбережений, прежде  всего населения, из непроизводительной  в производительную форму;

 

- финансирование государственного  бюджета на неинфляционной основе.

 

2. Функции страхования  ценовых и финансовых рисков (хеджирование) [10].

 

Поскольку рынок ценных бумаг  есть составная часть рынка вообще, то состав его участников может быть классифицирован в зависимости  от той позиции, которую занимает участник на рынке по отношению к  рынку. Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг  в зависимости от их функционального  назначения.

 

1. Инвесторы.

 

2. Эмитенты.

 

3. Саморегулируемые организации.

 

4. Профессиональные участники  рынка ценных бумаг (организации,  обслуживающие рынок).

 

Инвестор - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности  или ином вещном праве. В качестве инвесторов на российском рынке ценных бумаг выступают практически  все категории субъектов рынка  от физических лиц до государства. Всех инвесторов обычно делят:

 

1) по стране происхождения  (инвесторы - резиденты и иностранные  инвесторы - нерезиденты);

 

2) по методам получения  дохода (инвесторы, осуществляющие  прямые инвестиции и инвесторы,  осуществляющие портфельные инвестиции).

 

Эмитент - это юридическое  лицо, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие  от своего имени обязательства перед  владельцами ценных бумаг по осуществлению  прав, закрепленных ими.

 

Саморегулируемыми организациями  в мировой практике признаются предпринимательские  ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении  бизнеса.

 

В настоящее время на российском рынке ценных бумаг действуют  две крупные саморегулируемые организации - Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов  и депозитариев (ПАРАД).

 

Профессиональные участники  рынка ценных бумаг - это юридические  лица, в том числе кредитные  организации (банки и небанковские организации), а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности на рынке ценных бумаг [15].

 

1.2 Разновидности обыкновенных  акций

 

Акция - это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о внесении пая и дающая право ее владельцу  получения части прибыли в  виде дивиденда. Из данного определения можно вывести следующие свойства акций:

 

1) отсутствие конечного  срока погашения (негасимая ценная  бумага);

 

2) ограниченная ответственность  (акционер не отвечает по обязательствам  акционерного общества);

 

3) неделимость акции;

 

4) держатель акции является  совладельцем акционерного общества;

 

5) акции могут распределяться  и консолидироваться.

 

В зависимости от порядка  владения акции могут быть именными и на предъявителя.

 

Именные акции принадлежат  определенному юридическому или  физическому лицу, регистрируются в  книге собственников и выпускаются  в крупных купюрах.

 

Предъявительские акции - это акции без указания имени  владельца. Выпускаются в мелких купюрах для привлечения средств  широких масс населения [2].

 

В зависимости от типа Акционерного общества акции могут быть открытого  акционерного общества и закрытого  акционерного общества.

 

Акции открытого акционерного общества могут продаваться их владельцами  без согласия других акционеров этого  общества.

 

При реализации акций закрытого  акционерного общества другие акционеры  имеют право на их приобретение.

 

В зависимости от степени  полноты предоставляемых своим  владельцам прав акции делят на обыкновенные и привилегированные.

 

Обыкновенные акции являются самым распространенным видом акций. Держатели таких акций могут:

 

- голосовать на собрании  акционеров;

 

- в любое время продавать  свои акции другому;

 

- покупать дополнительные  выпуски акций;

 

- получать дивиденд, размер  которого зависит от прибыли  акционерного общества;

 

- при ликвидации акционерного  общества получить долю имущества,  которое останется после удовлетворения  претензий кредиторов и владельцев привилегированных акций.

 

Привилегированная акция  не дает права голоса при участии  на общем собрании акционеров, а  привилегии владельца такой акции  заключаются в том, что при  ликвидации акционерного общества в  первую очередь после удовлетворении претензий кредиторов будут удовлетворены  претензии владельцев привилегированных  акций, а дивиденды выплачиваются  в первую очередь владельцам привилегированных  акций. Выпуск привилегированных акций  дает возможность акционерным обществам  привлечь необходимые капиталы и  в то же время позволяет владельцам обыкновенных акций сохранить контроль над компанией [7].

 

В зависимости от отражения  в Уставе, акции подразделяются на размещенные и объявленные.

 

Размещенные - это акции, уже приобретенные акционерами.

 

Объявленные - это акции, которые акционерное общество может  выпустить дополнительно к размещенным  акциям [6].

Информация о работе Особенности первичного размещения акций на фондовом рынке