Особенности налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение................................................................................................................ 4
1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь............................ 6
2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь....................................................................................... 16
Заключение........................................................................................................... 24
Литература........................................................................................................... 26

Работа содержит 1 файл

Кошалевская Н. С..doc

— 133.50 Кб (Скачать)

По акцизам: отменить текущие платежи.

По подоходному налогу с физических лиц:

    • проиндексировать на планируемый уровень инфляции размеры стандартных налоговых вычетов (с 270 000 до 292 000 рублей вычет на работника и критерий на применение такого вычета с 1 635 000 до 1 766 000 рублей; с 75 000 до 81 000 рублей вычет на каждого ребенка до восемнадцати лет);
    • упростить порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств, отменив при этом ограничение в размере 500 базовых величин в год в отношении суммы, в пределах которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от реализации сельскохозяйственной продукции;
    • предоставить возможность применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, в размере 10 процентов суммы доходов, полученных от реализации этого имущества, в случае невозможности документального подтверждения таких расходов.

По налогу на недвижимость: усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот.

По земельному налогу:

    • усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот;
    • закрепить на постоянной основе установленный Указом Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 г. № 420 порядок применения комбинированных ставок земельного налога.

По экологическому налогу:

    • включить в состав налога в качестве отдельного объекта налогообложения ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ ввиду исключения соответствующего сбора как отдельного платежа из налоговой системы;
    • отменить повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога сверх установленных лимитов, заменив их таксами на возмещение вреда в соответствии с экологическим законодательством.

По государственной пошлине: с учетом исключения из налоговой системы как самостоятельного платежа сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, соответствующую процедуру предлагается включить в состав объектов обложения государственной пошлиной, что позволит исключить отдельный налог из налоговой системы республики.

По налогу при упрощенной системе налогообложения:

    • проиндексировать на планируемый уровень инфляции критерии валовой выручки (предельный размер выручки от реализации, позволяющей переходить на применение налога, будет увеличен с 2861,25 до 3090,15 млн. рублей, предельный размер выручки, позволяющий сохранить применение налога, будет увеличен с 3815 до 4120,2 млн. рублей и предельный размер выручки, позволяющий применять в качестве налоговой базы валовой доход, – с 1090 до 1177,2 млн. рублей.);
    • распространить пониженную ставку налога в размере 3 процентов на экспорт услуг;
    • конкретизировать состав плательщиков, не имеющих права на применение налога при упрощенной системе налогообложения.

По единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:

    • для решения вопроса самозанятости граждан и легализации их доходов перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, дополнить такими видами, как ремонт и переделка одежды и головных уборов, реализация кошек и собак, дрессировка домашних животных, музыкальное обслуживание свадеб и иных торжеств, фотосъемка, изготовление фотографий;
    • увеличить предел выручки с 20- до 30-кратной суммы единого налога, при превышении которого индивидуальные предприниматели обязаны производить доплату налога в процентах от выручки. Одновременно снизить ставку такой доплаты с 10 до 8 процентов;
    • установить ставки налога непосредственно в Налоговом кодексе, что обеспечит их неизменность на протяжении всего календарного года.

Ряд положений Закона касается общих вопросов налогообложения.

Так, в Законе урегулированы  вопросы взимания налогов при  передаче и использовании имущества  в рамках договора доверительного управления имуществом.

Законом плательщику предоставляется право использовать налоговые льготы, не примененные ранее. Такое право плательщик сможет реализовать в ходе проведения налоговой проверки после представления в обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы. Кроме того, право на использование льгот в таком случае будет иметь место лишь при наличии в совокупности следующих условий: с момента возникновения права на льготы не прошло три года; плательщик ранее не отказался от этих льгот; налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).

Положения Закона предусматривают  исключение из Налогового кодекса требования о ведении раздельного учета  в качестве обязательного условия  исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом глава 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена положением, предоставляющим право плательщику по своему усмотрению вести раздельный учет объектов налогообложения для целей применения налоговых льгот.

Закон предусматривает  сохранение права местных Советов  депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным  категориям плательщиков. На протяжении ряда лет такое право предоставлялось местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год.

Министерство финансов Беларуси начало подготовку проекта  основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2011 год и среднесрочную перспективу. Для подготовки этого документа создана рабочая группа, которую возглавил заместитель премьер-министра Андрей Кобяков. Группе поручено осуществлять руководство разработкой проекта основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2011 год и среднесрочную перспективу.

По словам Минфина  бюджетно-налоговая политика Беларуси на период до 2013 года будет направлена на дальнейшее снижение налоговой нагрузки и рационализацию расходов бюджета. [7]

 

заключение

Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов  и сборов, которые в комплексе  позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой  системы особое значение приобретает  принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главными недостатками налоговой системы РБ можно назвать следующие:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
  • налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,
  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая  система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

Работа по совершенствованию налоговой  системы Республики Беларусь не останавливается  и на сегодняшний день.

литературА

  1. Заяц Н., Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит. – 2004. – №1 – С. 28.
  2. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебник. – Мн.: БГЭУ 2002г. – 202с.
  3. Дейко А. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность. // Экономика Беларуси 2008 – №7.
  4. Налоги: Учебник/ Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. И. Василеская и др.; Под общ. Ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 368с.
  5. Киреева Е. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе. // Журнал «Директор» 2005. – Март.
  6. Образкова Т. Налоговая система далека от совершенства. /Национальная Экономическая Газета – 2003 №75-№76.
  7. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. www.minfin.gov.by

 


Информация о работе Особенности налоговой системы в Республике Беларусь