Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Введение................................................................................................................ 4
1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь............................ 6
2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь....................................................................................... 16
Заключение........................................................................................................... 24
Литература........................................................................................................... 26
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСАУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра экономики и управления
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Пояснительная записка
к курсовой работе
по дисциплине
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Выполнила студентка гр. МС 961
Руководитель
МИНСК 2010
Введение......................
1 Характеристика налоговой
2 Недостатки налоговой системы
Республики Беларусь......................
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики
Беларусь......................
Заключение....................
Литература....................
Введение
На сегодняшний день в рыночной экономике налоги играют ведущую роль в регулировании новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы, как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства. Налоговая политика – важнейшее составное звеном экономической политики государства.
Налог как таковой – общественно необходимое благо и в этом смысле он обладает огромным потенциалом, который должны реализовывать на практике те или иные формы налоговой системы. Уплачивая налоги, каждый делает вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Но в реальной действительности мы имеем дело с общественно необходимой категорией «налог», которая используется государственной властью. От государства зависит тяжесть налогового бремени и полнота реализации принципов налогообложения: справедливость, равномерность, экономичность. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая бы обеспечивала финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предела изъятия у налогоплательщиков.
В решении этой задачи большую роль играет многовековой опыт развития налогов, накопленный человечеством. Он позволяет понять объективные закономерности эволюции налоговых отношений, выявить общие тенденции, оценить результативность тех или иных государственных решений и определить наиболее эффективные способы организации налоговых систем.
При этом следует отметить, что существующая в нашей стране налоговая система несовершенна, отличается высоким уровнем налоговых платежей, снижающих социально-экономическую роль налогов, не обеспечивает необходимое наполнение бюджетов всех уровней и во многом облегчает уход налогоплательщиков от уплаты налогов. В результате чего, налоги оказывают слабое воздействие на финансовую стабилизацию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
В работе необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему Беларуси.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Налоговая система государства – это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
Рассмотрим несколько основных элементов налогообложения.
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами. Субъект налога (плательщик) – это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог. Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка – это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая нагрузка – это общая величина налоговой суммы.
Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд [3, c.116].
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания [3, c. 66].
Налогообложение в структуре общественных
отношений выполняет ряд
Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:
Принципы и задачи налогообложения в Республике Беларусь базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс Республики Беларусь; Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая
система Республики Беларусь представляет
собой совокупность предусмотренных
налоговым законодательством
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
В современных условиях финансовой
нестабильности и высоких темпов
инфляции существует проблема достижения
оптимального распределения налоговых
доходов между бюджетами
Информация о работе Особенности налоговой системы в Республике Беларусь