Особенности налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение................................................................................................................ 4
1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь............................ 6
2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь....................................................................................... 16
Заключение........................................................................................................... 24
Литература........................................................................................................... 26

Работа содержит 1 файл

Кошалевская Н. С..doc

— 133.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И  ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСАУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«МАКРОЭКОНОМИКА»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. МС 961                                     Кошалевская Н. С.

Руководитель                                                                      Залесская Л.Е.

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение................................................................................................................    4

1 Характеристика налоговой системы  Республики Беларусь............................    6

2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13

3 Основные  направления совершенствования  налоговой политики 

    Республики Беларусь.......................................................................................  16

Заключение...........................................................................................................  24

Литература...........................................................................................................  26

 

Введение

 

На сегодняшний день в рыночной экономике налоги играют ведущую роль в регулировании новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы, как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства. Налоговая политика – важнейшее составное звеном экономической политики государства.

Налог как таковой – общественно  необходимое благо и в этом смысле он обладает огромным потенциалом, который должны реализовывать на практике те или иные формы налоговой системы. Уплачивая налоги, каждый делает вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Но в реальной действительности мы имеем дело с общественно необходимой категорией «налог», которая используется государственной властью. От государства зависит тяжесть налогового бремени и полнота реализации принципов налогообложения: справедливость, равномерность, экономичность. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая бы обеспечивала финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предела изъятия у налогоплательщиков.

В решении этой задачи большую роль играет многовековой опыт развития налогов, накопленный человечеством. Он позволяет понять объективные закономерности эволюции налоговых отношений, выявить общие тенденции, оценить результативность тех или иных государственных решений и определить наиболее эффективные способы организации налоговых систем.

При этом следует отметить, что существующая в нашей стране налоговая система несовершенна, отличается высоким уровнем налоговых платежей, снижающих социально-экономическую роль налогов, не обеспечивает необходимое наполнение бюджетов всех уровней и во многом облегчает уход налогоплательщиков от уплаты налогов. В результате чего, налоги оказывают слабое воздействие на финансовую стабилизацию.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Посредством налогообложения  изымаются финансовые средства предприятий  и граждан в бюджет государства  и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок  уплаты налогов, существующие льготы и  скидки по налогам создают дифференцированные условия  для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

Целью данной курсовой работы является изучение структуры  налоговой системы Республики Беларусь, выявление  недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

В работе необходимо использовать не только теоретические  работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему Беларуси.

 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

 

Налоговая система государства – это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

Налоговая система Беларуси формировалась  на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой  практикой других стран принципов  налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

Рассмотрим несколько основных элементов налогообложения.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.  Субъект налога (плательщик) – это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.  Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка – это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка – это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд [3, c.116].

Сущность налогов выражается в  отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания [3, c. 66].

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно  важных и сложных задач. Принципиально  их можно свести к трем основным функциям:

  • Фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,
  • Регулирующая – состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны,
  • Стимулирующая – ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговые каникулы. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Система налогообложения государства  базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

  • Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  • Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
  • Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.
  • Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством [6, c. 24].

Принципы и задачи налогообложения  в Республике Беларусь базируются на налоговом законодательстве, которое  включает в себя: Налоговый Кодекс Республики Беларусь; Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных  налоговым законодательством налогов  РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых  органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при  взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В налоговом законодательстве нашли  отражение полномочия налоговых  органов, их права и обязанности, а также права и обязанности  налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специальные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении политики налоговых льгот государство учитывает условия развития экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым  льготам учитываются интересы трех субъектов:

  • государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;
  • юридических лиц, чтобы не сократилось производство;
  • населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые  льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

  • взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
  • уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
  • уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов в бюджет.

В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых  доходов между бюджетами разного  уровня и закрепления за ними необходимых  финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение.

Информация о работе Особенности налоговой системы в Республике Беларусь