Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Введение................................................................................................................ 4
1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь............................ 6
2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь....................................................................................... 16
Заключение........................................................................................................... 24
Литература........................................................................................................... 26
Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
- налоги должны оказывать
- налоговая структура должна
содействовать проведению
- налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам;
- административные расходы по
управлению налогами и
Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития.
Обширные
функции современного государства
в экономической сфере и
Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т. д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.[4 с. 24].
Действующая в Республике Беларусь налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста.
Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована прежде всего на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью[5].
Таким образом, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.
Во-вторых, важным недостатком системы
является высокий уровень
В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов – республиканских, местных, целевых, внебюджетных – осложняет налогообложение.
В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.
В-пятых, несовершенство налоговой системы связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.
Справедливости ради следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают недостатки в налоговой системе[2 с. 142].
Одним из основных направлений проводимой в нашей стране работы по либерализации экономики и совершенствованию условий хозяйствования является упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки.
С принятием Особенной части Налогового кодекса 1 января 2010 года реформирование налоговой системы проводится по следующим основным направлениям:
Основные направления реформирования налоговой системы остаются неизменными – это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов [4 с. 24].
В течение января-октября 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:
Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в марте-апреле 2010 года разработаны:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 г. № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения»;
- проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в отдельные законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае, если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применяются ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.
Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12. [7].
В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон).
Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.
В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты.
В частности, по налогу на добавленную стоимость:
По налогу на прибыль предусмотрено:
Информация о работе Особенности налоговой системы в Республике Беларусь