Особенности налоговой системы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры налоговой системы Республики Беларусь, выявление недостатков налоговой системы. По выявленным недостаткам приводятся основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение................................................................................................................ 4
1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь............................ 6
2 Недостатки налоговой системы Республики Беларусь.................................... 13
3 Основные направления совершенствования налоговой политики
Республики Беларусь....................................................................................... 16
Заключение........................................................................................................... 24
Литература........................................................................................................... 26

Работа содержит 1 файл

Кошалевская Н. С..doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Современная налоговая система  Беларуси характеризуется следующими чертами:

  • базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
  • построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
  • предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использование средств, оставшихся после уплаты налога;
  • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
  • учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи [2 с. 139].

Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства  является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать влияние  на принятие экономических решений; 

- налоговая структура должна  содействовать проведению политики  стабилизации и развития экономики  страны;

- налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам;

- административные расходы по  управлению налогами и соблюдению  налогового законодательства должны  быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и  функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития.

Обширные  функции современного государства  в экономической сфере и высокий  уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной  власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средством обеспечения которой являются налоги [1].

2. Недостатки налоговой системы  Республики Беларусь

 

Структура налоговой системы Беларуси схожа с аналогичными в развитых странах. Она включает прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость и т. д.), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки и др.), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды и т. д.) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, оффшорный сбор и др.[4 с. 24].

Действующая в Республике Беларусь налоговая  система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение  недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста.

Нельзя  не учитывать и то, что налоговая  система страны начала работать в  условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована прежде всего на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью[5].

Таким образом, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят в основном фискальный характер. При решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком системы  является высокий уровень налогообложения  хозяйствующих субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с развитыми странами (США, Япония и др.), экономическое положение национальных юридических лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных предприятий очень велико. Суммарные налоговые платежи (все налоги и внебюджетные средства) по разным оценкам составляют от 40 до 70% валовых доходов юридических лиц (прибыль плюс зарплата). Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов. При установлении налогов необходимо иметь в виду, что в экономической науке существует понятие предельного уровня налогообложения. Доказано (по кривой Лаффера), что у плательщика можно безболезненно изъять до 20% совокупного дохода. Расширенное воспроизводство еще будет продолжаться и при изъятии до 25% доходов, но последнее вызовет недовольство предпринимателя, и инфляция начнет набирать темпы. Рост ставок выше этого предела приведет к прекращению даже простого воспроизводства, сократятся и поступления в бюджет, возникнут основания для возникновения гиперинфляции.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов – республиканских, местных, целевых, внебюджетных – осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых  законов, особенно касающихся налога на прибыль и НДС: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков. В налоговой практике отсутствуют регулярная публикация и бесплатная раздача тематических сборников, брошюр, как это принято за рубежом. Порой нечеткость, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков. Особые трудности возникают при определении НДС, в налоговую базу которого заложена себестоимость продукции, что создает криминальную основу, связанную с уклонением от уплаты налогов.

В-пятых, несовершенство налоговой  системы связано с неоправданно широкими правами налоговых  органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.

Справедливости ради следует отметить, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно и поэтому не гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают недостатки в налоговой системе[2 с. 142].

3. Основные направления совершенствования  налоговой политики Республики Беларусь

Одним из основных направлений проводимой в нашей стране работы по либерализации экономики и совершенствованию условий хозяйствования является упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки.

С принятием Особенной части Налогового кодекса 1 января 2010 года реформирование налоговой системы проводится по следующим основным направлениям:

  • значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
  • улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
  • Кодификация налогового законодательства: 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая установила (основные принципы налогообложения; состав участников налоговых правоотношений; виды налогов, сборов (пошлин); порядок введения, изменения и прекращения действия налогов, сборов (пошлин); права и обязанности плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц; общие подходы к определению налогового обязательства, его исполнения и проведения налогового контроля), а с принятием Особенной части Налоговый кодекс стал единым налоговым законом, который объединил в себе все вопросы налогообложения, в том числе порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), специальных режимов налогообложения.
  • Упрощение процедур налогового администрирования. В рамках упрощения процедур налогового администрирования Минфином и МНС проводится работа по оптимизации порядка регистрации и учета плательщиков, условий исчисления и уплаты налоговых платежей, улучшения взаимодействия плательщиков и налоговых органов;
  • повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов [6].

Основные направления реформирования налоговой системы остаются неизменными – это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов [4 с. 24].

В течение января-октября 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

  • С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
  • В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов.
  • В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения».

Для приведения иных актов  законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством  финансов в марте-апреле 2010 года разработаны:

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 г. № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения»;

- проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в отдельные законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

  • С целью ликвидации «перекосов» в исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ).

Указом предусмотрено  применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае, если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применяются ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу.

Для упрощения порядка  исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено  Указом с 48 до 12. [7].

В рамках работы по дальнейшему  реформированию налоговой системы  с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон).

Закон предусматривает  с 1 января 2011 года отмену:

  • местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);
  • местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
  • трех платежей в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику  составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий  более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

В отношении основных налогов Закон предусматривает  упрощение порядка их исчисления и уплаты.

В частности, по налогу на добавленную стоимость:

  • предоставить плательщикам право при осуществлении расходов на покупку основных средств и нематериальных активов принимать к вычету равными долями в течение календарного года суммы «входного» НДС вне зависимости от суммы налога, исчисленной по реализации;
  • отменить ограничение по величине выручки (3,815 млрд. руб.) для выбора плательщиками периодичности уплаты НДС;
  • отменить текущие платежи;
  • исключить обязанность плательщиков представлять в налоговый орган в бумажном виде документы, подтверждающие обоснованность применения ими нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.

По налогу на прибыль  предусмотрено:

    • перейти к предоставлению налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога в течение года ежеквартально авансовыми платежами;
    • упростить порядок применения налоговой льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, за счет отказа от увязки размера льготы с суммой использованного амортизационного фонда и распространить ее на займы, получаемые от иностранных организаций (при этом льготированию будет подлежать 50 % суммы валовой прибыли);
    • в состав расходов, учитываемых при налогообложении, включить оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой или маркетинговой службой) сторонними специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями;
    • отменить нормирование представительских расходов для целей налогообложения.

Информация о работе Особенности налоговой системы в Республике Беларусь