Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа
Инвестиционные процессы в экономике России не в полной мере выполняют свои главные функции – создание материальных предпосылок для повышения качества жизни населения и обеспечение структурных изменений в экономике, способствующих повышению ее конкурентоспособности из-за недостатков государственного управления и неизбежного мирового экономического кризиса, поэтому инвестиционный процесс на современном этапе испытывает проблемы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….…….5
Инвестиционный процесс в условиях постиндустриального общества……………………………………………………………………………...…….7
Исследование проблем инвестиционного процесса в современной научной литературе……………………………………………………………………7 - 12
Инвестиции и экономический рост…………………………………..12 - 15
2. Особенности инвестиционного процесса в современной России……………16
2.1 Регулирование инвестиционных процессов в РФ: роль государства и регионов.…...…………………………………………………………………………..16-21
2.2 Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития ………………………………………………..................................................22-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...………….25-26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….27-30
2. Особенности инвестиционного процесса в современной России
2.1 Регулирование инвестиционных процессов в РФ: роль государства и регионов
Как утверждает Маевский В., текущий финансово-экономический кризис заставляет во многом по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны за истекшее десятилетие, глубже проанализировать условия и источники ее устойчивого развития в перспективе. Так, уже сейчас понятно, что посткризисное восстановление российской экономики должно зависеть не столько от динамики мировых цен на нефть, сколько от модернизации на основе инновационной стратегии развития. Такой прорыв потребует существенных инвестиционных ресурсов, в первую очередь средств отечественных инвесторов, а также мер государственной поддержки. Однако в современном мире ни одна страна не может эффективно решать задачи модернизации своей экономики лишь собственными силами. Сегодня это тупиковый путь развития; неприемлем он и для России. Автор приходит к выводу о необходимости проведения на государственном уровне политики целенаправленного регулирования иностранных инвестиций. Это означает не отказ от традиционного для всех цивилизованных стран принципа "единого национального режима" для всех инвесторов (как отечественных, так и иностранных), а согласование экономического и социального эффектов от привлечения иностранного капитала с долговременными приоритетами развития страны. Как следует из названия работы «Привлечение иностранных инвестиций: Экономическая стратегия и развитие регионов России», в ней сделан акцент на региональном аспекте проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России. Этот аспект актуален хотя бы потому, что в последние годы более 80% иностранных инвестиций приходилось на восемь регионов России. В стране сложились три группы регионов, занимающих лидирующее положение в привлечении иностранного капитала: сырьевые регионы, регионы - финансовые центры и регионы, имеющие развитые потребительские рынки. Конечно, из этого не следует, что другие регионы России не представляют интереса с точки зрения притока иностранного капитала. В большинстве таких регионов решить рассматриваемую проблему не удается из-за недостатков в формировании на региональном уровне совокупности экономических, правовых, институциональных и иных предпосылок благоприятного инвестиционного климата и просчетов в подготовке и маркетинге конкурентоспособных инвестиционных проектов. Маевский В. делает вывод, что низкая результативность этой политики чаще всего связана не столько с недостаточностью соответствующих полномочий органов власти и управления субъектов Российской Федерации, сколько с неумением эффективно распорядиться ими, совместить их с другими компонентами своей экономической политики, а также с аналогичными мерами, предпринимаемыми на федеральном уровне и на уровне новых институтов муниципального управления. [15, стр. 146-147]
Звягинцева О. считает, что инвестиции играют важнейшую роль в развитии региона. Необходимое условие для их привлечения - благоприятный инвестиционный климат, который можно количественно оценить его инвестиционным риском. Инвестиционный риск, таким образом, служит важнейшим фактором определения эффективности инвестиционной деятельности в каждом конкретном регионе. В соответствии с методологией исследования при оценке уровня инвестиционного риска региона учитывается не только изменение объемов инвестиций, вовлекаемых в его экономику, но привносимый ими экономический эффект в развитие региона. Данный показатель выражается отношением ВРП к объему инвестиций, он и является показателем доходности при оценке инвестиционного риска региона. Судить об инвестиционной привлекательности региона необходимо с двух позиций: уровня доходов инвестиций и инвестиционного риска. Только при оценке данных показателей во взаимосвязи возможно принятие адекватных решений относительно инвестиционного развития региона, а также его привлекательности для инвестирования. Несмортя на значимость инвестиционных рисков и достаточно высокий уровень научно-практических исследований в этой области, существует ряд проблем, связанных с количественными оценками, в частности, нет единых подходов к методике оценок. В рамках проводимого исследования, нас интересуют региональные инвестиционные риски. Они связана с такими характеристиками, как обеспеченность ресурсами и сырьем, уровень производства, покупательная способность населения, экономико-географическое положение региона, и состояние его инфраструктуры. Уровень образования населения, степень развития институтов рыночной экономики, степень внедрения достижения научно – технического прогресса и др. Инвестиционный риск-характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экологической и экономической ситуации. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций или получения дохода от них. Применяемые методики оценки регионального инвестиционного риска рассматривают инвестиционный риск односторонне, включают в оценку несопоставимые показатели, и, используют, как правило, экспертные оценки. Необходима методика, позволяющая оценить риск по возможности объективно и учесть как можно больше факторов. Уровень административных и политических рисков достаточно сложно оценить количественно. Поэтому оценка базируется на экспертном заключении специалистов инвестиционной сферы. [3, стр. 71-74]
По мнению Звягинцевой О., инвестиционная политика региона должна строиться на основе развития главных составляющих его инвестиционной привлекательности с учетом регионального инвестиционного риска. Только комплексный подход к оценке инвестиционного риска может представить объективные результаты. [3, стр. 77]
Как считают Владимирова А., Руднев Ю, переход к рыночным отношениям в российской экономике породил много серьезных проблем в социально экономическом развитии регионов. Одной из них является региональная дифференциация, и в частности, дифференциация в сфере инвестиционной деятельности. Этот аспект важен с различных точек зрения, и прежде всего с точки зрения среднесрочной и долгосрочной перспективы экономического развития регионов. Вместе с тем, дифференциация регионов отражает комплекс объективных причин и условий, определяющих траекторию социально-экономического развития регионов. Прежде всего можно отметить причины, связанные с различием в природных условиях и ресурсах, а также в географическом положении регионов. Важное место среди факторов, определяющих региональную дифференциацию, занимаю особенности экономической истории регионов, накопленный ими производственно – технологический, образовательный и научный потенциал и транспортная инфраструктура. В качестве причин территориальной дифференциации можно отметить особое место отдельных регионов в политической организации страны – наличие столичного региона и близких к нему территорий.
Целями анализа региональной дифференциации согласно Владимировой А. и Рудневу Ю. являются:
К числу задач региональной дифференциации относятся:
В работе «Иностранные инвестиции в экономику региона» Ханадажапова Н. и Лубсанова Н. утверждают, что на территории России правовое регулирование иностранных инвестиций опирается на Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты. При этом из сферы регулирования исключены отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки, кредитные и страховые организации (деятельность которых сейчас регулируют законодательные акты о банках и банковской деятельности, а также законодательство о страховании). Федеральный закон не содержит специальной нормы, касающейся обязательной экспертизы инвестиционных проектов. Однако действуют иные законодательные акты, предписывающие обязательную экспертизу инвестиционных проектов, как российских, так и иностранных, например, Федеральный закон "Об экологической экспертизе". Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности региона будет способствовать доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном и региональном законодательствах; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности. Развитие транспортной, логистической, инженерной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры, а также сервисных услуг, безусловно, следует отнести к важным условиям привлечения иностранных инвесторов в регионы. Для увеличения притока иностранного капитала на территорию России и ее регионов необходима четкая региональная инвестиционная политика, направленная на развитие организационно-экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала. Нужны и ясные критерии оценки эффективности процесса привлечения иностранных инвестиций.Опыт ряда регионов показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики, имеющихся именно в данном субъекте, если там создается благоприятная деловая среда.В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям следует предоставить большую автономию, в частности, в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций на мезоуровне более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования. [32, стр. 113-120]
Как отмечают Кузнецов А. и Кузнецова О., согласно действующему российскому законодательству, расходы на инвестирование должны осуществляться из бюджета того уровня(федерального, регионального или местного) , к предмету ведения которого относятся соответствующие объекты капиталовложений; лишь в сферах совместного ведения( хотя их перечень довольно обширен) предполагается разграничение полномочий во взаимодействии разных уровней власти. На практике реализация этих норм сталкивается с рядом трудностей, и для внесения ясности в разграничение полномочий в инвестиционной сфере, как представляется, нужны следующие шаги.
[27, стр. 29-31]
Дадашев А. говорит о том, что в этой связи перед государством встает проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на развитие инвестиционной активности и формирование инвестиционных ресурсов предприятий. С помощью системы налогообложения государство влияет на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий и которые могут быть распределены между акционерами (учредителями) и использованы как инвестиции в форме капитальных вложений в основной капитал и в форме финансовых вложений в ценные бумаги. Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности призван обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, проявляясь в различных формах : специальные налоговые режимы ( в форме соглашения о разделе продукции) , изменение срока уплаты налога ( в форме предоставления инвестиционного налогового кредита) , налоговые льготы, связанные со стимулированием инвестиций в основной капитал и научно – технические разработки (налоговые стимулы инвестиционной активности). Следует отметить, что в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ существуют и иные новации, направленные на стимулирование инвестиций.
Согласно
Дадашеву А., на современном этапе развития
экономики, когда долгосрочные банковские
кредиты остаются малодоступными, а самофинансирование
выступает одной из важнейших форм обеспечения
инвестиций, важно стимулировать налоговыми
методами активное использование собственных
средств как основных резервов расширенного
воспроизводства основного капитала.
В сложившейся ситуации необходима более
активная роль государства в создании
налогового механизма перелива денежного
капитала в отрасли с низкой рентабельностью,
и , в первую очередь, в обрабатывающие
производства, выпускающие товары с более
высокой добавленной стоимостью и нуждающиеся
в установлении пониженной ставки НДС.
[6, стр. 82-89]
2.2 Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития
В своей работе «Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития» Нарышкин С. Говорит о том, что современная концепция экономической безопасности государства основана на идеологии комплексного социально-экономического развития, которая охватывает не только экономику, но и философию, геополитику, социологию, политологию, право, культуру, экологию, информатику и т. д. Государственная стратегия экономической безопасности должна прежде всего обеспечить способность национальной экономики устойчиво функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешних факторов. Для защиты экономической безопасности как национального приоритета требуется многоотраслевое, высокотехнологичное конкурентоспособное производство, продукция которого удовлетворяет потребности ведущих отраслей экономики в качественном сырье и оборудовании; вооруженных сил - в современных видах вооружения и боевой техники; населения - в предметах потребления и услугах, а экспортной сферы - в товарах и услугах, конкурентоспособных на внешнем рынке. Ответственность за поддержание экономической безопасности не относится к числу исключительных функций государства. Становление конкурентоспособной экономики и укрепление национальной безопасности можно обеспечить только на основе скоординированных действий федерального центра, региональных и местных властей, отечественного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, при участии различных институтов гражданского общества. До настоящего времени содержание категории "инвестиционная безопасность страны" должным образом не раскрыто (например, отдельного рассмотрения заслуживают угрозы, связанные с инвестициями в банковско-кредитную сферу). На это уже обращали внимание отечественные исследователи7.
Информация о работе Особенности инвестиционного процесса в современной России