Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт нашей страны, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 4
1.1 Понятие и сущность инфляции. …………………………………………...4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..8
1.2.1 Инфляция спроса. …………………………………………………………...8
1.2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения………………………12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции………………………16
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 19
2.1 Причины инфляционных процессов в России……………………………..19
2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……………….27
2.3 Современная инфляция в России…………………………………………...38
2.3.1 Состояние экономики в 2008 году………………………………………..38
2.3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года…………………………………….40
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 46
Заключение. 54
Список используемой литературы 56

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Я полностью согласна с приведенными выше прогнозами, что между внутренним спросом России и внешним существует жесткое противостояние, противоречие и один всегда выживает за счет подавления другого. Получается, что все страны мира поддерживают свой внутренний спрос и только Россия его подавляет, а это путь не выхода из кризиса, а наоборот, обострения его.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Природа инфляции в России и причины, ее усугубившие, не характерны для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку в нашей  стране переплелись экономические  и политические факторы, денежные и  воспроизводственные. Как мы уже говорили, на путь рыночных преобразований Россия вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Необходимо установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

Особое внимание в  антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой  системы:

  • сокращению количества взимаемых налогов;
  • отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;
  • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • изменению методики налогообложения;
  • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное  регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики (сейчас доллар, по существу, служит параллельной валютой).

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике.

Помощник министра экономического развития и торговли Константин Ремчуков предлагает разумное предложение: государству уделить большее внимание микроэкономики: «нам надо развивать предложение, а все вопросы экономики предложения лежат в сфере микроэкономики. Для решения проблемы инфляции необходимо обеспечивать поддержку предпринимательства, функционирование рынков, развивать антимонопольное законодательство. Все это относится к микроэкономике, которой и должно уделять внимание государство».

Министр финансов Алексей Кудрин сожалел, что  «России пока не удается перейти к инвестиционно-ориентированной экономике». Но причину этого глава Минфина увидел не в недостатке денег, а все в той же инфляции: мол, инвестициям препятствует высокая инфляция, и как только мы путем денежного сжатия уменьшим ее до трех-четырех процентов, инвестиции хлынут к нам рекой. Исследования, подтверждены независимыми аналитиками, проведенные «Экспертом», доказывают, что реальная ситуация прямо противоположна чиновничьим теориям: чем больше денег в национальной экономике, тем меньше инфляция, и, наоборот, чем меньше денег, тем быстрее растут цены,

Необходимо  избавить хозяйство от фундаментального дефицита денег, прежде всего за счет целенаправленной либерализации банковской системы.

Большое значение для  борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих  структур, так и у населения, что  в значительной мере может быть обусловлено  экономической и политической стабильностью  в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

В странах с развитой экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как  правило, сочетаются с элементами других теорий: кейсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.

 

 

Заключение

 

Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической  динамики за последние годы, можно  сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. То связано, прежде всего, с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких  денежных ограничений;

- меры по стабилизации  валютного курса;

- отказ от покрытия  дефицита федерального бюджета  прямыми кредитами Банка России  и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством  Российской Федерации ряда решений,

ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.

Но, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различным уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только, во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 

Список используемой литературы

 

  1. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс» четырнадцатое издание (перевод с английского) – 2004 г.
  2. В.И. Видяпин, Г.П. Журавлева «Общая экономическая теория» - 1999 г.
  3. В.Н. Волков «Российская экономика» анализ итогов 1999г. и возможные параметры развития в 2000г. //Деньги и кредит. – 2000. – № 2
  4. «Деньги, кредит, банки.»:учебник/ кол.авт.; под ред.засл.деят.науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - 5-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2007.-560с.
  5. А.М. Ковалевой., «Финансы» Учебное пособие для студентов экономических направлений и специальных Вузов - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998
  6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. «Введение в рыночную экономику» - 1999 г.
  7. Барышников Ю.Д. «Курс экономической теории» - 2005 г.
  8. Я. Миркин. Экономика просит рубля.//"Российская газета" - Центральный выпуск №4830 от 20 января 2009 г.
  9. А. Сутурин. Волна отпускает все лодки. Как преодолевают кризис мир и Россия.// «Российская бизнес-газета» №45(680) от 25 ноября 2009 г.
  10. Екатерина Шохина «Инфляция — проблема дефицита предложения, а не избытка спроса» «Эксперт» №16(463), 25 апреля 2005
  1. Татьяна Гурова, Александр Ивантер, Андрей Наумкин «Не злое зло инфляции» Эксперт» №16(463), 25 апреля 2005

  1. Татьяна Гурова, Юрий Полунин «Цена монополии на ликвидность» «Эксперт» №11(505), 20 марта
  2. Екатерина Шохина «Ошибка ценой в экономику страны» «Эксперт» №14(508), 10 апреля 2006
  3. Александр Ивантер «Забудьте Милтона Фридмана» «Эксперт» №10(504), 13 марта 2006.

 


Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика