Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт нашей страны, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 4
1.1 Понятие и сущность инфляции. …………………………………………...4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..8
1.2.1 Инфляция спроса. …………………………………………………………...8
1.2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения………………………12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции………………………16
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 19
2.1 Причины инфляционных процессов в России……………………………..19
2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……………….27
2.3 Современная инфляция в России…………………………………………...38
2.3.1 Состояние экономики в 2008 году………………………………………..38
2.3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года…………………………………….40
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 46
Заключение. 54
Список используемой литературы 56

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась  инфляцией спроса.

Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

Разрешение использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обращающейся иностранной валюты.

Следует отметить, что  государственные предприятия в  стране никогда не наделялись в достаточной степени оборотными средствами, необходимыми для финансово-хозяйственной деятельности. Минимальный размер оборотных средств компенсировался возможностью получения доступных расчетно-платежных кредитов (по ставке 2% годовых) для покрытия разрыва в платежном обороте. У всех государственных предприятий предусматривалось формирование части оборотных средств - товаров отгруженных - за счет ссуд под расчетные документы в пути.

Потери оборотных средств  государство предприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможности увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.

Некоторым предприятиям за счет централизованных источников был предоставлен кредит на пополнение оборотных средств, но при условии использования этого кредита в первую очередь для внесения платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал бюджет за счет роста задолженности предприятий банковской системе

Проблема обеспечения  промышленных предприятий платежными средствами резко обострилась из-за кризиса сбыта, поскольку внутренний рынок был утерян отечественными товаропроизводителями.

В первой половине 1992 года в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась бесконтрольная выдача кредитов бывшим республикам СССР.

В то же время нарастала  задолженность бывших союзных республик Центральному банку Российской Федерации по «техническим» кредитам, связанных с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.

Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный платежный кризис.

Масштабы этого кризиса  существенно сократились после  проведения в середине 1992 года зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи  на 1,7 трлн.руб. Вследствие этого наблюдался временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.

В 1993 году, используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство  стремилось сокращать денежную массу  и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня - 14 % к ВВП против 73,2 % в 1990 году. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60 % за счет эмиссии Центрального банка Российской Федерации.

Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

В 1994 и 1995 годах характер денежной политики государства изменился. Оно любой ценой добивалось снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции. С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике.

Правительство отказалось от использования кредитов Банка  Росси для покрытия дефицита федерального бюджета как основного фактора  инфляции. Было предусмотрено 53% дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47% - за счет внешних заимствований.

При низком уровне рентабельности промышленности (6%) и убыточности  сельского хозяйства (18%) временно свободные  денежные средства в экономике направлялись в государственные ценные бумаги, доходность по которым достигла 80% годовых, а в некоторые периоды - 200, 300%. Одновременно Банк России фактически прекратил прямое предоставление централизованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведению кредитных аукционов, где на конкурсной основе продавались кредитные ресурсы.

Вместе с тем чрезвычайно  жесткая политика правительства  и Центрального банка России по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 года вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральный Банк РФ осуществил массированную скупку ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствовало о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.

Общим итогом проводимых правительством жестких мероприятий  в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года.

Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и  более чем вдвое снизила промышленное производство.

Немало негативных последствий  имела приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы для повышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи.

Практика показала, что  инфляция в России - не столько денежный феномен, сколько особенность российской экономики. Обесценение денег в  России происходит не по причине излишка  денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля.

Отказ государства от регулирования экономических и  социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.

В рассматриваемый период действовали и другие факторы: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферы применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.

К августу 1998 года долги  по ГКО достигли 436 млрд.руб., а все  доходы бюджета на год были запланированы  в размере 367 млрд.руб. Погашение  и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превысили объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции до 80-90% годовых по сравнению с 11% в 1997 году. После финансового кризиса августа 1998 года инфляцию стал определять курс рубля.

Кризис привел к банкротству  реального сектора экономики  и банков, разрушению экономической  базы для подавления инфляции.

После августовского  кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

Последовательное снижение инфляции является главной целью денежно-кредитной политики Банка России в последующие годы.

2.3 Современная инфляция в России

2.3.1 Состояние  экономики в 2008 году

Уровень инфляции за 2008 г. составила в среднем 13,3 % . Это было в основном вызвано финансовым кризисом в мировой экономике в конце года, «застрельщиком» и основной жертвой которого стали США. По мнению Николаева И., директора департамента стратегического анализа ФБК, главной причиной мирового кризиса стала глобальная перекапитализация фондовых рынков как развитых, так и развивающихся стран. При этом наблюдается глобальное отсутствие доверия между контрагентами и широкое распространение принципа накопления запасов наличности, о чем свидетельствуют и эксперты МВФ.

Гарантии, страхование, обеспечение - основные механизмы в борьбе с финансовым кризисом за рубежом. В Германии объем государственных гарантий по долгам финансовых институтов определен в 400 миллиардов евро. Кроме того, еще 20 миллиардов евро резервируется, в том числе для гарантий по страхованию депозитов частных лиц. В России они пока вне поля зрения властей.

В России существуют определенные принципы преодоления финансового кризиса. Одна из нефинансовых мер, предпринимаемых государством, - введение в банковские структуры комиссаров, которые будут отслеживать использование полученных средств, повеяло чем-то знакомым.

Очень оперативно, всего  за десять дней, был принят и подписан Федеральный закон от 13 октября 2008 года «О дополнительных мерах по поддержке  финансовой системы Российской Федерации». Он позволил ЦБ разместить во Внешэкономбанке депозиты из международных резервов на общую сумму не более 50 миллиардов долларов США сроком на один по ставке LIBOR + 1 процент. Из этих средств ВЭБ должен предоставить организациям кредиты для рефинансирования внешних долгов, возникших до 25 сентября 2008 года. Кредиты ВЭБ выдает сроком на один год под минимальную ставку LIBOR+5процентов.

По мнению Всемирного банка, для обеспечения стабильности экономики России достаточно будет  иметь объем резервов на уровне 350 миллиардов долларов, тогда как сейчас они составляют 475 миллиардов долларов.

2.3.2 Инфляция  в первый месяц 2009 года

Если в прошлом году рост инфляции эксперты объясняли в  основном увеличением тарифов на услуги, то теперь "виновны" и потребительские  цены. Например, сахарный песок "подрос" на 6,5 процента, а чай - на 1,2 процента. Сильно выросли цены на молочные сухие смеси для детского питания, замороженную рыбу, мясные консервы, рис и соль. Да и плодоовощная продукция подорожала на 1,3 процента.

По официальному прогнозу минэкономразвития, инфляция в 2009 году составит 10-12 процентов. Некоторые высокопоставленные эксперты уже готовы пересмотреть его. Однако январскую инфляцию в минэкономразвития прогнозировали как раз на уровне 2,4 процента. Для сравнения - инфляция за прошлый год достигла 13,3 процента.

Ситуация в сфере  экономики остается напряженной. Официальная  статистика фиксирует снижение производства практически по всем секторам экономики: от 15 до 80 процентов по отдельным  позициям.

Инвестиции в иностранные активы выросли с начала сентября кратно. Внутренний денежный спрос замер. К декабрю 2008 г денежная масса М2 упала на 9 процентов в сравнении с началом осени. При этом Центробанк России упорно проводит денежную политику в оригинальном для мировой практики варианте.

Велика угроза переноса кризиса из экспортных отраслей и  строительства на транспорт, обработку, производство потребительских товаров. Экспортная экономика 2000 - 2008 годов, основанная на мыльном пузыре мировых цен  на сырье, закончилась. Низкие экспортные цены, которые могут продержаться не год и не два.

В январе отечественная  экономика вступает в новую фазу кризиса. Первая фаза прошла в сентябре - октябре прошлого года: системный  риск банковской системы, разрушение финансового  рынка, начало скольжения вниз реального сектора. Во второй фазе (ноябрь - декабрь) началось сжатие реальной экономики, набрала скорость, "приватизация" валютных резервов государства (с сентября сократились на 30%). Они были перекачаны в частные валютные активы. В декабре спад российской промышленности продолжился (минус 10,3%). Просадка в химии и промышленности строительных материалов - 25-35%, в металлургии - 35-45%, в машиностроении - 30-90%. Более-менее устойчиво производство продовольствия и других товаров для населения. Здесь минусы в объемах - 5-20%. Лучше всего в нефтегазовой отрасли (до 5-7%).

Третью, январскую фазу кризиса открыли скачок потребительских  цен на 20-30% (на лекарства и продовольствие, на проезд в транспорте, коммунальные тарифы), сокращение железнодорожных перевозок на 35% и девальвация рубля на 20%. Неизбежное следствие - новый виток инфляции и долларизации экономики, несмотря на усилия Центробанка. Риски переплетения кризиса реального сектора со второй волной банковского.

Индустриальные страны - США, ЕС и Япония прогнозируют падение экономик в этом году на 1-2,5%. Притормаживает Китай. Это значит, что спрос на российское экспортное сырье уменьшится еще больше, за этим последует дальнейшее падение его производства, новая девальвация рубля, закачка всего живого в валюту, потеря валютных резервов, приближение к гиперинфляции.

Выход - в адресном увеличении внутреннего спроса (госзаказ, общественные работы, рефинансирование коммерческих банков под кредиты реальному  сектору, через спецсчета). Населению  все больше требуются адресные ограничения цен на лекарства, продовольствие, коммунальные услуги, транспорт. Розничные цены не эластичны к падению спроса.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика