Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт нашей страны, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. 4
1.1 Понятие и сущность инфляции. …………………………………………...4
1.2 Виды инфляции………………………………………………………...……..8
1.2.1 Инфляция спроса. …………………………………………………………...8
1.2.2 Инфляция издержек, или инфляция предложения………………………12
1.3. Социально-экономические последствия инфляции………………………16
2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 19
2.1 Причины инфляционных процессов в России……………………………..19
2.2 Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……………….27
2.3 Современная инфляция в России…………………………………………...38
2.3.1 Состояние экономики в 2008 году………………………………………..38
2.3.2 Инфляция в первый месяц 2009 года…………………………………….40
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ. 46
Заключение. 54
Список используемой литературы 56

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

1.3 Социально-экономические  последствия инфляции

 

Социально-экономические  последствия инфляции выражаются в  следующем:

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами;
  • обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни;
  • сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их рискованности;
  • обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
  • возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
  • активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;
  • снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.

Инфляция  сужает мотивы к трудовой деятельности. Производитель теряет заинтересованность в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества). Ухудшаются условия жизни у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

2.1 Причины инфляционных процессов в России

 

В каждой стране инфляционный процесс имеет свою специфику, связанную  с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала  планово-распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:

  • в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
  • в производстве средств производства и товаров народного потребления;
  • в доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
  • в кредитных и финансовых ресурсах.

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обусловлены  диспропорциями в сложившейся структуре  народного хозяйства, в которой  предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

Условия для искажения  хозяйственных пропорций создавала  повышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывали ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом объема незавершенного строительства, достигавшего 2/3 суммы инвестиций.

Основой хозяйствования был план, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, а в строительстве - и строительными механизмами. Это заставляло направлять усилия коллективов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование, как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизменными, либо увеличивались.

Стремление выполнить  план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности  общественного производства, расточительному  использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, нарушению материальных и стоимостных пропорций. Не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, усиление заинтересованности в них как фондообразующих показателях, поэтому не произошло снижение себестоимости выпускаемой продукции. Во многих случаях рост затрат компенсировался ростом оптовых цен.

Открывалось большое  число многопрофильных, неспециализированных производств, продукция которых  не отличалась большим качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывались экономическая целесообразность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.

В стране в эти годы существовал острейший дефицит  сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна была первой в мире по производству металла, топлива, электроэнергии, хлопка и др.

Материально-финансовая несбалансированность привела к  тому, что был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не устанавливались в цехах по 10-15 лет из-за несоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продолжались, хотя не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Вследствие этого металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.

Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и предприятий, с одной стороны, отрицательно влиял на денежный оборот и денежное обращение, с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета, что в свою очередь способствовало расширению масштабов действия затратного механизма хозяйствования.

Большую роль в развитии инфляции играло расширение масштабов  кредитования сверх реальных потребностей экономики, что привело к росту  эмиссии кредитных средств и  наращиванию платежеспособного спроса. В СССР в 80-е годы кредит стал основным источником формирования оборотных средств, что вызвало резкое сокращение доли собственных ресурсов. Он перестал регулировать денежный оборот, результатом чего явилось его перенасыщение денежными и платежными средствами.

Кредит привел к деформации пропорций между доходами и расходами  государства, постепенному наращиванию  бюджетного дефицита, который полностью  покрывался ресурсами банков. По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты  Госбанка СССР Министерству финансов все увеличивались; в 1990 и 1991 годах они превысили кредиту народному хозяйству.

В условиях несбалансированного  плана и недостатков материально-технического снабжения хозяйственные организации  стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денежными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропорции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию денежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 годах не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 годы количество наличных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы - в 5,2 раза, а производство товаров народного потребления - только в 2 раза.

Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном или низком уровне в отрыве от происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному соотношению стоимости отдельных товаров и услуг.

Инфляционные процессы в 70 - 80-х годах ХХ века набирали силу как в сфере безналичного платежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставались стабильными.

Недостаточно обоснованная дифференциация цен приводила к  возникновению дефицита одних товаров, оседанию других в торговле и промышленности и как следствие - к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей товаров не было стимулов повышать качество продукции и снижать себестоимость. В эти годы осуществлялась огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.)

В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а позже - в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.

Особое место среди  негативных факторов, вызывающих инфляцию, занимает дефицит государственного бюджета.

Радикальная экономическая  реформа, начатая в 1985 году, предусматривала  ускоренное развитие производства на базе масштабного увеличения капитальных  вложений в машиностроение, за счет которого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд. руб. в 1986 году до 150,0 млрд.руб. в 1991 году.

Дефицитность экономики  в определенной степени балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивного экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее на мировом рынке. Вместе с тем отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.

Уменьшение доходов  государства было связано не только со снижением поступлений от экспорта энергоносителей, сокращением импорта  товаров народного потребления, проведением антиалкогольной политики, но и резким увеличением непредвиденных расходов по ведению афганской войны, затрат, связанных с ликвидацией последствий аварий в Чернобыле, Спитаке и др. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот: повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т.д.

Отрицательную роль в  стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл Банк России, проводивший политику денежно-кредитной  экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных  кредитов правительству России. В  результате в 2 раза выросла денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль над денежным оборотом и эмиссией денег.

2.2 Инфляция  в условиях перехода к рыночным  отношениям

 

С конца 1991 г. страна взяла  курс на изменение базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковских систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков.

В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.

Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 года, как считали некоторые  экономисты, был единственно возможным  и наиболее эффективным средством  ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарного дефицита, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.

В результате полного  «освобождения» цен вместо рыночного  равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший  к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики.

Нарастанию хозяйственного и финансовых кризисов, усугубивших  инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.

Экономическое напряжение усугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.

Огромной проблемой  для России стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика