Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение инфляции, также изучение особенностей инфляции в РФ, раскрытие основных направлений антиинфляционной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее
возникновения;

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Понятие инфляции, ее сущность, виды и причины……............5
Инфляция, ее сущность, факторы и причины возникновения………..5
Виды инфляции и ее последствия………………………………………8
Глава 2. Особенности инфляционных процессов в России…………….12
2.1 Становление денежного обращения в дореволюционной России…..12
2.2 Инфляционные процессы и денежные реформы в
Советском Союзе………………………………………………………..16 2.3 Инфляционные проблемы современной России……………………..21
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики
России………………………………………………………………..26
3.1 Денежно-кредитная политика………………………………………....26
3.2 Институциональная и структурная политика………………………...31
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!! (2).docx

— 71.89 Кб (Скачать)

Высокая инфляция подрывает  экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких  темпов инфляции в России приводит к росту инфляционных ожиданий, которые  приобретают инерционный характер, формируя высокую склонность населения  к потреблению. В последние годы, в период финансово-экономического кризиса после очередной девальвации национальной валюты в конце 2008 г. в России опять попала в девальвационно-инфляционную ловушку, сохраняя при этом значительный инфляционный потенциал. 

Затянувшаяся инфляция в  России является следствием неудачной, неэффективной и ошибочной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы иногда дает лишь временный эффект снижения инфляции. Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным следствием высокой инфляции, о чем свидетельствуют современные процессы в России. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Следует отметить, что в России официальный рост цен резко отличается от реального. Это связано главным образом с тем, что при расчете индекса потребительских цен учитываются цены на 400 различных товаров и услуг. Для выявления реального роста цен необходимо рассчитывать так называемую «социальную инфляцию».Представляется целесообразным рассчитывать индекс потребительских цен примерно по 30 товарам и услугам, которыми пользуются граждане. Если взять такой более узкий набор, то окажется, что, официальный уровень будет значительно меньше роста цены на основные потребительские товары. Кроме того, в целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.Далее, при всех объективно существующих трудностях необходимо переходить к политике прямоготаргетирования инфляции. Центральный банк Российской Федерации, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира. 

В Конституции Российской Федерации в Главе 3 Федеративное Устройство, (статья 75 часть 2) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». [1]

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги. Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий примерно 2 % в год. Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой главной цели. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.Ставку рефинансирования необходимо освободить от несвойственных ей в рыночной экономике фискальных функций. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.В перспективе этот показатель, так же как в США, странах Еврозоны и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение  к общемировым нормам и стандартам.Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования. Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а наоборот, должна стимулировать расширение кредитования реального сектора экономики.Расширение рефинансирования должно ориентироваться на стимулирование долгосрочных инвестиций, реализацию масштабных федеральных и региональных инфраструктурных и инновационных проектов.При этом необходимо расширить перечень ценных бумаг, принимаемых Центральным банком в качестве залога. Прежде всего, это касается региональных и отраслевых ценных бумаг.Расширение рефинансирования банковской системы будет способствовать расширению ликвидности и обеспечит увеличение емкости финансового рынка и его диверсификацию.Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Дополнительный приток капитала в страну при избыточной ликвидности обостряет проблему инфляции. Правительству следует рассмотреть вопрос возможного введения нормативного регулирования внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещения их внутренними заимствованиями. Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношения к валютам основных торговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок.

 

3.1 Институциональная и структурная политика

Около половины инфляционного  потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой  политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников. Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики производительности труда.Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов в ряде сырьевых отраслей, государственных корпорациях, доходы топ-менеджеров крупных корпораций и финансовых институтов.Нельзя допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, следует более активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, конкуренцию между отечественными товаропроизводителями.В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и "связывания" свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей накопления и инвестирования отечественной экономики.Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Определенное влияние  на инфляционные процессы оказывает  глобализация. Согласно исследованиям  Международного валютного фонда (МВФ) в развитых странах за счет импорта  дешевых потребительских товаров  из новых индустриальных и развивающихся  государств ежегодно уровень инфляции снижается примерно на 0,25 процентных пункта. В США этот показатель достигает 0,5 процентных пункта.

В России до последнего времени  определенный приток дешевых товаров обеспечивался за счет «челночной» торговли. Однако после введения существенных ограничений для участников этого бизнеса объем неорганизованной торговли постепенно снижается, что соответствующим образом влияет на общий уровень цен на потребительском рынке.Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

Для малоимущих слоев населения  необходимы специальные программы  социальной защиты от инфляции. В том  числе, в форме индексации заработной платы и других основных доходов  пропорционально росту цен, государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, введение специальных  продовольственных карточек для  малоимущих граждан.В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать задачи устойчивого и динамичного развития российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, инфляция –  это сложное социально-экономическое  явление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цен  и обесценение денег. Главной  причиной инфляции является нарушение  товарно-денежного равновесия, вызываемое в той или иной форме переполнением  сферы денежного обращения избыточной денежной массой.

Высокая инфляция подрывает  экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких  темпов инфляции в России приводит к росту инфляционных ожиданий, которые  приобретают инерционный характер, формируя высокую склонность населения к потреблению. Такая затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной, неэффективной и ошибочной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы иногда дает лишь временный эффект снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией  необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, разработать и  реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной  политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать задачи устойчивого и динамичного развития российской экономики.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ: Астрель,2008.- 63 с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2005. – 400 с.
  3. Сажина М. А. , Чибриков Г. Г. Экономическая теория : учеб.для вузов -2-е изд., доп. и перераб. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
  4. Курс экономической теории : учебное пособие / под.ред. Сидоровича А. В. ; МГУ им. Ломоносова М. В. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Дело и Сервис, 2001. – 832 с.
  5. Адрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика – 2010 - № 7-8 – С. 132 – 198.
  6. http://www.cbr.ru -  Центральный банк Российской Федерации.
  7. http://www.gks.ru -  Федеральная служба государственной статистики.
  8. http://www.imf.org/external/russian - Международный Валютный Фонд.

 

 


Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика