Особенности и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это исследование особенностей и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК.

Задачами данной работы являются:

- определение понятий фирмы и предпринимательства;

- характеристика основных признаков фирмы;

- определение существующих классификаций фирмы;

- характеристика форм и видов предпринимательства;

а также:

- определение основных проблем, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства в РК;

- рассмотрение некоторых путей решения этих проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм……………………………………………………………5

Глава 2. Формы и виды предпринимательства………………………………13

Глава 3. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в РК…………………………………………………………………………………21


Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
 

     В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится на Южно-Казахстанскую область – 127774 (или 15 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса). [10]

     Из  общего числа действующих субъектов  малого предпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимает Южно-Казахстанская  область – 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Алматинская область – 88805 (11 %), действующие – 71241 единиц (11 %) и г. Алматы – 111232 (13 %), действующие – 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской области - 23373 (3 %) и Атырауской - 30421 (4 %) областях (таблица 2).[10]

     Для определения путей развития предпринимательства  в Карагандинской области, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан  № 597 от 7 мая 2001г. «О государственной  Программе развития и поддержки  малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы», Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 903 от 05.09.2003г. «О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы», разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Карагандинской области.

     Программа направлена на совершенствование государственной  поддержки на местном уровне и создание благоприятных правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Карагандинской области.

     По  состоянию на 1 января 2005 года в области  было зарегистрировано свыше 35 тыс. субъектов  малого предпринимательства, или в 1,8 раза увеличилось к уровню 1999 года. В сфере малого бизнеса занято 155,6 тыс. человек, что составляет 20,1% от экономически активного населения. На протяжении последних 3-х лет Карагандинская область занимает лидирующую позицию по численности занятых в предпринимательстве, уступая лишь Алматинской и Восточно-Казахстанской областям. [10]

     Объем произведенной СМП продукции  вырос по сравнению с 1999 годом  в 2,1 раза и составил 61,2 млрд. тенге  в 2004 году. В целом за последние  годы отраслевая структура малого предпринимательства практически не изменилась. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чем производственная. В то же время следует отметить, что за последние 6 лет наблюдается процесс переориентации с торгово-посреднической деятельности в производственный сектор. Этому способствовала работа по созданию сопутствующих производств вокруг крупных промышленных предприятий и реализация программы импортозамещения. Сегодня вокруг крупных предприятий функционирует 27 сопутствующих производств малого бизнеса. Начиная с 2001 года, количество предприятий, участвующих в программе импортозамещения, увеличилось с 32 до 98, при этом только в 2004 году заключено договоров-поставок на сумму 7 млрд. тенге.

     Большую роль в становлении и развитии предпринимательства сыграла финансово-кредитная поддержка со стороны финансовых структур и органов местной исполнительной власти. Если в 1999 году субъектам малого бизнеса было выдано кредитов на сумму 1,5 млрд. тенге, то в 2004 году их объем превысил 32 млрд. тенге.

     Сегодня можно констатировать, что малый  бизнес стал действующей силой в  решении экономических, социальных и политических вопросов. Предпринимательство  решает проблемы занятости, повышает уровень  и качество жизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысяч новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализации областных программ: “В каждой семье один работающий”, “Нет безработной молодежи”, “Возрождение Аула”.

     Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.

     - Отсутствие четко выраженных  практических мер по проведению  политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.

     - Противоречивость законодательных  и нормативных актов.

     - Проблемы доступа к финансовым  источникам (отсутствие стартового  капитала, эффективного залогового  и страхового механизма).

     - Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.

     - Отсутствие у начинающих предпринимателей  знаний и навыков работы в  рыночных условиях, их правовая  неосведомленность.

     - Бюрократизм, коррупция, вымогательство.

     - Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

     - Жесткая налоговая и таможенная  политика, особенно в вопросах  администрирования.

     - Повышенная чувствительность малого  предпринимательства к экономическим  изменениям.

     - Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

     Принятые  в последнее время усилия со стороны  государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства  не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

     В налоговом законодательстве значительно  усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов  малого бизнеса, что привело к  значительному увеличению выплаты  штрафов, что привело к тому, что  по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.

     В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч  нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12] 

 

      Заключение 

     В заключение своей работы хотелось бы подытожить все вышесказанное.

     Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности и является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

     Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель  или фирма. Однако они не являются единственными субъектами, в любом случае они вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

     Целью предпринимательской деятельности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимательскую прибыль.

     В свою очередь, фирма — это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

     Исходя  из проведенного анализа, следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.

     В настоящее время предпринимательство  в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

     Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных  обществ, созданных в процессе реорганизации  государственных и муниципальных  предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

     Развитие  малого предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.

     Новые предприниматели Республики Казахстан  испытывают огромную потребность в  успехе и хотят доказать всем свои способности. Это возможно лишь в результате победы в конкурентной борьбе.

     Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в  развитии предпринимательства в  Республики Казахстан то, что оно  рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

     Динамика  развития малого предпринимательства  в Казахстане свидетельствует об оживлении процессов образования  новых малых предприятий и  увеличении численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны.

     Дальнейшее  развитие малого бизнеса, использование  инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких  форм взаимодействия, как подрядное  кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

 

      Список  использованных источников

 
  1. «Основы предпринимательской  деятельности» под редакцией  Осипова Ю.М. , Москва, 1992
  2. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996
  3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть)
  4. Кантарбаева А.К. «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.
  5. Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Журнал "Экономика и статистика." №4, 2000 г., стр. 56-60
  6. "Экономические регуляторы политики поддержки предпринимательства в Казахстане" А.Кантарбаева, У.Шукеев // Альпари № 3 2002 г.
  7. Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: Экономика», 2000
  8. Послание Президента Казахстана Н.А. Назарбаева народу Казахстана – Стратегия «Казахстан-2030) www.mit.kz
  9. Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.
  10. Аналитический доклад о развитии малого бизнеса (в разрезе областей). Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, февраль 2007 г. www.mit.kz

Информация о работе Особенности и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК