Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – это исследование особенностей и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК.
Задачами данной работы являются:
- определение понятий фирмы и предпринимательства;
- характеристика основных признаков фирмы;
- определение существующих классификаций фирмы;
- характеристика форм и видов предпринимательства;
а также:
- определение основных проблем, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства в РК;
- рассмотрение некоторых путей решения этих проблем.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм……………………………………………………………5
Глава 2. Формы и виды предпринимательства………………………………13
Глава 3. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в РК…………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Отличие
диверсифицированных
Имеются и другие направления классификации фирм [6,с. 44]:
-
по степени механизации и
- по признаку технологической
общности различают
-
по признаку хозяйственной
-
по времени работы в течение
года различают предприятия
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные [9, с.31].
Мелкие фирмы образуют самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половина всех занятых. Она характеризуются многочисленностью, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, быстрым обновлением.
Роль мелких фирм в рыночной экономике заключается в следующем: мелкое предпринимательство является своего рода фундаментом рыночной экономики, так как она связывает воедино все звенья, не допуская появления «лоскутной экономики». Мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, а также благодаря низким издержкам производства из-за отсутствия расходов на управление, рекламу.
Обычно мелкие фирмы выбирают такую сферу деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затрат, то есть мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности, не вставая на путь большого бизнеса. Немаловажную роль играет поддержка мелкого бизнеса со стороны государства как символа национальной предприимчивости. Этим объясняется «живучесть» малых предприятий в условиях жесткой конкуренции.
Наиболее типичными формами малого бизнеса стала система франчайзинга и венчурного предпринимательства.
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах [2, с.560].
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Она может также финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях [2, с.65].
Средние фирмы в развитых странах не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к их сокращению. Фирма непрочна, так как ей приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего она перерастает либо в крупную, либо перестают существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники), где средняя фирма становится более устойчивой, чем мелкая.
Крупные фирмы - это наиболее могущественные субъекты рыночной экономики. Преимущества крупных фирм состоят в следующем:
-
только крупным фирмам
-
крупные фирмы помогают
-
у крупных фирм есть
Только крупным фирмам доступна значительная экономия общественного труда через экономию на масштабах производства, комбинирование, а также обеспечение занятости в крупных масштабах.
Таким
образом, существуют огромное множество
видов классификации фирм. Фирмы
классифицируются по характеру потребляемого
сырья, по назначению и характеру готовой
продукции, по признаку технической и
технологической общности, по времени
работы в течения года, по размеру, по специализации
и масштабам производства однотипной
продукции, а также по степени механизации
и автоматизации. От эффективности работы
фирмы зависит здоровье экономики и индустриальная
мощь государства.
Глава
2. Формы и виды предпринимательства
Группа физических лиц, объединенных общими целями в достижении результатов производства, располагающих необходимыми для достижения этих целей материальными ресурсами, образует юридическое лицо – предприятие.
В
соответствии с гражданским
Все многообразие предпринимательства может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другие.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными и муниципальными. При этом государство не может устанавливать в каком бы то ни было виде ограничения или преимущества в зависимости от формы собственности.
На государственных предприятиях в качестве организатора производства и учредителя выступает государство или муниципалитет. Обычно государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, где чрезмерно большие первоначальные капиталовложения, либо очень большие сроки окупаемости (наукоемкое производство), либо заведомо убыточное производство необходимой обществу продукции.
Частные предприятия же выступают в самых разнообразных формах:
-
единоличные фирмы или
- товарищество или партнерство на паях;
- акционерное общество (корпорация).
По числу собственников предпринимательская деятельность делится на индивидуальную и коллективную. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, которое находится в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы.
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Полным товариществом признается объединение двух и более предпринимателей. Создаваемая ими фирма предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную имущественную ответственность участников по обязательствам товарищества. Товариществом на вере признается объединение, в котором один или несколько его действительных членов несут полную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность, связанную с деятельностью товарищества, в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Кооператив – одна из форм организации коллективного предприятия. Создается путем добровольного объединения физических и юридических лиц на паевой основе для ведения совместной деятельности. Кооперативом также называется само предприятие, созданное в такой форме [2, с.302].
Согласно российскому законодательству в кооперативе число ее членов не может быть менее 5 человек, а для образования фирмы в виде товарищества достаточно двух учредителей. При этом один из них может быть директором, другой – главным бухгалтером с правом подписи.
Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Акционерные общества делятся на открытые и закрытые. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Существуют дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций АО.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы, холдинги.
Концерны
– это объединение
Ассоциации – мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. Ассоциации, как правило, включают в себя односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно-технических, производственных, экономических и социальных и других задач [2, с.58].
Целью создания консорциума является объединение людей, предпринимателей которые совместно желают провести крупную финансовую операцию (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).
Синдикат – объединение предпринимателей для сбыта продукции одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними [2, с.349].
Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства [2, с.219].
Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, существенно превосходящими капитал учредителя. В основе общества и хозяйственные товарищества могут объединяться в холдинги по причине того, что они в основном являются частными фирмами.
По структуре участников финансово-промышленные группы (ФПГ) напоминают холдинг. В их состав наряду с предприятиями материального производства входят финансовые организации, прежде всего банки. При их формировании в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом банка входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы производственных предприятий, а не процент по кредитам.
Информация о работе Особенности и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК