Особенности и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это исследование особенностей и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК.

Задачами данной работы являются:

- определение понятий фирмы и предпринимательства;

- характеристика основных признаков фирмы;

- определение существующих классификаций фирмы;

- характеристика форм и видов предпринимательства;

а также:

- определение основных проблем, которые оказывают влияние на развитие предпринимательства в РК;

- рассмотрение некоторых путей решения этих проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Глава 1. Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм……………………………………………………………5

Глава 2. Формы и виды предпринимательства………………………………13

Глава 3. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в РК…………………………………………………………………………………21


Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

ТЕКСТ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     По  виду, или назначению, предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную. Все эти виды могут функционировать как раздельно, так и вместе.

     Производственное  предпринимательство является ведущим видом предпринимательства, в котором осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

     Предпринимательство должно осуществляться при обязательном соблюдении ряда принципов:

  1. Прибыльность;
  2. Платежеспособность;
  3. Соблюдение законодательства и предпринимательской деятельности.

     Принцип прибыльности отражает соблюдение интересов  предпринимателя-собственника капитала коммерческой организации, тогда как  принцип платежеспособности отражает соблюдение интересов общества. Соблюдение законности и предпринимательской этики является базовым принципом, обеспечивающим рациональность организации всей системы общественного производства.

     Полем деятельности коммерческого предпринимательства  служат товарные биржи и торговые предприятия. Товарная биржа – корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли-продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим и обеспечивающим справедливость и равенство для клиентов и членов биржи [2, с.65]. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель товарной биржи – создание механизма управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявление реальных рыночных цен.

     На  товарных биржах широко распространено заключение соглашений по так называемым фьючерсным сделкам. Они предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

     Товарные  биржи выполняют следующие основные функции:

      - оказание посреднических услуг  по заключению торговых сделок;

      - упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

      - сбор и публикацию сведений  о ценах, состоянии производства  и других факторах, оказывающих  влияние на цены.

     Основное  содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже, то есть, по перепродаже товаров  и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю.

     В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

      - наем работников для выполнения  торгово-посреднических услуг закупки  товаров, его транспортировки,  продажи, оформления необходимых  документов;

      - приобретение или наем помещений,  складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

      - закупку товара для последующей  его продажи;

      - привлечение денежных средств  в кредит для финансирования  сделки и последующий возврат  кредита и процентов за пользование  им;

      - получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

      - получение или приобретение  необходимой информации, требуемой  для планирования, оформления и  регулирования сделки;

      - реализацию товаров покупателю  и получение выручки;

      - регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

     Поле  деятельности финансового предпринимательства  – коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческим банком называется финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных и ссудных средств. Операции коммерческих банков можно разделить на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Особенностью деятельности коммерческих банков в России является то, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки.

     Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип ее функционирования основывается на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся котировки ценных бумаг, которые состоят в регулярной оценке котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу.

     Консультативное предпринимательство. Консультант  — это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей  специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений.

     Методы  консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

     Таким образом, предпринимательство можно  разделить на производственное, коммерческое, финансовое и консультативное. Каждый вид имеет свою специфику, особенности  и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом. 

     Глава 3. Факторы, негативно  влияющие на развитие предпринимательства в РК

 

     Можно выделить ряд факторов, негативно  влияющих на развитие предпринимательства.

     Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных  инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

     В то же время недостаточный уровень  фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

     По  этой причине на протяжении ряда лет  торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.

     Другим  фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

     Во  многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

     В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства  определены основные направления поддержки  малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]

     Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

     Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление  сегментации крупных малоэффективных  производств и создания на их базе малых предприятий.

     В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.

     В целом в настоящее время упрощен  порядок регистрации субъектов  малого предпринимательства - введены  типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура  сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

     В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.

     Среди 150 административных барьеров - привлечение  иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США - всего 5%. 
 

     Таблица 1 – Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2007 г.

  Зарегистрированные, единиц Действующие
Всего, единиц из них активные, единиц численность занятых  человек
Республика  Казахстан 173629 109743 49606 548279
Акмолинская 5492 3414 1758 25655
Актюбинская 6741 4956 2071 24980
Алматинская 7404 4316 2243 30746
Атырауская 4632 3624 1849 18325
Восточно-Казахстанская 10714 7584 3770 43961
Жамбыльская 4671 3138 1481 18019
Западно-Казахстанская 3390 2852 1187 15494
Карагандинская 10738 7072 3249 37593
Костанайская 6218 3816 2257 27721
Кызылординская 3200 2378 1403 15757
Мангистауская 4933 4224 2154 19862
Павлодарская 7900 4469 2095 27661
Северо-Казахстанская 3838 2474 1518 17767
Южно-Казахстанская 15221 9476 4609 52032
г. Астана 17285 10714 4384 47566
г. Алматы 61252 35236 13578 125140

Информация о работе Особенности и проблемы развития фирмы как субъекта предпринимательства в РК