Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:55, курсовая работа
Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обуславливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги.
Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. весьма знаменательны для экономики России.
Были созданы реально самостоятельные предприятия, расширились возможности выхода отечественных предприятий на мировой рынок, начал зарождаться рынок капитала.
Глава 1.Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики 4
1.1.Основы рыночной экономики 4
1.2.Отраслевые особенности предприятия 6
1.3.Предприятие как важнейшее звено в решении основной экономической проблемы 9
Глава 2.Классификация предприятий 12
2.1.Предприятие как самостоятельный субъект рынка 12
2.2.Классификация предприятий по признакам 14
2.3.Сравнительный анализ организационно-правовых форм 16
2.4.Сравнительный анализ хозяйственных обществ 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22
22
Министерство образования и науки по Самарской области
ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности и перспективы развития организации (предприятия) в условиях рыночной экономики
Специальность: 080114 Земельно-имущественные отношения
Студента: Смирнова Мария Владимировна ______________
Руководитель: Костылева И.А.
Курсовая работа
Тольятти. 2009г.
Содержание:
Введение
Глава 1.Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики
1.1.Основы рыночной экономики 4
1.2.Отраслевые особенности предприятия 6
1.3.Предприятие как важнейшее звено в решении основной экономической проблемы
Глава 2.Классификация предприятий
2.1.Предприятие как самостоятельный субъект рынка
2.2.Классификация предприятий по признакам
2.3.Сравнительный анализ организационно-правовых форм 16
2.4.Сравнительный анализ хозяйственных обществ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика любой страны представляет собой сложный экономический механизм, различные элементы которого взаимодействуют между собой и обуславливают взаимное развитие друг друга. Она представляет собой огромное число хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги.
Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. весьма знаменательны для экономики России.
Были созданы реально самостоятельные предприятия, расширились возможности выхода отечественных предприятий на мировой рынок, начал зарождаться рынок капитала.
Новые условия организации реализации бизнеса потребовали как внедрения принципиально иных способов хозяйствования, так и изменения взглядов на сущность и содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения ритмичной и доходной работы предприятия.
Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия производителей и потребителей и состоит из большого числа производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур.
Основные субъекты хозяйственной деятельности, взаимодействуя между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
Глава 1. Особенности функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
1.1.Основы рыночной экономики
Рынок – сложное экономическое понятие, предполагающие взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.
Условия складывания рыночных отношений
Рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий.
Прежде всего, это общественное разделение труда, возникновение обмена, что привело к появлению денег, которое расширяло стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. В результате появилось товарное производство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные для него предметы.
Важным условием складывания рыночных отношений является экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает вследствие экономической обособленности интересов, исторически возникшей на базе частной собственности. Впоследствии экономическая обособленность начала опираться и на коллективную собственность, тоже, однако, ограниченную каким-то определенным кругом интересов (кооперативы, хозяйственные общества, государственные предприятия и т.д.).
Но чтобы рыночное хозяйство эффективно функционировало, необходимо еще и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление внерыночного регулирования хозяйства допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Общая характеристика рыночного механизма
Рынок представляет собой социальный организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.
Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене.
Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить потребители, тем выше на него спрос.
Кроме цены на спрос влияют и другие факторы:
1. увеличение (или сокращение) доходов потребителя;
2. изменение вкусов и предпочтений потребителя;
3. ценовые и дефицитные ожидания;
4. колебание расходов на рекламу;
5. изменение цен на товары-заменители и дополнительные товары;
6. число потребителей в отрасли и т.д.
Для анализа функциональных зависимостей спроса существуют понятия закона спроса и функции спроса.
Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта. Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него факторов.
Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени.
Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество экономического блага производители готовы продать по разным ценам в данный момент времени.
Кроме цены на предложение влияют и другие факторы:
изменение технологии производства;
изменение ресурсных цен;
изменение налогов и субсидий;
изменение числа производителей;
ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.
1.2.Отраслевые особенности предприятия
Национальная экономика представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, сформированный в результате общественного труда, научно-технической революции, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.
Структура национальной экономики характеризуется количественными соотношениями между её сферами, секторами и видами экономической деятельности (отрасли).
Национальная экономика состоит из комплекса отраслей (видов экономической деятельности), состав которых определяется уровнем общественного разделения труда, научно-техническим прогрессом и международным сотрудничеством.
Особое место в системе национальной экономики занимает организация (предприятие). Организация является первичным структурным звеном народнохозяйственного комплекса России. Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, региональные, воспроизводственные и другие структурные характеристики.
Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. Группировка носит условный характер, так как один и тот же субъект хозяйствования может быть отнесен к различным группам одновременно.
Для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.
Под сектором экономики понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Выделяют следующие секторы экономики:
Сектор предприятий;
Сектор домашних хозяйств;
Сектор государственных учреждений;
Внешний сектор.
Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль – это совокупность качественно однородных предприятий, характеризующихся единством:
экономического назначения продукции;
однородностью потребляемого сырья;
общностью технологического процесса и технической базы;
особым профессиональным составом персонала;
специфическими условиями работы и выполнения общей (специфической) функции в национальном хозяйстве.
При определении отраслевой принадлежности предприятия её рассматривают как единое целое, относят к той или иной отрасли, исходя из того вида деятельности, который в момент регистрации является преобладающим.
Отраслевое деление является результатом развития общественного разделения труда.
Каждая из специализированных отраслей подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности насчитывают более 15 крупных отраслей: энергетика, черная и цветная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность и другие.
Специализированные отрасли различаются степенью дифференциации производства. Развитие производственных сил общества определяет дальнейшее углубление специализации производства, что обуславливает формирование новых отраслей и видов производства.
Процесс обособления, отпочкования отраслей и видов производств осуществляется параллельно с процессами кооперации и интеграции производства. Данный процесс приводит к развитию связей, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.
Информация о работе Особенности и перспективы развития организации в условиях рыночной экономики