Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:13, курсовая работа
Цель данного проекта можно сформулировать как изучение и анализ ситуации рынка венчурного капитала в России с указанием на возникшие препятствия и разработку способов их устранения.
Несмотря на нарастающий интерес к рисковым инвестициям, в России данный вид финансирования находится в стадии зарождения. В связи с чем, на мой взгляд, целесообразно по ходу работы приводить сравнения в функционировании рискового капитала в России, и в странах запада, где венчурная индустрия уже давно оправдала своё существование, наградив своих инвесторов астрономическими прибылями.
Введение 2
1. Теоретическое обоснование венчурного инвестирования 4
1.1. Понятие венчурного капитала 5
1.2. История венчурного капитала и инвестиций 10
2. Особенности функционирования венчурного капитала в России
2.1. Общая макроэкономическая ситуация в России как потенциал для развития индустрии рискового капитала 13
2.2. Источники и общий механизм венчурных инвестиций в РФ 17
2.2.1. Фонды ЕБРР 18
2.2.2. "Активные" фонды 22
2.2.3. "Пассивные" фонды 24
2.3. Основные проблемы функционирования венчурных фондов в России 26
3. Государственная поддержка венчурного капитала в РФ 33
Заключение 39
Список использованной литературы
2.2.1. Фонды ЕБРР
ЕБРР скорее всего является основным инвестором в венчурные фонды, действующие в России. Прежде всего, существуют Региональные венчурные фонды и Фонды прямого инвестирования малых предприятий (SEEF), где ЕБРР является почти 100-процентным инвестором, и некоторые другие фонды прямого финансирования, где ЕБРР действует как соинвестор.
Как говорилось выше, были созданы 13 РВФ (Приложение 3), каждый из которых располагает капиталом в размере 30 млн. долларов для инвестирования в качестве нового акционерного капитала в средние приватизированные и другие частные предприятия на цели финансирования проектов, которые, по предположению, должны принести коммерческий доход. Инвестируя средства в акционерный капитал, РВФ подходят к инвестиционным перспективам со среднесрочных позиций. Минимальный размер инвестиции составляет 300 000 долл., максимальный — 3 млн. С начала реализации программы всеми фондами было осуществлено инвестирование 46 российских компаний на общую сумму 90,6 млн. долл., что составляет 29,4% от общего капитала фондов[16].
Отраслевые предпочтения в явном виде не выражены[16]:
-Проинвестированные компании специализируются в 32 видах деятельности, в т.ч. переработка древесины, полиграфия - по 4 компании.
- Производство молочных продуктов, оптовая торговля - по 3 компании;
-Переработка мяса, производство стройматериалов, автотранспорт, производство пластика в гранулах, пошив одежды - по 2 компании.
Средний размер инвестиции - около 2 млн. долл., интервал значений - от 0,5 млн. долл. до 4,5 млн. долл. [16] Существует практика совместного финансирования несколькими фондами одной компании (например, петербургские компании по переработке мяса и торговле медицинскими препаратами, нижегородская компания по производству медицинских препаратов). При этом суммарные инвестиции в одну компанию превышают 8 млн. долл.
Не осуществил ни одной инвестиции в своем регионе венчурный фонд Центральной России, однако он же инвестировал в две петербургские и одну нижегородскую компании. Судя по всему, управляющая компания Quadriga Capital Russia, управляющая также Санкт-Петербургским региональным фондом, в большей степени заинтересована в развертывании деятельности в Питере, используя для этого объединенные средства обоих фондов.
Совершенно очевидно тяготение зарубежного венчурного капитала к промышленно развитому Северо - Западу России. Суммарный капитал венчурных фондов Санкт - Петербурга, Северо - Запада и Запада, Центральной России составляет 120 млн. долл., или 40% капитала всех региональных фондов ЕБРР [25.С.24]. Кроме того, одна из петербургских компаний была дополнительно проинвестирована фондом Нижнего Поволжья. При этом доля уже инвестированных в предприятия города средств у Санкт-Петербургского фонда составляет 48,7%. Это является наиболее высоким показателем для группы фондов ЕБРР. [25.С.24.] Таким образом, ярко выражена как концентрация средств в регионе, так и высокая активность в их размещении.
Представители РВФ, сотрудники управляющей компании «Норум» Северо-Западного венчурного фонда ЕБРР, в течение трех лет работали в Архангельске, где занимались поиском предприятий, отвечающих интересам венчурного финансирования. В результате инвестиции получили ОАО «Тепличное» из Северодвинска, ЛДК-3 и два леспромхоза области. Среди сотен заявок на участие в этой программе нашлись только четыре проекта, авторы которых оказались готовы к требованиям инвесторов. Основные причины отказов в инвестировании — отсутствие навыков стратегического планирования и низкая квалификация управляющего звена. [25.С.24-25.]
Все региональные фонды характеризуются тем, что единственным их акционером является ЕБРР, поэтому на деятельность управляющих компаний этих фондов, несомненно, оказывает влияние определенная политическая сверхзадача: содействие становлению рыночной экономики в России. Исходя из этого очевидно, что не так уж важен количественный результат деятельности в виде высокой прибыли, а более важно избежать отрицательного эффекта, который неизбежно возникнет при неудачах в реализации проектов. Отсюда единственно возможной стратегией является минимизация рисков, которая достигается внимательным и неторопливым выбором пусть низкодоходных, но достаточно надежных проектов. Срок существования фондов - 10 лет, что обеспечивает временной лаг как для беспроигрышного выбора и реализации проектов, так и для достижения определенной стабильности в политической и экономической ситуации в стране.
Кроме того, для снижения риска средства вкладываются только совместно со стратегическим зарубежным партнером либо российскими федеральными или региональными структурами.
Также примечательны и предпочтения по стадиям инвестирования - "расширение" и более поздние стадии. Это предполагает инвестиции в стабильно действующие предприятия со сложившейся командой и достаточной историей, что в значительной степени снижает риск неудачи.
Помимо региональных фондов, ЕБРР полностью сформировал капитал двух венчурных фондов долевого участия в малых предприятиях, учрежденных в январе 1995 года в Н. Новгороде (5 млн. долл.) и в июне 1995 года в С. - Петербурге (10 млн. долл.). Фонды направлены на поддержку малого бизнеса и развиваются достаточно динамично: в портфеле нижегородского фонда 14 компаний с общим объемом инвестиций 2,35 млн. долл. (47% размера фонда), у петербуржцев - 10 компаний с объемом инвестиций 3,79 млн. долл. (38%), из которых 1,6 млн. долл. – повторные инвестиции в 6 компаний. [26] Так как отраслевыми предпочтениями фондов является производство товаров и услуг, обладающих явными конкурентными преимуществами, среди предприятий - реципиентов преобладают производители продуктов питания, тары и упаковки, стройматериалов, одежды, изделий из древесины. Однако есть и высокотехнологичные предприятия по изготовлению алюминиевых и титановых деталей для автомобилей и велосипедов (Н. Новгород), специального сварочного оборудования (С. - Петербург).
Несмотря на то, что директора РВФ осознают, что именно высокотехнологичные проекты могут обеспечить наибольший рост дохода на вложенные средства, они, как уже было отмечено, крайне неохотно рассматривают high-tech проекты. Из 13 РВФ только Российский технологический фонд ориентирован на инвестиции в высокотехнологические проекты.
О Российском технологическом фонде, капитал которого также сформирован ЕБРР с участием Международной финансовой корпорацией (МФК) из группы Мирового банка следует сказать особо. Указанный фонд с капиталом 10 млн. долл. интересен своей ориентацией на осуществление венчурных инвестиций в предприятия, разрабатывающие и внедряющие инновационные технологии для внутреннего рынка. Хотя фонд не определяет региональных предпочтений, его деятельность в настоящее время ограничена С. - Петербургом, там же расположено и представительство фонда. За время существования фонд осуществил инвестиции в 7 портфельных компаний общим объемом более 2 млн. долл. (около 25% капитала)[27].
Вообще Международная финансовая корпорация - МФК (International Finance Corporation – IFC) – инвестиционное подразделение Мирового банка, специализирующееся на работе с новыми рынками развивающихся стран – стала, вслед за ЕБРР, другим крупным игроком на нарождающемся российском рынке венчурных и прямых частных инвестиций. С середины 90-х годов МФК участвовала в качестве инвестора еще в нескольких венчурных и фондах и фондах прямых частных инвестиций в России[16] (Приложение 4).
В тех фондах, где ЕБРР и МФК не являются акционерами, имеющими контрольный пакет, влияние политических факторов не становится определяющим при выборе стратегии деятельности управляющих компаний.
Стратегия определяется менеджерами компаний и отражает их профессиональные предпочтения и оценку ими состояния рынка и бизнеса в России. Суммарный капитал этих фондов составляет порядка 530 млн. долл. При этом надо отметить, что только 2 фонда из этой подгруппы ограничивают свою деятельность Россией, все остальные действуют в СНГ либо странах Восточной Европы, включая Россию. По имеющимся данным, 4 фонда этой подгруппы осуществили инвестиции в 82 компании на общую сумму порядка 270 млн. долл., при этом в России - не менее 200 млн. долл. в 69 компаний. [28.С.58-59.] Судя даже по этим неполным цифрам, можно сделать вывод о высокой активности профессиональных управляющих компаний, обусловленной в первую очередь хорошими перспективами для венчурных капиталистов на развивающемся рынке России. Например, созданный в 1994 году First NIS Regional Fund с капиталом 160 млн. долл. уже в апреле 1998 года выплатил акционерам в виде дивидендов 100 млн. долл., а в 1999 году, несмотря на августовский кризис, - 33,6 млн. долл.[27]. Причем в качестве меры противодействия повышению уровня риска, вызванного кризисом, руководством фонда избрано значительное увеличение объема прямых инвестиций в действующие предприятия реального сектора экономики. Общим для фондов этой подгруппы является ориентация на предприятия среднего бизнеса, что подтверждается минимальным размером инвестиций от 1 млн. долл.
2.2.2. "Активные" фонды
К этой группе можно отнести 6 фондов с суммарным капиталом порядка 1,26 млрд. долл., осуществивших до настоящего времени прямые инвестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько десятков российских компаний. Состав группы весьма представителен[29.С.18.]:
- два фонда – TUSRIF (The United States - Russia Investment Fund) и Defence Enterprise Fund - образованы из средств правительства и Департамента обороны США соответственно;
- деятельность Investment Fund for Central and Eastern Europe (Дания) поддерживается государством, состав совета директоров фонда утверждается Министром иностранных дел Дании;
- акционерный капитал Agribusiness Partners International гарантирован правительственным агентством США по сельскому хозяйству и Заокеанской корпорацией частных инвестиций (OPIC).
Другими словами, эти фонды при осуществлении деятельности в значительной степени руководствуются правительственными стратегиями своих стран (США и Дании). Если американские фонды действуют в рамках межправительственных соглашений, основной задачей которых является поддержка рыночных реформ в России, то руководство датского фонда не скрывает протекционистской направленности своей деятельности: "наиболее значительным эффектом [деятельности фонда] является рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы в 90 - е годы. Многие датские предприятия включили инвестиции в стратегию проникновения на рынки, защищенные тарифными барьерами" [30].
- капиталы фондов AIG - Brunswick и Russia Partners сформированы финансовыми учреждениями, инвестиционными организациями, пенсионными фондами, частными лицами и компаниями США. Несомненно, эти фонды более свободны от необходимости учитывать в своей деятельности политические соображения.
Первыми были образованы два фонда – Российско-американский фонд предприятий (Russian American Enterprise Fund (RAEF) и Фонд для крупных предприятий (Fund for Large Enterprises in Russia (FLER) - на средства, выделенные Американским агентством по международному развитию (USAID), в 1994 г.. Данное решение о создании новых инструментов рисковых инвестиций в предприятия РФ было принято на одном из заседаний двусторонней российско-американской комиссии Гора-Черномырдина. В апреле 1995 г. оба этих фонда слились в Американо-российский инвестиционных фонд (U.S. Russia Investment Fund ("TUSRIF")), объявленный капитал которого составлял $440 млн.
Солидность фондов и надежность вложения в них капиталов обеспечивается гарантиями OPIC, защищающими акционеров от возможной потери капиталов. Однако наличие этих гарантий налагает определенные ограничения на осуществляемые фондами операции. Наряду с общепризнанными ограничениями, связанными с недопущением вреда окружающей среде, здоровью, благосостоянию и правам человека, существует запрещение инвестиций в проекты, наносящие ущерб торговле, коммерческим связям и занятости населения США (например, экспорт российских технологий подпадает под ограничения OPIC). Более того, перед одобрением инвестиционного проекта OPIC оценивает его согласуемость с экономическими и внешнеполитическими интересами США. Таким образом, деятельность фондов этой группы учитывает национальные интересы сформировавших их капиталов, что, впрочем, нисколько не умаляет ее значения для поддержки экономики России и продвижения на российский рынок технологий венчурного бизнеса.
Из этой группы только TUSRIF ограничивает Россией зону своей деятельности. Для остальных фондов регионом интересов является СНГ (конечно, в значительной степени инвестиции концентрируются в России), страны Балтии, Центральной и Восточной Европы.
Отраслевые предпочтения фондов этой группы во многом совпадают с фондами ЕБРР: сельское хозяйство и пищевая промышленность, потребительские товары и услуги, телекоммуникации, строительство, фармацевтика и т.д. Отдельно в этой группе стоит Defence Enterprise Fund (Фонд оборонных предприятий), основная задача которого - оказание помощи новым независимым государствам (NIS) - России, Украине, Казахстану и Белоруссии - в проведении приватизации оборонных предприятий и конверсии военных технологий и производственных мощностей.
Фактически фонд осуществляет соинвестирование совместных конверсионных проектов российских оборонных предприятий с обязательным участием зарубежных партнеров соответствующего профиля. Предприятия Москвы и московского региона составляют 75% от числа российских портфельных компаний фонда, инвестиции в них составили 83% от общего объема инвестиций в Россию [31.С.83]. Этот факт является подтверждением, во - первых, высокого научно - технического потенциала региона и, во - вторых, влияния местоположения представительства венчурного фонда на выбор предприятий - реципиентов.
В целом активность этой группы фондов в части прямых инвестиций значительно выше, чем фондов ЕБРР. По имеющимся данным (нет данных по AIG - Brunswick) объем размещенных в России средств уже значительно превышает 50% от общего объема предполагаемых инвестиций в российскую экономику. При этом фонд Russia Partners полностью инвестировал свои средства. Фонды этой группы осуществляют инвестиции в средние и крупные предприятия, минимальный размер инвестиций составляет 3 - 5 млн. долл. [31.С.83]
2.2.3. "Пассивные" фонды
К этой группе (как уже говорилось, весьма условно) можно отнести 16 фондов, суммарный капитал которых составляет не менее 2,2 млрд. долл. Несмотря на декларированный интерес к деятельности в России, отсутствуют достоверные сведения о масштабных инвестициях, осуществляемых этими фондами в российскую экономику.
Состав этой группы фондов весьма разнообразен как по размерам капитала, так и по страновой принадлежности. Здесь присутствуют американские гиганты типа Morgan Stanley Dean Witter, NCH Advisors c капиталами 300 - 700 млн. долл. и небольшой британский фонд Red Tiger с 15 млн. долл. капитала, финский FINNFUND и греческий Commercial Capital[32]. Региональные интересы этих фондов редко ограничиваются только Россией, обычно это СНГ либо еще шире – европейские страны, в т.ч. СНГ. При этом известно, что большинство этих фондов активно действуют в странах Восточной и Центральной Европы, Черноморского бассейна. Отраслевые предпочтения характерны для фондов, действующих на развивающихся рынках: телекоммуникации, потребительские товары и услуги, фармацевтика и медицина, продовольственные товары, природные ресурсы. Ряд фондов проявляет интерес к российским технологиям: Morgan Stanley Global Emerging Markets, Cruises Capital Management Fund, Commercial Capital, NIS Transformation Fund. [32]
Информация о работе Особенности функционирования венчурного капитала в России