Особенности безработицы в современной Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий, и одной из самых важных проблем в современной Российской экономике.

Содержание

Введение
1 Безработица в современной России ……………………………………….6
1.1. Порядок и основание признания граждан безработными……………...8
1.2. Причины безработицы в современной Российской экономики…...11
2 Роль профсоюзов и Государственной политики занятости на рынке труда……………………………………………………………………………..13
3 Занятость населения…………………………………………………………19
4 Молодежь на рынке труда…………………………………………………23
5 Пути снижения безработицы……………………………………………….25
Заключение
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИЧ ТЕОРИЯ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

     Повторное обращение в службу занятости для признания безработным возможно через месяц.

Исходя  из п.4 ст.13 Федерального закона ”О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ безработными могут быть признаны иностранные граждане, постоянно  проживающие в Российской Федерации, то есть имеющие вид на жительство, а также временно проживающие, имеющие разрешение на временное проживание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[4(429-430)5(327-329)]

1.3.  Причины безработицы в современной Российской  экономики

Причины  безработицы в современной Российской экономике большое множество, поэтому в своем докладе я затронуть наиболее  важные причины.

  1. нехватка  рабочих  мест (то  есть  как правило на  1  рабочее место приходится  по 5-10 человек, т.к.  нет возможности  у  предприятия(фирмы, завода) принять  больше  одного  работника  на  1  рабочее  место  с  определенной  профессией, то  остальные 4-9 претендентов  останутся  безработными, не  найдя  свое  рабочее  место  в  других  предприятиях.).
  2. нехватка  квалифицированных  работников (специалистов)(каждое  предприятие, фирма…, хочет  иметь  работника, отлично  знающего  «свое  дело», умеющего  преодолевать  различные  трудности  связанные  с  его  профессией, имеющего  опыт, знания(образование, желательно  высшее), и  стаж  работы )
  3. нехватка  определенных  специальностей (т.е.  есть  профессии испытывающие  перенасыщение на  рынках  труда(например : бухгалтер)и есть  профессии которые не  пользуются  спросом   у   поступающего  в учебное заведение, но пользуются  спросом у определенных  предприятий., фирм,организаций)
 
  1. низкая  заработанная  плата(заработанная  плата  должна  покрывать  не  только  прожиточный  минимум, но  и  оставлять  средства  для  удовлетворения  каких  либо  иных  потребностей.)
  2. Плохие  условия  труда (отклонение  от  графика рабочего  дня, задержка  заработанной платы, работа без  выходных, нахождение  в  определенных  помещениях  или  вне  его  пределах  несущее  за  собой  ущерб  здоровью  работника, плохие  взаимоотношения  с  работодателем…)
  3. Нежелание  работать (то  есть  есть  население, которых устраивает  положение в котором они находятся, устраивает  что государство выплачивает им  пособия как безработным)
  4. Незарегистрированная  рабочая  сила(люди, работавшие  не  легально, т.е. без всяческих регистраций на  месте работы, временные заработки, сезонные  работы…)
  5. Плохое  информирование  рынка  труда(то  есть  нет  данных  о  вновь  нашедших  работу  людей…, или  вновь  выбывших  из  этой  сферы.)
  6. Нехватка  организаций(которые  способствовали  бы  принятию  на  работу   людей: студентов, людей  без  стажа  работы, пенсионеров, инвалидов  определенной  степени)

Существуют  эти  и  еще  более  подробные  причины  безработицы  в  современной  Российской  экономики. На  мой  взгляд  это  одни  из  главных  причин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[3(274-278);9(344),10,14] 

2.  Роль  профсоюзов  и Государственной политики  занятости населения

Из  истории : Первые  профсоюзы как  организации, объединяющие  наемных  работников  с  целью улучшения условий занятости , представления и защиты  их  интересов (общества  взаимопомощи), возникли  в конце XVIII в. в Англии. Затем , по  мере  созревания   экономических и политических  предпосылок , они стали появляться   в США, Франции, Германии ,в России   и.т д.  Вклад профсоюзов   в эволюцию  трудовых  отношений неоценим. И в современной экономике их  роль  по-прежнему   велика. 

Профсоюз- группа  рабочих, объединившаяся  в организацию для защиты  своих интересов и улучшения  своего  положения  (повышения  заработанной  платы, сокращения   рабочего  времени, улучшений  условий  труда  и  тп.).

Для  того  чтобы  соответствовать  своему  историческому  предназначению , современные  российские  профсоюзы , как  нам  представляется, должны  решить  ряд  крупных  задач (в  большинстве  случаев – в  сотрудничестве  с  государством.)

  1. повышение  уровня  реальной  заработанной  платы
  2. улучшений  условия  труда  на  производстве, тем  более  что  работодатели  зачастую  стремятся  экономить  на  охранных  мероприятиях  . Закон «Об  охране  труда  на  территории  Российской  Федерации», предусматривающий  организацию  служб   охраны  труда  на  предприятиях  любой  формы  собственности, в  полной  мере  не  реализуется, особенно  в  сфере  малого  и  среднего  бизнеса.
  3. Активное  участие  в  разработке  и  проведении  кадровой  политики  в  своих  организациях, особенно  в  том, что  касается  профессиональной  подготовки  и  повышения  квалификации  работников.
  4. Совершенствование  правовых  аспектов  своей  деятельности , т.е. необходима  система  государственной  поддержки  профсоюзов  на  частных  предприятиях (где  государство  бы  оказывало  серьезное  давление  на  работодателей, препятствующих  созданию  профсоюзов  и  преследующих  их  лидеров.)
  5. Формализация  системы  взаимных  обязательств  работодателей  и  работников,не входящих в профсоюз.(Возможно,в трудовых  отношениях необходимо  запретить  неоформленные (устные) соглашения, нередко  ставящие  работников  в  бесправное  положение. Установления  четкости  и  ясности  обязанности  сторон  в  оформленных  документах)
  6. И  многое  другое

    В заключении,нужно  отметить,что миссия профсоюзов не  ограничивается  защитой интересов  работников  и  воздействием  на  трудовые  отношения  .Аккумулируя  и  отражая  общественные  настроения, они  выявляют реакцию общества на проводимую  государством социально-экономическую политику, помогают  своевременно  корректировать  ее.

Государственная  политика  занятости.

В отношении  безработицы государство располагает тремя  видами политики :

1- социальной, 2- макроэкономической 3- в  сфере   занятости.

1)Функция   социальной  политики :  состоит   в  оказании  помощи  безработным   с  целью  поддержания   их  жизненного  уровня.

2)Макроэкономическая  политика  предполагает  использование  денежно-кредитных  и  бюджетно-налоговых  мер  для  сокращения  безработицы.

3) Политика  в  сфере  занятости  направлена   на  создание  новых  рабочих   мест , системы  переподготовки  кадров, центров  по  трудоустройству  и  тд.

Все  методы  и  меры , с  помощью  которых  государство  воздействует  на  занятость  и  безработицу , можно  разделить  на  2 группы : активные  и  пассивные.

Активные  меры – нацелены  на  создание  дополнительных  рабочих  мест . К  числу  активных  мер  принадлежат :

во-первых, кейнсианская   макроэкономическая  политика , направленная  на  стимулирование  совокупного  спроса  за  счет  средств  госбюджета.

Во-вторых , организационные  законодательные  и  финансовые  меры  государства, которые  включают :  

-организацию   системы  образования  и   производственно – технического  обучения  кадров  на   базе  служб  по  трудоустройству   и  предприятий ;   

-регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров ;

- расширение  производства  товаров  и  услуг  за  счет  роста 

государственных  субсидий;

- осуществление   программ  общественных  работ   в  коммунальном 

хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных  работах ;

-создание  рабочих  мест  для  молодежи;

- субсидии  по  занятости  лиц, нуждающихся   в  социальной  защите;

- инвестирование  наиболее  перспективных  или   трудоемких  отраслей;

- меры  по  сокращению  предложения   на  рынке  труда;

- стимулирования  самостоятельной  занятости   населения;

- содействие  в  развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

-Анализ  и прогнозирование спроса и  предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

-Учет  свободных рабочих мест и граждан,  обращающихся по вопросам трудоустройства;

-Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

-Консультация  обращающихся в службу занятости  трудящихся и работодателей о  возможностях получения работы  и обеспечения рабочей силой,  о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

-Оказание  помощи гражданам в выборе  подходящей работы, а работодателям 

-Для  граждан, потерявших работу и  заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной  подготовке, учитывающая возраст,  трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

-Организация  профессиональной подготовки, переподготовки  и повышения квалификации граждан  в учебных центрах службы занятости  или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии  и определении содержания курсов  обучения и переобучения;

-В настоящее  время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

-Оказание  услуг в профессиональной ориентации  и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

-Регистрация  безработных и оказание им  в пределах своей компетенции  помощи.

-В законе  определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый  человек, по отношению к которому  государство не смогло выполнить  своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

  1. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  2. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
  3. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
  4. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

  Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

Пассивная  политика  занятости  включает : создание  системы  социального  страхования  и  материальной  помощи  безработным. Система  социального  страхования   предусматривает  выплату  пособий  по  безработице  с  учетом  прежних  заработков, система  материальной  помощи  направлена  на  обеспечение  безработному  прожиточного  минимума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности безработицы в современной Российской экономике