Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:23, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей бедности в России и путей ее преодоления.
Задачами данной работы являются:
определить понятие и раскрыть сущность бедности;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
охарактеризовать современные направления пути преодоления бедности в России.
Введение 3
1. Бедность как социальная категория 5
1.1. Понятие и сущность бедности 5
1.2. Подходы и методы определения бедности 13
2. Особенности существования бедности в России 17
2.1. Причины и характеристика бедности в России 17
2.2. Пути преодоления бедности в России 23
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 35
Абсолютного минимума
реальные располагаемые денежные доходы
населения достигли во втором квартале
1999г. - 51% от уровня 1990 гг. Первое полугодие
2000 года, также как и второе полугодие
1999 года, характеризовалось стойким
ростом как номинального, так и
реального располагаемого денежного
дохода населения. Так денежные доходы
на душу населения в апреле 2000 г.
составили 1934 руб. в месяц, на 28,7% превысив
номинальные среднедушевые
Иная картина возникает в результате анализа динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. Несмотря на то, что с апреля 1999 г. по апрель 2000 г. наблюдался постоянный (за исключением обычных скачков в декабре-январе, связанных с окончанием финансового года) рост реальных располагаемых денежных доходов населения, который составил за последние 12 месяцев 8,0%, процесс преодоления последствий резкого падения реальных располагаемых денежных доходов населения, имевший место в 1998 г. и первом квартале 1999 г., далёк от завершения. Так в апреле 2000 г. реальные располагаемые денежные доходы населения составили лишь 81% от их величины в апреле 1998 г. и только 73% их значения в декабре (сезонный фактор элиминирован) 1997 г.
Основными макроэкономическими факторами роста реальных денежных доходов населения в течение последних 12 месяцев являлись:
рост валового внутреннего продукта на 5,4%; снижение уровня инфляции - индекс потребительских цен в апреле 2000 г. по отношению к апрелю 1999 г. составил 120%
(для сравнения: индекс потребительских цен за 12 месяцев с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. был на уровне 213%), более того в первые четыре месяца 2000 г. средняя месячная инфляция не превышала 1% (была на уровне 0,8%)
Денежные доходы
средней российской семьи составляют
85,9% её валового дохода, который включает
и натуральные поступления (из личного
подсобного хозяйства, от государства,
предприятий и организаций: плодов
и предметов для личного
В первом квартале 2000 г. доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составила 41,1%. Правда следует отметить, что здесь уже прожиточный минимум исчисляется по новой методике и его величина на 15% больше, чем при расчётах по старой методике. Для сопоставления с первым кварталом 1998 г, когда прожиточный минимум рассчитывался по старой методике и доля населения с душевыми доходами на уровне или ниже прожиточного минимума составляла только 22,5%, необходимо пересчитать долю населения с доходами на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2000 г. с использованием старой методики. По старой методике на уровне или ниже прожиточного минимума в первом квартале 2000 г. находились душевые доходы более 36% населения. Другими словами, ситуация существенного снижения уровня жизни населения, сформировавшаяся в период с третьего квартала 1998 г. по второй квартал 1999 г., и имевшая своим последствием, в частности, то, что в первом квартале 1999 г. 37,7% населения имели доходы на уровне или ниже прожиточного минимума, несмотря на заметный рост реальных доходов населения в среднем за последние 12 месяцев, сохраняется в полной мере и поныне.
Как показали исследования, семьи, душевой доход которых не превышает 40% прожиточного минимума (рассчитанного по старой методике), голодают не в смысле невозможности питаться на уровне рекомендаций продовольственной корзины прожиточного минимума (ПМ) (продовольственная корзина ПМ включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и витаминам), а в самом прямом смысле этого слова, т.е. семьи не могут позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не удивительно - весь душевой денежный доход в среднем по таким семьям не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. Если до кризиса доля населения в таких семьях составляла по регионам от 1,2% до 4% населения, во время кризиса она подскочила до величины в 16,9% населения.
Рис. 1. Численность населения с доходами ниже прожиточного
минимума (тыс. чел.)
Действие адаптационных
механизмов населения и меры, предпринятые
государством и региональными
Серьёзную проблему,
от решения которой во многом будет
зависеть будущая социально-политическая
стабильность России, представляет собой
неравенство регионов РФ по уровню
жизни, о чём свидетельствует
существенное неравенство одного из
наиболее значимых индикаторов уровня
жизни - денежного душевого дохода.
При этом не имеет смысла просто
сравнивать регионы по сложившимся
в них уровням душевого денежного
дохода, т.к. и цены на потребительские
товары и услуги в регионах далеко
не одинаковы, о чём говорит достаточно
большая межрегиональная
Различия в стоимости
ПМ определяют различия в стоимости,
практически, одного и того же набора
благ и услуг (или мало различающихся
наборов), т.е. различия в покупательной
способности рубля. Тогда отношения
региональных среднедушевых денежных
доходов к прожиточным
Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения - одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в Агинском Бурятском А.О. (самый низкий уровень НСДД). Если исключить из рассмотрения эти крайние точки, как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О. больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное.
Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный Президентом РФ 17 июля 1999 г. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) не оказывается, что имеет своим следствием существование почти 3%-го слоя голодающего населения.
Крайне высокая
межрегиональная дифференциация нормированного
среднедушевого денежного дохода населения
(т.е. скорректированного в направлении
унификации покупательной способности
рубля) ставит под вопрос существование
в РФ единого социально-
2.2. Пути преодоления бедности в России
Многие страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния.
Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по, стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности.
Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам:
1. разработать комплексные стратегии.
2. улучшить для
бедных общин (социальных
3. стремиться к
удовлетворению основных
4. укреплять и
расширять законодательство
В общей постановке
все эти вопросы имеют
В таком государстве в центр развития ставится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном соблюдении прав каждой личности, а достижение целей социального развития не является вторичным по отношению к целям экономического развития.
Для более точного
и систематического наблюдения за всеми
социальными процессами Программой
развития Организации Объединенных
Наций с 1995 г. готовятся по Российской
Федерации и другим странам СНГ
ежегодные доклады о развитии
человеческого потенциала. Для определения
общего уровня социального развития
на основе человеческого потенциала
в докладах используется так называемый
индекс человеческого развития, который
все чаще в нашей стране начинает
использоваться не только исследователями,
но и политиками и позволяет проводить
любые международные
Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего "среднего класса" как приспособления общества - большинства населения - к рыночным условиям.
Наличие, рост среднего
класса в любой стране рассматриваются
как свидетельство
Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные "элементы". Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).
Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа "народного контроля". К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.
Другая важнейшая
функция среднего класса - его ведущая
роль в процессе вертикальной мобильности.
Основные социальные перемещения в
обществе происходят как внутри среднего
класса, так и между ним и
другими элементами социальной структуры.
Именно свободные каналы восходящей
вертикальной мобильности, ясные перспективы
социального роста, базой которого
выступают образование и
Информация о работе Особенности бедности в России и пути ее преодоления