Основные проблемы современного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 06:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является описание проблем современного предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
- раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития 5
Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане 14
2.1 Этапы формирования предпринимательства в Республике Казахстан 14
2.2 Анализ факторов негативно влияющих на развитие предпринимательства 21
Глава 3 Государственная и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства 27
3.1 Государственная политика в области поддержки предпринимательства 27
3.2 Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства 27
Заключение 27
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА проблемы развития предпринимательства.doc

— 630.50 Кб (Скачать)

В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое  администрирование, без учета специфики  субъектов малого бизнеса, что привело  к значительному увеличению выплаты штрафов,  что привело к тому, что по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.

В стране действуют 11 тысяч  актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали  выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12]

 

Глава 3 Государственная  и финансово-кредитная инфраструктура поддержки предпринимательства

3.1 Государственная политика в  области поддержки предпринимательства

До настоящего времени  государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет государственного бюджета и велась не всегда на системных началах.[12]

Сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство  должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике.

Предполагается решение  следующих задач:

  • создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
  • дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
  • сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
  • передача непрофильных государству функций в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;
  • создание и обеспечение жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
  • участие предпринимательства в инновационной экономике.

Финансирование будет  проводиться за счет средств республиканского бюджета: 2005 год – 13195,12 млн. тенге (101,5 млн. $ США), 2006 год – 10215,12 млн. тенге (78,6 млн. $ США), 2007 год – 10000 млн. тенге (76,9 млн. $ США). В результате реализации Программы в течение трех лет будут увеличены объемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса до 95000млн.тенге (700 млн.$ США).

В целях развития гарантирования предполагается:

  •  заключение генеральных соглашений с банками второго уровня о сотрудничестве на республиканском и региональном уровнях;
  • выдача гарантий субъектам малого предпринимательства при получении ими кредитов в банках второго уровня, покрывающих от 50 до 80 процентов стоимости проекта.

В целях развития проектного финансирования предполагается:

  • открытие специальных кредитных линий для оралманов, молодежи, потенциальных предпринимателей пенсионного возраста, ремесленников, инвалидов;
  • кредитование внедрения международных стандартов качества менеджмента с последующим возмещением 50 процентов затрат предпринимателя;
  • кредитование франчайзинговых операций;
  • кредитование участников инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
  • открытие кредитной линии для поэтапной капитализации предприятий малого бизнеса за счет заемных средств Фонда.

В целях развития финансового  лизинга предполагается расширение объемов финансирования проектов предусматривающих  обновление и модернизацию основных фондов малых предприятий.

Кроме того, в целях построения конструктивного диалога между государственными органами и общественными объединениями предпринимателей (работодателей) в марте 2005 года на Конгрессе предпринимателей было принято решение об образовании Общественного Юридического Лица «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен».

Указом Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 23 апреля 2005 года № 1560 создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета вошли представители государственных органов, неправительственных организаций и предприниматели республики, возглавляет Совет Президент республики.

Государственная программа  развития и поддержки малого предпринимательства  в Республике Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан на период до 2030 года, Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке малого предпринимательства", Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, поручений Президента Республики Казахстан, данных  в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года и на Конгрессе предпринимателей Казахстана 25 марта 2005 года. [13]

Целью Программы является выработка эффективной политики в области государственной поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской инициативы населения, улучшение условий для развития предпринимательства, в целях:

-  создания условий для активного роста  количества  субъектов малого бизнеса, особенно  в форме юридического лиц,

-  изменения структуры деятельности субъектов малого бизнеса в сторону значительного увеличения доли субъектов малого бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения в инновационную деятельность,

- активного вовлечения  населения страны в предпринимательскую  деятельность, раскрепощения их  инициативы и созданию новых  рабочих мест,

- увеличение доли субъектов  малого бизнеса в ВВП страны  до 30%. [13]

Реализация Программы  будет осуществляться по следующим  направлениям

1.      Систематизация и совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

2.      Совершенствование системы налогообложения субъектов малого бизнеса.

3.      Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.

4.      Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.

5.      Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.

6.      Создание оптимальной системы контроля и проверок субъектов малого бизнеса.

Произошедшие изменения  в предпринимательской среде, формировавшейся  в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость  совершенствования нормативной  правовой базы и основ ее государственного регулирования.

В этих целях будет  проведена ревизия действующих  нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет  устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с  требованиями современного состояния развития экономики.

3.2 Развитие системы финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого  предпринимательства

Обеспечение финансово-кредитной  и инвестиционной поддержки малого бизнеса будет основано на развитии специализированных институтов и внедрении пошаговой (уровневой) схемы финансово-кредитного обеспечения целевых групп субъектов малого предпринимательства с установлением приемлемых для них условий и процедур кредитования.

Фундаментом указанной  схемы должна выступить система микрокредитования предпринимательских инициатив наименее обеспеченных граждан и начинающих предпринимателей, в том числе на селе, осуществляемого как на коммерческой, так и на грантовой основе с упрощением технических процедур оформления кредита.

Для этого необходимо сформировать сеть микрокредитных организаций  с филиалами во всех регионах, для  выдачи малых кредитов на небольшой  срок по ставкам ниже рыночных без  требования бизнес-плана и материального  залога.  К осуществлению данного проекта можно привлечь средства местных бюджетов, выделяемых на поддержку малого бизнеса, а также средства  АО «Фонд поддержки и развития предпринимательства».

Необходим дифференцированный подход к  суммам выдаваемых микрокредитов, в зависимости от вида деятельности и опыта работы. Так,  для  организации торгово-посреднической деятельности программами микрокредитования должны быть предусмотрены  первоначальные суммы до 100 МРП, при последующем обращении и своевременном погашении, сумма может быть увеличена до 500 МРП.[]

Для стартового капитала на открытие предприятия в  приоритетных областях промышленности (туризм, стройиндустрия, пищевая промышленность, транспортная логистика и др.) суммы выдаваемых микрокредитов должны быть не менее 1000 МРП.

В рамках деятельности АО «Фонд развития малого предпринимательства» внедрить программу финансирования стартового капитала субъектов малого бизнеса.

Ежегодно в республиканском  бюджете предусматривать средства для покрытия части убытков АО «Фонд развития малого предпринимательства» и банков второго уровня от кредитования  стартового бизнеса.[12]

В целях поддержки  предпринимателей, находящихся на наиболее сложном и ответственном этапе  развития бизнеса, сопряженного с нехваткой  оборотных средств и ликвидного залога, необходимо развивать систему гарантирования кредитования малого предпринимательства с участием АО «Фонд поддержки и развития малого предпринимательства».

Ежегодно на предоставление гарантий, развития лизинга  и кредитование субъектов малого бизнеса необходимо выделять АО «Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета 30,0 млрд. тенге.

Для предпринимателей, имеющих  определенный опыт и испытывающих потребности  в высокотехнологичном оборудовании и дополнительном капитале для освоения новых направлений деятельности, будут задействованы новые инструменты финансовой поддержки (лизинг, венчурное финансирование и другие). Развитие лизинговых и создание венчурных структур будут способствовать появлению новых производств и восстановлению существующих до стадии, на которой они смогут привлекать традиционные источники финансирования.

Созданные  в 2003 году новые финансовые институты  АО «Национальный инновационный  фонд», АО «Инвестиционный фонд Казахстана»  в небольших объемах  финансируют проекты, представляемые субъектами малого бизнеса. Необходимо вышеуказанным фондам разработать специальные программы, предусматривающие упрощенный порядок получения финансовых средств для субъектов малого бизнеса и более гибкие условия финансирования в первую очередь  предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики.

Кроме того, необходимо оптимизировать процедуры предоставления банками  второго уровня кредитов субъектам  малого предпринимательства и связанные  с ними расходы путем:

-  разработки и внедрения механизмов по снижению для субъектов малого бизнеса платы за обслуживание кредитов;

-  освобождения предприятий малого бизнеса от обязательного предоставления бизнес-планов по кредитуемому мероприятию, заменив их технико-экономическим обоснованием проекта по упрощенной форме;

-  упрощения критериев оценки финансового состояния заемщиков - предприятий малого бизнеса, а также требований к видам обеспечения кредитов.

Разработать и внедрить программу субсидирования процентных ставок для субъектов малого бизнеса для снижения стоимости кредитов, получаемых в банках второго уровня субъектами малого бизнеса для производственной деятельности.

Субсидировать административные расходы банков второго уровня  по обслуживанию кредитов, выдаваемых субъектам малого бизнеса.

Решение вопросов, связанных  с расширением доступа субъектов  малого предпринимательства к кредитным  ресурсам, создание и ведение реестров заемщиков позволят обеспечить им кредитную  историю, что будет способствовать стабильному росту количества малых предприятий и повышению производительности их деятельности.

Особое внимание должно быль уделено организации и развитию кластеров, сформированных на территориях  из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.

В этом случае не отдельное  предприятие конкурирует на рынке, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний

Законы рыночной экономики  вынуждают крупные компании четко  определять свои основные виды деятельности и выводить все остальные в самостоятельное плавание в качестве малых предприятий, которые обычно остаются поставщиками основной компании, но могут существенно расширить свой рынок путем привлечения других потребителей. Если деловая среда благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, то в целом улучшается структура рынка, повышается конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, растут продажи. Рабочие места не только не сокращаются, но создаются новые.

Информация о работе Основные проблемы современного предпринимательства