Основные причины венчурного инвестирования в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Анализ и обобщение информации по проблемам деятельности венчурных фондов на рынке капитала приобретает важное значение для деятельности на рынке международного инвестирования.

Работа содержит 1 файл

Доклад.docx

— 44.98 Кб (Скачать)

     Многие  разработчики предпочитают не использовать потенциальные возможности частного капитала, опасаясь хищения технологии «коварными инвесторами». С другой стороны, существует проблема дефицита менеджеров инновационных проектов: профессии серийного предпринимателя  и бизнес-ангела в России только начали зарождаться.

     Среди основных причин отсутствия адекватного  потребностям рынка прямых и венчурных  инвестиций количества компаний научно-технического сектора, можно выделить малое число  привлекательных инновационных  проектов с требуемой фондами  доходностью и темпами роста, низкий уровень культуры корпоративного управления в малых компаниях, недостаточную  осведомленность и неверное представление  о деятельности и особенностях подходов венчурных фондов.

     Кроме того, недостаточное присутствие  инвестиционных институтов в регионах и существующие приоритеты большинства  фондов инвестировать преимущественно  в компании более поздних стадий оказывают сдерживающее влияние  на развитие и рост компаний, особенно высокотехнологичного сектора.

     Привлечение венчурного капитала в стратегически  важные области российского технологического сектора, являясь необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности  отечественной промышленности, обретает статус одной из приоритетных государственных  задач. Развитие национальной индустрии  венчурного капитала, как правило, пользуется государственной поддержкой в качестве компонента общей инновационной  политики роста.

     Адресные  меры государственного вмешательства  играют важную роль в формировании динамично развивающейся индустрии  венчурного капитала: так было в  США (SBIC), Финляндии (SITRA), в Израиле (Yozma) и почти во всех развитых странах.

     Явные успехи инновационных предприятий  на глобальных рынках не остались незамеченными  правительствами и предпринимателями  развивающихся стран. Соблазненные чужим примером, они вкладывают средства в отечественные высокотехнологичные  компании, призывая их завоевывать  мировой рынок.

     Россия  также жаждет совершить такой  рывок и стать полноправной участницей большой игры, в которой ставки делаются на технологии мирового уровня, принципиально новые товары и  венчурный капитал. Российское правительство  предпринимает ряд мер, направленных на диверсификацию российской экономики  и снижение ее зависимости от природных  ресурсов. При этом большая часть  бюджета инноваций достается  проектам построения инфраструктуры –  создания свободных экономических  зон, технопарков и инкубаторов.

     Самая крупная инициатива – Российская Венчурная Компания, которая призвана создать около 20 инвестиционных фондов для разных отраслей. Государство  готово выделить огромные деньги, чтобы  двинуть страну по пути технического прогресса и начать производство технологии мирового уровня.

     Однако  прошедший период с момента создания РВК показал, - России пока не удается  набрать критическую массу технологических  идей и инновационных компаний, способных  привлечь российских и иностранных  венчурных инвесторов. И причина  не столько в недостатке денег, сколько  в отсутствии числа перспективных  и привлекательных для инвесторов проектов. Для достижения поставленных целей необходимо проделать огромный пул работ, включающий и построение инфраструктуры, и создание условий  для появления инновационных  компаний, и внедрение международных  стандартов в деятельности создаваемых  фондов.

     Поэтому рынок венчурных инвестиций в  России, который находится на этапе  становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для  создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при  этом является определение путей  комплексного развития венчурной индустрии  и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также  не менее важным является определение  роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.

     По  мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.

     Индустрия прямого и венчурного капитала в  России занимает важную позицию в  комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

     Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности.

     Анализируя  процессы формирования института венчурных  инвестиций в России на основе партнерства  общества и бизнеса, можно сделать  некоторые выводы:

     Спецификой  российского пути развития венчурного инвестирования является значительная роль государства, которое активно  выделяет денежные средства на развитие института финансирования инноваций.

     Государство должно научиться включать частный  бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных  условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности.

     В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций  и институтов венчурного предпринимательства.

     Частному  бизнесу целесообразно адаптироваться к российской венчурной модели.

     Наиболее  эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства  в России могут быть следующие  виды государственной поддержки:

     -Государственные  прямые инвестиции в приоритетные  проекты.

     -Страхование  и другие формы обеспечения  инвесторов венчурных фондов, вкладывающих  средства в технологически ориентированные  компании.

     -Эффективная  система по защите прав на  интеллектуальную собственность.

     -Формирование  эффективной коммуникативной среды.

     Для обеспечения дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса, целесообразно сформировать среднесрочную  стратегию развития венчурного предпринимательства  как одного из существенных источников финансирования малого, в том числе  высокотехнологичного, бизнеса в  России.

     Более того, целесообразно разработать  программу реализации сформулированных целей как стратегического плана  действий государства и бизнеса  с использованием венчурного инвестирования и частно- государственного партнерства в области инновационной экономики. 

     Результаты  исследования состояния и развития венчурного инвестирования в современной  экономике России, позволяют сделать  вывод о том, что, несмотря на увеличение объемов рискового инвестирования в последние годы, значительный научно-технический  потенциал в области конкурентоспособных  технологий и интеллектуальный потенциал, имеющиеся возможности национального  капитала, существуют факторы, препятствующие развитию венчурной индустрии в  России. К ним относятся использование  преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии  российского; неэффективное использование  средств венчурных фондов; фактическое  отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование механизма  венчурного финансирования; наличие  инфраструктуры, не обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым  и средним инновационным бизнесом; неразвитость фондового рынка, его  отрыв от производства и возникающие  в связи с этим проблемы «выхода» инвесторов из проинвестируемой фирмы; отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного предпринимательства и адекватной системы бухгалтерского учета; падение уровня разработок и отсутствие квалифицированного менеджмента; слабая прозрачность российских предприятий для венчурных инвесторов. Автор отмечает, что решить эти проблемы без государственной поддержки невозможно.

     Проведенный анализ зарубежного опыта по стимулированию венчурного бизнеса с поправкой  на российскую специфику позволил сформулировать основные меры по повышению эффективности  отечественного рискового инвестирования в сфере расширения ресурсной  базы венчурного бизнеса, устранения неблагоприятных  условий рискового предпринимательства, а также развития инфраструктуры венчурного бизнеса. Расширению ресурсной  базы способствует использование потенциальных  источников венчурного финансирования - банковского, страхового, пенсионного, капитала крупных производственных корпораций и частных лиц. Устранению неблагоприятных условий рискового  предпринимательства может служить  повышение мотивации венчурных  инвесторов путем предоставления дополнительных налоговых льгот, позволяющих фирмам вычитать из налогооблагаемой базы средства, израсходованные на научные исследования и разработки на 100% и более; списание значительной части оборудования НИОКР  по ускоренным нормам амортизации. Улучшению  условий венчурного бизнеса служит подготовка кадров в области менеджмента  инноваций, поскольку без профессионального  управления рисковый инвестиционный процесс  будет несостоятельным; формирование сильного патентного законодательства, привлекательного для инвесторов. В  целях развития инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо дальнейшее развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, в рамках проводимой единой государственной инновационной политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности академических институт, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных ярмарок и выставок, в рамках предоставления информации о состоянии и развитии как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных венчурных проектов.

     Государственная поддержка венчурного бизнеса в  России должна проводиться по следующим  направлениям:

     - нормативно-правовое регулирование  научно-технической, инновационной,  венчурной деятельности; решение  правовых проблем интеллектуальной  собственности, системы льгот,  мотивации труда, по статусу  территорий с высокой концентрацией  научно-технического потенциала;

     - создание и поддержка экономических  условий и стимулов развития  венчурного предпринимательства  посредством развития системы  госзаказа, совершенствованием планирования  и прогнозирования научно-технического  развития, эффективных финансово-кредитных  рычагов, включая развитие эффективного  патентного права и др.;

     - формирование организационно-управленческих  условий венчурной индустрии  посредством совершенствования  управления государственной собственностью, повышения эффективности управления  государственными пакетами акций,  обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов,  с подготовкой и переподготовкой  управленческих кадров, в том  числе государственных служащих  и др.

     Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со стратегией государственной  политики в области венчурного бизнеса, интегрированной в единую концепцию  развития отечественной инновационной  и инвестиционной деятельности. 

     Анализируя  процессы формирования института венчурных  инвестиций в России на основе партнерства  общества и бизнеса, можно сделать  некоторые выводы:

  • Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.
  • Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.
  • В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.
  • Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.

     Наиболее  эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства  в России могут быть следующие  виды государственной поддержки:

  • Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.
  • Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.
  • Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.
  • Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.
  • Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Информация о работе Основные причины венчурного инвестирования в экономику России