Основные направления социальной политики государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной политики государства………..5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики……………………….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………......9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов…………………………9
1.2.2 Политика занятости………………………………………………………..13
1.2.3 Социальная защита граждан………………………………………………14
Глава 2 Социальная политика России на современном этапе развития…..17
2.1 Статистка основных социальных показателей………………………….…17
2.1.1 Динамика доходов…………………………………………………………17
2.1.2 Динамика занятости……………………………………………………….19
2.1.3 Показатели жилищных условий населения……………………………...20
2.1.4 Демографическая ситуация……………………………………………….21
2.2 Оценка основных направлений государственной социальной политики..23
Глава 3 Проблемы социальной политики России и пути их решения…….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения………………………………………

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

     В этой связи представляет интерес, что  по этому поводу предпринимают власти и как оценивают свои усилия. Ниже представлены тезисы выступления Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой на открытии Первой конференции министров государств-членов Совета Европы [30]:

     « <…> Вследствие финансового кризиса  и спада производства значительные группы населения наших стран  понесли материальные потери. У многих групп населения возникло недоверие к существующим финансовым и экономическим механизмам. Сегодня перед социальной сплоченностью возникли новые вызовы и новые риски.

     И в этой связи, нам, руководителям  социальных министерств, приходится решать сложную задачу. С одной стороны, мы должны смягчить удары кризиса по наиболее уязвимым группам населения, с другой стороны, в дискуссиях с представителями финансовых и экономических министерств, отстоять объемы финансовых ресурсов, направляемых государством на исполнение социальных обязательств.

     Российская  Федерация приняла принципиальное решение о том, что даже в условиях нынешнего глобального финансового  кризиса все социальные обязательства, взятые в период до начала финансового  кризиса, будут исполняться на должном уровне. Социальные обязательства, заложенные в бюджете Российской Федерации, не подвергаются уменьшению в период финансового кризиса.

     Российская  Федерация выделила дополнительные, весьма значительные средства на опережающее  профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. А также на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ, организация переезда увольняемых, на работу в другую местность. Естественно при их желании и согласии. Проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

     Ситуация  с занятостью населения в Российской Федерации находится под контролем. Меры быстрого реагирования в большинстве  регионов России работают достаточно эффективно.

     Продолжается  совершенствование и развитие государственной  системы материальной поддержки  молодых семей, родивших вторых и последующих детей. В этом году семьи, взявшие ипотечные кредиты на приобретение жилья, получили возможность использовать на погашение ипотечных кредитов средства так называемого материнского семейного капитала (а это сумма в 365 698 рублей 40 копеек). Федеральный бюджет выделил на эти цели значительные средства в объеме до 26 млрд. рублей (примерно 580 млн. евро).

     Будут проводиться серьезные преобразования и в сфере здравоохранения. В текущем году запланировано принять Концепцию развития здравоохранения на период до 2020 года. Поставлена задача существенно улучшить качество медицинских услуг и повысить доступность медицинской помощи для всех без исключения групп населения.

     Сейчас  особенно важно, чтобы отлаженный механизм социального партнерства не дал  сбой. Услышать и понять друг друга, найти компромисс и взаимоприемлемое решение – основная задача в социальном диалоге.

     <…> Наша задача сегодня - минимизировать социальные последствия, которые порождает финансовый кризис, и избегать в дальнейшем каких-либо социальных потрясений.»

     В качестве мнения третьей стороны  ниже приводится отрывок из лекции Гонтмахера Е.Г. 1 «Социальная политика в контексте российского кризиса», прочитанной 12 марта 2009 года в клубе-литературном кафе Bilingua в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру» [18]:

     «<…> Вы знаете, что Росстат регулярно  публикует коэффициент Джини, разные коэффициенты расслоения. Они растут. И росли все последние годы. Принцип такой: богатые богатеют быстрее, чем богатеют бедные. Такой принцип был еще до недавних времен. Проблема не только в цифрах дохода. У нас есть очень интересные цифры. Половина работающего населения не ходит к врачу. В том числе те, кто нуждается. Потому что либо нет денег, либо неохота стоять в очередях. Факт вопиющий.

     <…> Но дело не только в доходах. А в том, что больше половины нашего населения отрезано от современных благ: качественная медицинская помощь, качественное образование, в том числе школьное. Что у нас сложилось? В свое время мы говорили о том, что должна быть социальная мобильность, перемешивание разных слоев и т. д. Но у нас этого не произошло.

     <…> В Японии сложилась такая система, при которой жизнь человека зависит от того, в какой детский сад он попал. И у нас эта закостеневшая социальная схема сложилась безотносительно к кризису.

     <…>  Как можно оценить этот процесс?  Я считаю его отрицательным.  Я не преувеличиваю то, как  эти процессы происходят на Западе. Там тоже очень много проблем. Но все-таки равенства условий жизни там больше. Мы говорим, что оголяется Дальний Восток, Сибирь. Что это плохие люди, кто оттуда уезжает? Это дезертиры, которые не хотят защищать от китайцев наши города? Нет. Человек ищет, где лучше. И едет в Москву.

     <…>  Я не буду говорить о таких  вещах, как коррупция, качество  государственного управления и  т. д. Скажу только, что наша  главная проблема, если говорить  о кризисе, главный камень, который  стоит на нашем пути из кризиса – это наше государство.

     <…>  Мы обсуждали, еще до кризиса,  программу-2020 и споткнулись на  одной вещи. Кто будет строить  эту инновационную экономику  2020-го года? Люди, у которых плохое  состояние здоровья? Две трети  школьников имеют хронические  заболевания, которые, кстати, не лечатся. Этим просто никто не занимается.

     <…>  О вузах. У нас покупают дипломы.  А если не покупают, то платят  за чисто символическое обучение. Даже, кстати, не в самых плохих  вузах. Да, у нас рекордное количество  людей с высшим образованием на душу населения в мире. Ну и что? Наши дипломы мало чего стоят. МГУ – единственный из российских вузов, кто входит в первую сотню международного рейтинга. Он на 85-м месте. Правда наши умельцы выстроили свой доморощенный рейтинг, и оказалось, что он на 5-м месте в мире. Но это же, к сожалению, не так!

     <…>  Вот таково очень тяжелое состояние  нашего общества, человеческого  потенциала. Что делать? Когда критикуешь, всегда надо что-то предлагать. Иначе не критикуй.

     <…>  Социальная политика – это  тоже винтик. Есть и другие винтики. Экономическая политика, финансовая политика, внешняя, внутренняя и т. д. Если мы сейчас, даже в наших головах, выстроим идеальную социальную политику, ничего не сделав с другими винтиками, мы обречены на неудачу. И сейчас повестка дня перед Россией тяжелейшая. Это хуже, чем было при Петре Первом. Вот в чем проблема. Продвижение должно быть везде. Я не наивный человек. И я понимаю, что не может быть процветающей социальной политики на фоне провала всего остального.

     Подводя итог по вопросам социальной политики государства, следует отметить, что в этой сфере в России имеется немало положительных моментов, но проблемы всегда были, есть, и, вероятно, будут. Универсальных методов их решения, увы, не существует. На сегодняшний день написано множество программ, направленных на улучшение социально-экономического положения в России. Насколько успешно они будут реализованы, можно будет судить лишь через определенный промежуток времени. политика защита население

 

Глава 3 Проблемы социальной политики России и пути их решения

     В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально  новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

         - становление и развития нового сектора экономики и соответственно                   создание новых рабочих мест;

         - образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

     Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

     Политика  искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные  темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов  кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

     Существование большой скрытой безработицы  обусловлено сознательным выбором  на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия  этого феномена хорошо известны: консервация  большого количества неэффективных  рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

     Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре  производства в экономике рыночного  типа определяет подчинённое положение  политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его “блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

     Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

     Хуже  всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

     Регистрация и учет безработных в органах  ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак  нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке  труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Информация о работе Основные направления социальной политики государства в России