Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной политики государства………..5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики……………………….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………......9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов…………………………9
1.2.2 Политика занятости………………………………………………………..13
1.2.3 Социальная защита граждан………………………………………………14
Глава 2 Социальная политика России на современном этапе развития…..17
2.1 Статистка основных социальных показателей………………………….…17
2.1.1 Динамика доходов…………………………………………………………17
2.1.2 Динамика занятости……………………………………………………….19
2.1.3 Показатели жилищных условий населения……………………………...20
2.1.4 Демографическая ситуация……………………………………………….21
2.2 Оценка основных направлений государственной социальной политики..23
Глава 3 Проблемы социальной политики России и пути их решения…….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения………………………………………
Хотя, надо признать, при этом значительно сократилось число лиц, находящихся за «чертой бедности» (таблица 2), выросли доходы населения (рисунок 2).
Таблица 2 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [32]
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: | |||||
млн. человек | 25,2 | 25,2 | 21,5 | 18,7 | 18,5 |
в
процентах от общей |
17,6 | 17,7 | 15,2 | 13,3 | 13,1 |
Дефицит денежного дохода: | |||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) | 225,6 | 286,9 | 276,6 | 270,3 | 319,5 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения | 2,1 | 2,1 | 1,6 | 1,3 | 1,2 |
Рисунок
2 – Динамика основных показателей
реальных доходов населения в
России в 2007-2009 г. [29]
Так, в 2009г. объем денежных доходов населения сложился в размере 28388,8 млрд.рублей и увеличился на 12,5% по сравнению с 2008 годом. Население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 19635,6 млрд.рублей, что на 5,0% больше, чем в 2008 году. Сбережения за этот период составили 5602,3 млрд.рублей, что на 67,3% больше, чем в предыдущем году [29].
Что касается размера заработной платы, то для ее регулирования, а также для определения размеров различных социальных пособий, применяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). За последние пять данный показатель существенно вырос: с 720 руб. в 2005 году до 4330 руб. в настоящее время [21].
По данным Госкомстата России [19], численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2010г. составила 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. По сравнению с февралем 2010г. численность безработных практически осталась на том же уровне.
Уровень
безработицы, исчисленный как отношение
численности безработных к численности
экономически активного населения, в марте
2010г. составил 8,6% (рисунок 3).
Рисунок
3 – Уровень безработицы в России
в 1999-2010 гг.
Уровень
занятости населения (отношение
численности занятого населения
к общей численности населения соответствующего
возраста) в марте 2010г. составил 61,2% (таблица
3).
Таблица 3 – Экономическая активность населения
Показатели | IV квартал 2009 г. | 2010 г. | I квартал 2010 г. | I квартал 2010 г. к IV кварталу 2009 г., (+/-) | ||
январь | февраль | март | ||||
Тыс. человек | х | х | х | х | х | х |
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) | 75570 | 74569 | 74464 | 74646 | 74560 | -1010 |
занятые | 69503 | 67737 | 68028 | 68228 | 67998 | -1505 |
безработные | 6067 | 6832 | 6436 | 6418 | 6562 | 495 |
В процентах | х | х | х | х | х | х |
Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 67,8 | 66,9 | 66,8 | 67,0 | 66,9 | -0,9 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 62,4 | 60,8 | 61,1 | 61,2 | 61,0 | -1,4 |
Уровень безработицы (безработные к численности населения в возрасте 15-72 лет) | 8,0 | 9,2 | 8,6 | 8,6 | 8,8 | 0,8 |
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2234 тыс.человек.
Основные
показатели жилищных условий населения
отображены в приложении 1 и таблицах
4, 5.
Таблица 4 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [24]
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Число служб субсидий | 4222 | 4016 | 4036 | 3931 | 4081 |
Получили субсидии, млн. семей | 7,09 | 6,80 | 6,06 | 5,46 | 4,56 |
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, процентов | 15,2 | 13,7 | 11,9 | 10,6 | 8,8 |
Сумма начисленных субсидий, млрд. руб. | 30,7 | 35,5 | 40,0 | 44,3 | 44,9 |
Среднемесячный размер субсидий на семью, руб. | 361 | 435 | 550 | 675 | 641 |
Таблица 5 – Предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг [25]
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Численность граждан, пользующихся социальной поддержкой, млн. человек | 43,5 | 43,4 | 37,5 | 39,4 | 38,8 |
Объем средств, затраченных на предоставление гражданам социальной поддержки, млрд. руб. | 51,6 | 66,6 | 80,5 | 102,5 | 120,7 |
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. | 99 | 128 | 179 | 217 | 259 |
Удельный вес граждан, пользующихся социальной поддержкой, в общей численности населения, процентов | 30 | 30 | 26 | 28 | 27 |
На основании представленных данных можно сделать вывод, что:
По оценке Госкомстата России [29], численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2009г. составила 141,9 млн.человек и с начала года увеличилась на 3,2 тыс.человек, или на 0,002% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 117,4 тыс.человек, или на 0,083%).
Естественная
убыль населения в январе-
Рисунок
4 – Замещение естественной убыли населения
миграционным приростом, %
Таблица 6 – Показатели естественного движения населения
Показатели | Январь-ноябрь | Справочно на 1000человек населения за 2008г.в целом | |||||
тысяч | на 1000 человек населения1) | ||||||
2009г. | 2008г. | прирост (+), снижение (-) | 2009г. | 2008г. | 2009г. в % к 2008г. | ||
Родившихся | 1610,3 | 1566,9 | +43,4 | 12,4 | 12,1 | 102,5 | 12,1 |
Умерших | 1834,6 | 1904,2 | -69,6 | 14,1 | 14,7 | 95,9 | 14,6 |
в том числе детей в возрасте до 1 года | 12,9 | 13,2 | -0,3 | 8,12) | 8,72) | 93,1 | 8,52) |
Естественная убыль | -224,3 | -337,3 | -1,7 | -2,6 | 65,4 | -2,5 | |
Браков | 1117,1 | 1102,3 | +14,8 | 8,6 | 8,5 | 101,2 | 8,3 |
Разводов | 636,9 | 642,1 | -5,2 | 4,9 | 4,9 | 100,0 | 5,0 |
1)
Здесь и далее в разделе
показатели помесячной |
В январе-ноябре 2009г. увеличение числа родившихся наблюдалось в 71 субъекте Российской Федерации, снижение числа умерших - в 73 субъектах.
В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,1 раза (в январе-ноябре 2008г. - 1,2 раза), в 20 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-2,0 раза.
Естественный
прирост населения в январе-
Анализируя основные направления и оценивая эффективность социальной политики, проводимой в России, автор курсовой работы столкнулся с множеством мнений, зачастую популярных по своему содержанию. Количество экспертов, высказывающихся по данному вопросу, бесконечно велико. В этой связи ниже представлены три точки зрения: официальная (государственная), общественная (результаты опросов населения), и научная (экспертная), - которые, по мнению автора курсовой работы, наилучшим образом дают представление о государственной социальной политике.
Итак, согласно данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр), регулярно проводящего опросы населения по проблемам социальной сферы, мнения россиян по данному вопросу выглядят следующим образом (см. приложение Б):
Среди прочих злободневных социальных проблем, набравших более 20% голосов, отмечены:
Информация о работе Основные направления социальной политики государства в России