Основные направления социальной политики государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность основных направлений социальной политики государства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты социальной политики государства;
рассмотреть основные направления социальной политики в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты социальной политики государства………..5
1.1 Сущность и основные задачи социальной политики……………………….5
1.2. Основные направления социальной политики…………………………......9
1.2.1 Политика государства в формировании доходов…………………………9
1.2.2 Политика занятости………………………………………………………..13
1.2.3 Социальная защита граждан………………………………………………14
Глава 2 Социальная политика России на современном этапе развития…..17
2.1 Статистка основных социальных показателей………………………….…17
2.1.1 Динамика доходов…………………………………………………………17
2.1.2 Динамика занятости……………………………………………………….19
2.1.3 Показатели жилищных условий населения……………………………...20
2.1.4 Демографическая ситуация……………………………………………….21
2.2 Оценка основных направлений государственной социальной политики..23
Глава 3 Проблемы социальной политики России и пути их решения…….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения………………………………………

Работа содержит 1 файл

Гос регулирование курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

     Последним из наиболее часто употребляемых  показателей дифференциации доходов  является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

     Для характеристики распределения совокупного  дохода между группами населения  применяется индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини). Чем  больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

     Государственная политика доходов является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

     Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

     Реальные  доходы характеризуют номинальные  доходы с учетом изменения розничных  цен (тарифов).

     Реальные  располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. [13, с.607]

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

     Трансфертные  платежи – выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

     Социальные  трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы [13, с.611-612].

     Перераспределение доходов осуществляется прямыми  и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль играет здесь прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

     Так как источниками доходов населения  являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация. [15, с.80-81]

     Индексация  – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

     Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более  напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер [13, с.614].

     1.2.2 Политика занятости

     Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости  обеспечивает и соответствующие  доходы основной части населения. Под  уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

     Фрикционная безработица – безработица, связанная  с добровольной сменой рабочими места  работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.

     Структурная безработица – безработица, возникающая  в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная  безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.

     В странах Запада за последние 30 с  лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия:

  • сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;
  • рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);
  • досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;
  • создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;
  • ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

     Все более важное значение приобретает:

  • создание бирж труда;
  • реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы.

     Следующим элементом системы экономической  безопасности являются фонды страхования  по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды; на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.

     Наряду  с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений и т.д. [15, с.83]

     1.2.3 Социальная защита  граждан

     Социальная защита – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

     Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его  добровольные виды; государственную  систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

     Принципы  социальной защиты:

  • социальная ответственность общества и государства;
  • социальная справедливость в области трудовых отношений,
  • всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;
  • государственные гарантии социальной защиты;
  • экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;
  • заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;
  • многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

     Государственная система социальной помощи реализуется  через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной  программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

     В обязанности государства входит обеспечение функционально способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Социальная политика России на современном этапе развития

     2.1 Статистка основных  социальных показателей

     2.1.1 Динамика доходов

     По  данным Госкомстата РФ, дифференциация по доходам в России в 2009 г. достигла такого уровня, что на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,0% общего объема денежных доходов (в 2008г. - 31,1%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%) [29]. При этом коэффициент Джини за последние пять лет стал еще ближе к единице, что свидетельствует о росте дифференциации доходов в стране (таблица 1). 

     Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения России в 2005-2009 гг. [26]

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009
Денежные  доходы - всего, процентов 100 100 100 100 100
 в  том числе по 20-процентным группам населения:          
 первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,3 5,1 5,1 5,1
 вторая  10,1 9,9 9,7 9,8 9,8
 третья 15,1 14,9 14,8 14,8 14,8
 четвертая 22,7 22,6 22,5 22,5 22,5
 пятая  (с наибольшими доходами) 46,7 47,3 47,9 47,8 47,8
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 15,2 16,0 16,8 16,8 16,7
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,409 0,416 0,423 0,422 0,422

Информация о работе Основные направления социальной политики государства в России